Проект "Вода - водичка"

Молчанова Татьяна Николаевна, воспитатель

МБДОУ д/с № 10 "Золотой улей"

город Карасук Новосибирской области


Вид проекта: исследовательски – творческий

Продолжительность: долгосрочный

Участники проекта: воспитатели, дети 5 – 7 лет, родители

Актуальность: Проект разработан в силу особой актуальности проблемы воспитания экологической культуры дошкольников.

    Экологическое состояние нашей планеты и тенденция к его ухудшению требуют отныне  живущих людей понимания сложившейся ситуации и сознательного к ней отношения.

     Прогрессирующее ухудшение здоровья взрослых и детей способствуют различные загрязнения почвы, воды и воздуха, в результате чего люди питаются недоброкачественными продуктами, пьют плохую воду, дышат воздухом с большой примесью выхлопных газов.

      Современное содержание воспитательно – образовательной работы с детьми дошкольного возраста предполагает гуманизацию всего педагогического процесса. Огромная роль в организации этой проблемы отводят экологическому образованию детей. На сегодняшний день экологическая грамотность, бережное отношение к природе стали залогом выживания человека на нашей планете. Кроме того, экологическое образование детей – это огромный потенциал их всестороннего развития.

Формирование у детей знаний о различных явлениях окружающей природы должно сочетаться с пониманием ценности природы для общества и человека, с овладением нормами поведения в природной среде. Это достигается путем решения задач воспитания экологической культуры дошкольников.

       Воспитание экологической культуры – долгий путь формирования правильных способов взаимодействия с природой. Понимание элементарных связей, существующих в природе, чувство сопереживания всему, действенная готовность его созидать, восприятие красоты природы – вот составляющие экологической культуры. Детям необходимо прививать навыки экологически грамотного отношения в быту, научить бережно и экономно относиться к воде. Обратить внимание на то, что даже такой привычный объект, как вода, таит в себе много неизвестного. Все это подчеркивает актуальность данного проекта.

      Реализация проекта «Волшебница Вода» осуществляется  в процессе организации совместной деятельности взрослого и детей во второй половине дня по перспективному планированию 1раз в неделю. Во время занятия проводится 2-3 эксперимента в зависимости от сложности в форме игры – экспериментирования. Организация опытно – экспериментальной деятельности проходит в форме партнерства взрослого и ребенка, что способствует развитию у ребенка активности, самостоятельности, умению принять решение, пробовать делать что – то, не боясь, что получится неправильно, вызывает стремление к достижению, способствует эмоциональному комфорту, развитию социальной и познавательной деятельности.

Постановка проблемы: Развитие познавательной активности детей. Вовлечь детей в активное освоение окружающего мира, помочь им овладеть способами познания связей между предметами и явлениями. Развитие любознательности в процессе активной познавательно – исследовательской деятельности.

   В проекте используется метод педагогической интеграции.

Проблема: Отсутствие у детей представлений о значении воды в жизни человека, об основных источниках загрязнения воды, его последствиях, мероприятиях по предотвращению загрязнения воды.

 

Цель: Формирование у детей осознанного, бережного отношения к воде, как важному природному ресурсу, то есть воспитание экологического сознания. Выявление утечки чистой воды и практических дел, направленных на сбережение запасов чистой воды.

 

Задачи:

1.            Систематизировать и расширить представления детей о свойствах воды.

2.            Способствовать формированию позитивного отношения к воде (познавательного, бережного, созидательного).

3.            Развивать умение формулировать проблему, анализировать ситуации, планировать эксперимент, продумывать ход деятельности для получения желаемого результата, делать выводы на основе практического опыта.

4.            Активизировать природоведческий словарь ребенка.

5.            Воспитывать чувство взаимопомощи, аккуратности при проведении опытов.

Старшая группа:

1.                Способствовать формированию представлений о воде как среде обитания растений, животных, человека.

2.                Научить устанавливать сходство и различие свойств воды в разных агрегатных состояниях.

3.                Дать представление о процессе перехода воды из одного агрегатного состояния в другое, о процессе конденсации

4.                Расширить представление о значении воды в разных агрегатных состояниях для природы и человека (под снегом и льдом сохраняется тепло, достаточное для жизни).

Подготовительная группа:

1.                Подвести к пониманию круговорота воды в природе, механизма конденсации.

2.                Дать представление о некоторых жидкостях, об упругости, давлении, выталкивающей силе жидкости.

3.                Раскрыть понятие о водной системе на нашей планете, об отрицательной и положительной роли человека.

4.                Дать представление о природных катаклизмах (наводнение, засуха).

5.                Научить разным способам очистки воды.

6.                Рассказать о некоторых особенностях водной среды обитания: рек, озер, морей, океанов. Рассмотреть воду как источник энергии (ТЭЦ, двигатели), показать ее народно – хозяйственное значение ( водопровод, канализация, система орошения полей, рыбоводческие хозяйства и т.д.).

7.                Способствовать формированию представления о приспособленности человека к пребыванию в водной среде (дыхание, передвижение, погружение на глубину).

 

 

Предполагаемый результат (старший возраст)

·                   Воспитание у детей бережного отношения к объектам окружающего мира, умения видеть красоту окружающего мира.

·                   Формирование представлений о некоторых природных объектах, явлениях, закономерностях; привитие навыков экологически грамотного поведения в природе и в быту.

·                   Умения прогнозировать свои действия по отношению к окружающей среде; желания предпринимать определенные действия по ее сохранению и улучшению.

·                   Обогащение словаря, развитие наблюдательности, любознательности, интереса к познавательной деятельности.

·                   Ребенок может ставить проблему, находить пути решения, планировать, самостоятельно работать с информацией, быть ответственным партнером, уважать мнение собеседника.

·                   Появление стимула для работы и познания с удовольствием, с желанием; формирование у детей опытно – исследовательских навыков.

 

Взаимодействие с родителями:

1.                Посещение с ребенком городской библиотеки для накопления информации о воде.

2.                Изготовление книжек – малышек.

3.                Создание альбома «Мир воды»

4.                Создание коллажа «Круговорот воды в природе»

5.                Консультация по теме: «Мои первые опыты».

6.                Консультация по теме: «Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников».

 

Взаимодействие с педагогами:

1.                Методические рекомендации по теме.

2.                Привлечение воспитателя по изодеятельности; педагога – психолога, музыкального руководителя.

3.                Консультация по теме «Опытно – экспериментальная деятельность дошкольников».

4.                Мастер – класс «Волшебница – вода».

 

 

 

ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА:

Подготовительный этап проекта:

1.                Подобрать и изучить методическую литературу по теме проекта.

2.                Пополнить развивающую среду:

·                   Подбор художественной литературы по теме;

·                   Подбор энциклопедий, карт, схем;

·                   Составление картотек загадок, ребусов, стихов, поговорок;

·                   Составление картотеки опытов с водой;

·                   Подготовка оборудования для опытов с водой.

 

 

1.                Разработать перспективный план занятий познавательного цикла.

2.                Подготовить информацию для родителей по темам:

·                   Эксперимент в детском саду;

·                   Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников;

·                   Почему воду нужно беречь?

·                   Составление схемы «Круговорот воды в природе».

·                   Провести презентацию «Мир воды».

 

 

    Исследовательский этап проекта в старшей группе

 

Вид деятельности

Интеграция образовательных областей

Совместная деятельность взрослого и детей

Работа с родителями

Игровая

«Физическая культура», «Художественное творчество», «Познание», «Музыка», «Социализация», «Здоровье».

Дидактические игры: «Отвечай быстро», «Четвертый лишний», «Да – нет», «Пишущая машинка», «Капитан укладывает чемодан», «Кто быстрее соберет?», «Круги на воде». Игры с водой, игры со снегом.

Помощь в подготовке необходимого оборудования для проведения опытов с водой.

 

Посещение с ребенком детской библиотеки для накопления информации о воде

 

Создание коллажа «Круговорот воды в природе».

Двигательная

«Физическая культура», «Социализация», «Здоровье».

Подвижные игры: «Ходят капельки по кругу», «Ручеек», «Мы – водные животные». «Караси и щука», «На болоте».

Познавательно - исследовательская

«Познание», «Коммуникация», «Безопасность».

Эксперимент: «Какой бывает вода?» (теплой, холодной, горячей).

Эксперименты: «Вода способна смачивать и очищать предметы», «Как выйти сухим из воды», «Поверхностное натяжение воды».

Занятие «Кому нужна вода?» Опыты: «Вода нужна всем», «Растения пьют воду», «У растения внутри есть вода».

Рассматривание снежинок. Опыты: «Пар – это вода», «Лед – это вода», «Иней», «Превращение в воду».

Занятие «Поможем воде стать чистой» Опыт «Очистка грязной воды». Занятие «Берегите воду». Занятие «Ручейки и озера» Занятие «Кто живет в реке» (с элементами театрализации).

Трудовая

«Труд»

Создание ледяных построек, украшение территории детского сада разноцветными льдинками.

Коммуникативная

«Коммуникация», «Здоровье»

Беседы: «Где живут капельки», «Чем отличается вода в морях и океанах от речной, озерной?», «Какие свойства воды ты знаешь?», «Зачем человеку вода?». «Что растет в воде?

Чтение (восприятие художественной литературы)

«Чтение художественной литературы»

Н. А. Рыжова «История одного пруда», «Жила – была Река», «Как люди речку обидели».

Продуктивная

«Художественное творчество»

Ручной труд (конструирование из бумаги) «Белая кувшинка» Рисование «Круговорот, как я его понимаю»

Музыкальная

«музыка»

Использование музыки.

 

Совместная деятельность с детьми

1.     Чтение художественной литературы о природе: Г.-Х. Андерсен «Русалочка», сказка «День рождения Дельфиненка», «Сказки и были о морях и океанах», стихи А.С. Пушкина «О море», Н.А. Рыжова Не просто сказки…Экологические рассказы, сказки», К. Чуковский «Мойдодыр»

 и др.

2.     Использование фольклорных материалов.

3.     Рассматривание энциклопедии «Жизнь в пресной воде», «Водоемы».

4.     Беседы на темы:

·          Какие водоемы на нашей планете ты знаешь?

·          Чем отличается вода в морях и океанах от речной, озерной?

·          Какие свойства воды ты знаешь?

·          Зачем человеку нужна вода?

·          А еще кому нужна вода?

·          Что было бы, если бы с земли ушла вода?

5.     Рассматривание иллюстраций с изображением реки, озера, моря; предметных картинок с сюжетами использования воды.

6.     Составление кроссвордов, ребусов.

7.     Отгадывание загадок.

8.     Наблюдения за природными явлениями, связанными с водой (изморось, иней, сосульки, капель, ручейки и т.д.).

9.     Экскурсии.

10.Просмотр диафильмов о природе.

11.Игры – эксперименты, игры – опыты.

12.Подвижные игры: «Караси и щука», «На болоте», «Ручеек», «Капельки».

13.Моделирование «Круговорот воды в природе»

14.Составление памятки «Правила поведения на воде».

15. Дидактические игры: «Отвечай быстро», «Четвертый лишний», «Да – нет», «Кто быстрее соберет». «Подскажи словечко», «Круги на воде», игры с водой, игры со снегом.

 

Совместная деятельность с родителями:

1.                 Создание альбома «Мир воды».

2.                 Посещение с ребенком городской библиотеки для накопления информации о воде.

3.                 Создание коллажа «Круговорот воды в природе»

4.                 Изготовление книжек – малышек о воде.

 

Совместная деятельность с педагогами МБ ДОУ

1.                 Методические рекомендации по данной теме.

2.                 Привлечение воспитателя по изодеятельности; педагога – психолога, музыкального руководителя

3.                 Поиск методической литературы.

 

Заключительный этап проекта:

1.                       Презентация коллажа «Её величество Вода» для детей старшей группы.

2.                       Итоговоезанятия в старшей группе  «Удивительные свойства воды»

3.                       Экскурсия с участием родителей группы к минеральному источнику санатория «Виктория».

4.                       Изготовление Лепбука «Царица планеты Земля»

5.                       Спортивн6ое развлечение для детей старшей группы «Волшебница Вода».