Эмоциональный интеллект и его развитие у детей дошкольного возраста

Абакумова Наталья Анатольевна, педагог-психолог

МБДОУ "ЦРР-д/с "Золушка"

республика Хакасия, г. Абакан


Эмоциональная сфера является важной составляющей в развитии дошкольников, так как никакое общение, взаимодействие не будет эффективным, если его участники не способны, во-первых, «читать» эмоциональное состояние другого, а во-вторых, управлять своими эмоциями. Понимание своих эмоций и чувств также является важным моментом в становлении личности растущего человека. 

Эмоциональный интеллект – это явление, которое объединяет в себе умение различать и понимать эмоции, управлять собственными эмоциональными состояниями и эмоциями своих партнеров по общению. Область изучения эмоционального интеллекта является сравнительно молодой и насчитывает чуть больше одного десятилетия. Однако сегодня этой проблемой занимаются специалисты уже по всему миру.

Эмоциональный интеллект включает в себя самосознание, контроль импульсивности, уверенность, самомотивацию, оптимизм, коммуникативные навыки, умение эффективно выстраивать взаимоотношения с другими людьми. Эмоциональный интеллект играет важнейшую роль в жизни и карьере каждого человека. Однако для того, чтобы этот уникальный вид интеллекта проявился и сработал, он должен развиваться не путем тренингов и семинаров во взрослый период жизни, а еще в детском саду через осознание дошкольником роли и значимости окружающих его людей.

Насколько детям необходимо изучать свой организм и окружающий мир, настолько им также необходимо изучать и свой внутренний мир.  Совершенствование логического мышления и кругозора ребенка еще не является залогом его будущей успешности в жизни.  Поэтому не менее важно, чтобы ребенок овладел способностями эмоционального интеллекта, а именно:

• умением контролировать свои чувства так, чтобы они не «переливались через край»;

• способностью сознательно влиять на свои эмоции;

• умением определять свои чувства и принимать их такими, какие они есть (признавать их);

• способностью использовать свои эмоции на благо себе и окружающим;

• умением эффективно общаться с другими людьми, находить с ними общие точки соприкосновения;

• способностью распознавать и признавать чувства других, представлять себя на месте другого человека, сочувствовать ему.

Знакомство детей с эмоциями начинается в 3-4 года через игровую деятельность. Дети учатся различать настроение, подразделяя на веселое и грустное, хорошее и плохое.

Игра «Лото настроений»

Цель: распознавание различных эмоций.

Описание: для проведения этой игры необходимы наборы картинок, на которых изображены животные с различной мимикой (например, один набор: рыбка веселая, рыбка грустная; следующий набор: белка веселая, белка грустная). Количество наборов соответствует числу детей.

Педагог-психолог показывает детям схематическое изображение той или иной эмоции. Задача детей – отыскать в своем наборе животное с такой же эмоцией.

В средней  группе дети знакомиться с основными эмоциями: страх, радость, злость, обида, жалость, удивление, чтобы помочь ребенку познать все многообразие эмоций и конструктивно выражать свои чувства.

Игра «Жители Острова Страха стали смешными!»

Цель: знакомство с эмоцией «страх», отреагирование его.

Описание: дети рисуют в альбомах любого жителя Острова Страха, а затем дорисовывают его так, чтобы он получился  смешным. Затем проводится выставка в Галерее Смеха, где каждый художник рассказывает о своем творении, стараясь вызвать смех у зрителей. 

Уже на пороге выпуска из детского сада ребенок не только умеет узнавать эмоции, но и осознавать их,  управлять ими.

Игра «Море волнуется»

Цель: упражнять в изображении различных эмоциональных состояний 

Описание: педагог-психолог говорит: «Море волнуется раз, море волнуется два, море волнуется три, эмоция … замри!». Можно обсудить, почему у ребёнка могла возникнуть данная эмоция.

Игра «Закончи предложение»

Цель: осознание своих эмоций и эмоциональных реакций других людей.

Описание: детям предлагается закончить предложение:

Когда ребенок плачет, мама чувствует…

Когда дети играют, они чувствуют…

Когда человек говорит неправду, он чувствует…

Когда ребенок болеет, мама чувствует…

Когда человек остается один, он чувствует…

Когда человек сделал доброе дело, он чувствует

Когда у человека есть друг, он чувствует…

Когда человек видит что-то необычное, он…

Игра «Волшебный мешочек»

Цель: осознание своего эмоционального состояния и освобождение от негативных эмоций.

Описание: перед началом уточните у ребенка, что он чувствует на данный момент, например, он на кого-то обижен. Предложите сложить в волшебный мешочек все отрицательные эмоции – обиду, досаду, злость, грусть. Крепко завяжите этот мешочек и уберите его. Затем возьмите еще один волшебный мешочек и попросите ребенка взять из него любые положительные чувства, которые он хочет.

Работу над развитием эмоционального интеллекта у дошкольников необходимо проводить в тесном сотрудничестве с педагогами и родителями своих воспитанников, где все должны «делать одно дело» - создавать для ребёнка благоприятную, эмоциональную атмосферу, считать его полноправным членом общества, уважать, прислушиваться к его мнению.