Конспект нод "Пересказ сказки"

Деменчук Татьяна Васильевна, методист

МКДОУ  "Детский сад "Светлячок"

с. Мильково, Камчатский край


Цель: продолжать  развивать монологическую речь детей: средствами  устного народного творчества (пересказ сказки).

 

Интеграция образовательных областей:

 Речевое развитие /коммуникация, чтение художественной литературы/, 

 Социально-комуникативное развитие /социализация/

 Художественно-эстетическое развитие /музыка/

 Физическое развитие

 

Задачи:

 Развивать связную речь: учить детей пересказывать текст сказки последовательно, без пропусков и повторений.

 Развивать грамматический строй речи: учить детей объяснять значение слов, упражнять в образовании существительных с уменьшительно-ласкательными и увеличительными суффиксами;

 Обогащать словарный запасчерез подбор синонимов и антонимов.

 

Предварительная работа:

Чтение сказок; рассматривание иллюстраций.

 

Материалы и оборудование: икт/презентация/;деревья;магнитофон, музыка: «В гостях у сказки»,предметные картинки (изображение героев сказки); мнемотаблица.

 

 

Содержание образовательной деятельности:

1. Организационный момент 

«Друг на друга посмотрели,

Крепко за руки взялись,

Влево – вправо повернулись,

И друг другу улыбнулись».

2. Вводная беседа (звучит музыка «В гости сказка к нам пришла»).

- Ребята,  вы догадались, о чем хочет рассказать нам эта музыка? (она приглашает нас в гости к сказке)

- А вы любите сказки? (Да) Так давайте отправимся в путешествие по сказкам. Для этого нужно взяться  за руки и чётко повторять  вместе со мной волшебные слова:

«Ра-ра-ра – в сказку нам идти пора»

(детям предлагается закрыть глаза, повторить волшебные слова, на фоне звучит музыкальный отрывок).

3. Дидактическая игра: «Узнай сказку»

- Ребята, открывайте глазки. Мы с вами очутились в первой сказке. А как она называется, мы сейчас попробуем отгадать (предлагаю детям подойти к экрану, на котором располагается изображение волка и 7  козлят).

- Как вы думаете, как называется эта сказка? (Эта сказка называется «Волк и семеро козлят»). А как Вы догадались? (Мы посчитали.).

- Отправляемся дальше (предлагаю детям встать около пенечков, на которых лежат книжки со сказками для выбора). А сейчас разделимся, девочки будут искать одну сказку, а мальчики  - другую. Задание для девочек: «Аленушка, сестрица моя выплынь, выплынь на бережок» («Сестрица Аленушка и братец Иванушка»). Задание для мальчиков: «Битый, не битого везет. Битый не битого везет».(«Лисичка сестричка и серый волк»)

- Отправляемся по тропинке в гости к следующей сказке (предлагаю детям подойти к экрану, на котором отдельные картинки с изображением лисы, журавля и кувшина). 

- Посмотрите внимательно на эти картинки и отгадайте название этой  сказки («Лиса и журавль»). Почему Вы так думаете?

- Молодцы! Вы правильно угадали названия всех сказок. 

 

 - Ребята, а сейчас навострите ушки и слушайте внимательно!

1. Чтение сказки «У страха глаза велики»

- Сегодня я познакомлю вас с одним произведением, которое называется «У страха глаза велики». Дослушав меня, вы должны определить жанр этого произведения, то есть сказать – сказка это или рассказ.

(Чтение сказки сопровождается показом картинок- схем.)

2. Беседа по содержанию произведения

Вопросы:

1. Вы догадались, какое это  произведение: сказка или рассказ? («Это произведение – сказка»).

2. Почему это произведение называется сказкой? («Это произведение называется сказкой потому, что животные могут разговаривать, чего не бывает в жизни, а только бывает в сказках»).

3. «Вспомните, как  названы в сказке бабушка, внучка, курочка и мышка? («Бабушка-старушка, внучка-хохотушка, курочка-клохтушка и мышка-норушка»).

4. Какие у них были вёдра?» («У бабушки были ведра большие, у внучки — поменьше, у курочки — с огурчик, у мышки — с наперсточек»).

5. В сказке говорится, что водоносы испугались зайца. Какими словами, близкими по смыслу можно о них сказать. Какие они, герои сказки? («трусливые, испуганные, пугливые»).

6. Подберите к этим словам слова противоположные по смыслу («смелые, храбрые, отважные, мужественные»).

7. Все ли слова вам были понятны из текста сказки? (ответы детей). Кто из вас может объяснить значение слова «водонос», «колода», «схорониться».

 

3. ФИЗМИНУТКА

Давайте покажем, как это было, превратившись в главных героев.

Покружитесь, покружитесь                                                                         в героев сказки  превратитесь!

«Бабушка-старушка ведёрки взяла                             

И по воду пошла .   (еле-еле идут, охают)

А за ней вприпрыжку

Внучка да мышка.  (бегут, смеются, пищат)

А за ними бегом

Курочка с ведром.   (бегом, кудахчет :ко-ко-ко)

Воды набрали и

Домой зашагали».   (спокойно идут)

Покружитесь, покружитесь

И в ребяток превратитесь!

 

4. Повторное чтение сказки.

- Сейчас я прочитаю сказку еще раз, а запомнить сказку вам помогут эти схемы. 

5. Пересказ сказки

- Давайте попробуем пересказать сказку, используя эти схемы. Но помните, что нужно в своем пересказе обязательно использовать  предложения из текста сказки и рассказывать так, чтобы все понимали и видели ваши чувства и эмоции, то есть видели как испугались бабушка, внучка, курочка и мышка.

(групповой пересказ сказки – 2-3 раза)

6. Дидактическая игра «Собери картинки»

- (предлагаю детям подойти к столу, на котором лежат разрезанные картинки с изображением бабушки, внучки, курочки, мышки, зайца). 

- Посмотрите внимательно на эти картинки и отгадайте название этой  сказки (У страха глаза велики)

 

 

7. Подведение итогов.

– Понравилась ли вам новая сказка? А что больше всего вам понравилось  в ней?Чему нас научила эта сказка? (Если чего-то испугался, нужно подумать , а на самом ли деле это так страшно и преодолеть страх).

- На этом путешествие наше закончилось. Давайте закроем глазки и произнесем волшебные слова: «Ра-ра-ра – возвращаться нам пора»                                 

                 (дети идут в группу).