План-конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми старшей группы по теме: "Художественная литература как средство всестороннего развития. Познавательная книга"

Рипанова Наталья Николаевна, воспитатель

МБДОУ №3 "Светлячок"

г.Берёзовский


Интеграция: «Познавательное развитие», « Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие»

Задачи:

«Познавательное развитие» Развивать умение анализировать, проводить испытание-опыт, обобщать и сравнивать результат, делать вывод. Закреплять  и углублять знания о свойствах бумаги; об истории создания книги, о видах книг, расширять представления о родном крае;

«Речевое развитие»  Упражнять в умении делить двух и трёхсложные слова на слоги, строить сложноподчинённые предложения, используя союзы(чтобы, потому что),совершенствовать умение делать выводы, излагать мысли понятно для окружающих; составлять рассказы о предметах с помощью схем.

«Социально-коммуникативное» Формировать умение к совместной деятельности со сверстниками(выбирать предмет для испытания опыта, договариваться)

Методы и приёмы: 

Практический -игра  «Покажи и расскажи», выполнение испытания-опыта с бумагой, работа со схемой.

Наглядный-рассматривание иллюстраций и картинок ,демонстрация слайдов.

Словесный-проговаривание пословиц о книгах, чтение стихов ,составление рассказов о предмете по схеме, ситуативный разговор.

Материал и оборудование: картонный ключ в виде цифры 7, указка, карта Кемеровской карты, картинки с изображением животных и птиц нашего края и жарких стран, подносы, береста, камень, глина, ноутбук,  конверт с образцами бумаги, подставки,карандаши,ножницы,маркеры,перчатки,салфетки,корзиночки.,пластилиновые страницы(на каждого ребёнка),подставка для пластилиновой книги, аудиозапись.

 

Формы организации совместной деятельности

 

Детская деятельность                Формы и методы организации

1.Игровая                                        Игровая ситуация «Кто живёт в лесу 

                                                           Кемеровской области.»

                                                           Игра «Расскажи и покажи»

2. Коммуникативная                    Составление рассказа, проговаривание 

                                                            пословиц, беседа и вопросы.

3.Познавательно-исследо    

вательская Решение  проблемной  ситуации, испытание-

                                                          опыт.

Логика образовательной деятельности:

1.Организационный момент и беседа.

Воспитатель: Доброе утро! Солнцу и птицам!

                           Доброе утро! Улыбчивым лицам.

                           И каждый становится добрым и доверчивым…

                           Пусть доброе утро длится до вечера.

Ребята, давайте поздороваемся с нашими гостями и подарим им наши улыбки. А теперь посмотрите все друг на друга и подарите свои улыбки.

Добрый день, дорогие дети и взрослые! Сегодня я приготовила вам сюрприз!

Хотите узнать какой.

Дети: Да, конечно!

Воспитатель: Давайте подойдём к столу. Я принесла вам волшебную занимательную книгу, но она закрыта и открывается ключом. Выбирайте нужный ключ из трёх ключей.

Дети: Ключ с цифрой 7

Воспитатель: Да, ребята правильно, ключ с цифрой 7, а цифра 7 говорит,  что нужно назвать 7 пословиц о книгах, дети вы знаете пословицы о книгах, назовите их по очереди.

Дети называют пословицы:

Будешь книжки читать-будешь всё знать.

Береги книгу- она поможет тебе жить.

Если книг читать не будешь, скоро грамоту забудешь.

Золото добывают из земли, а знания из книг.

Книга твой друг, без неё как без рук.

Хорошая книга, лучший друг..

Книга-ключ к знаниям.

2.Выполнение заданий и упражнений.

Воспитатель(Книга открывается под музыку)Приглашаю вас прогуляться по страницам этой книги! Ребята , кто изображён на портрете, вы узнали.

Дети: Корней Чуковский

Воспитатель: Правильно, Корней Иванович Чуковский. Давайте-ка вспомним какие сказки он написал.

Дети: «Тараканище», «Муха-Цокатуха», «Федорино горе». «Айболит», «Бармалей», «Краденое солнце», «Телефон», «Мойдодыр», «Путаница».

Дети читают отрывки из сказок Чуковского.

Воспитатель:  Дети, а сказки бывают какие народные и …

Дети: Народные, авторские, волшебные.

Воспитатель: А чем они отличаются .

Дети: Народные-написал народ, авторские-автор, волшебные-с волшебной палочкой, с волшебством.

Воспитатель: Скажите, ребята Корней Чуковский писал свои сказки в стихах или в прозе.

Дети: Корней Чуковский писал свои сказки в стихах.

Воспитатель: Правильно ребята, молодцы! Переходим на следующую страницу.

-На этой странице родимый наш край.

 

Здесь всё сердцу мило открой  и узнай!

  

Что вы видите на этой странице?

Наша кемеровская область. Нужно выбрать животных и птиц, обитающих в лесах нашей кемеровской области. Но прежде чем поместить их на карту, необходимо назвать животное или птицу и определить в слове количество слогов,  прохлопав их.

Почему вы не поместили на карту пингвина, слона, жирафа?

Дети: Эти животные живут в Африке.

Воспитатель: 

-Книга нам про всё расскажет,

-Книга нам про всё покажет.

-Если книгу прочитаешь,

-Много нового узнаешь.

Здесь какая-то схема. А на столах: подносы с берестой, камнями, глиной.

Предлагаю подойти к столу и взять по одному предмету и вдвоём обследовать его.

А сейчас мы сыграем в игру с этими предметами «Покажи и расскажи»

Дети рассказывают о камне, глине и бересте, используя схему:

Дети: Камень. Тяжёлый. Лежит. Можно перетаскивать.

Глина. Мягкая. Лежит в земле. Можно лепить.

Береста. Белая. Расслаивается . Можно плести.

Воспитатель: Кто из вас догадался, что объединяет эти предметы? В давние времена на них писали книги. Прежде чем перейти на следующую страницу, книга предлагает отправиться за знаниями.

Сейчас мы с вами посмотрим, как выглядели книги несколько тысячелетий

Назад (презентация «Создание книг»-картинка-книга на камне). В Древнем Египте, когда люди ещё не знали бумаги, они высекали слова-знаки иероглифы на каменных плитах.

Это глиняная книга. Древние народы делали книги из глины. Они выдавливали знаки острой палочкой на плитках из мягкой глины. Потом глиняные таблички  сушили или обжигали. Из них и составляли книги.

А на чём ещё писали в старину?

Дети: На бересте. Это были берестяные грамоты.

(Воспитатель показывает, какие существуют современные книги).

После просмотра дети перечисляют: Старинная книга, электронная, справочник, энциклопедия, книжки-малышки, рукописные книги, учебники, музыкальные книги.

Предлагаю вам дети  немного отдохнуть и отправиться в гости к гному, вы

Согласны?

Дети: Да.

Физкультминутка «Гном»

-Кто живёт под потолком? (дети разводят руки в стороны).

-Гном.(Руки уголком над головой)

-У него есть борода? (Разводят руки).

-Да. (Ладони у подбородка).

_И машинка и жилет? (Разводят руки).

-Нет.(Ладони на груди).

-Как встаёт он по утрам? (Руки вверх)

-Сам. (Руки на поясе).

-Утром кофе с ним пьёт ? (Разводят руки).

-Кот. (Усики делают пальчиками)

-И давно он так живёт ? (разводят рук).

-Год. (Указательный палец вверх)

-Кто с ним бегает вдоль крыш? (разводят руки)

-Мышь. (Дети делают ушки)

-Но и как его зовут? (Разводят руки)

-Скрут .(Руки в замок)

Воспитатель: Ребята, предлагаю вам сегодня создать новую книгу.

Все мы знаем, что книги пишут на бумаге, а бумага бывает разной. И я затрудняюсь в выборе бумаги. Может быть, годится любая бумага? Чтобы не было споров, проведём испытание. На её страницах должны быть и текст, и рисунок.

Проверим, можно ли на наших образцах рисовать и писать. Действуйте!

Испытание-опыт: Достают из конверта образцы бумаги(картон, бумажная салфетка и писчая бумага).Рассматривают внимательно, подходят ли она для книги.

Дети: Удобно рисовать и писать на картоне и писчей бумаге, а на бумажной салфетке неудобно, она рвётся.

Воспитатель: Итак, уважаемые исследователи, подведём итог.

Какая бумага выдержала испытание? Какую бумагу лучше использовать для книги и почему?

Дети: Для книги лучше использовать писчую бумагу, потому что на ней хорошо рисовать и писать, она легко сгибается, её удобно резать, она прочная.

Воспитатель: Знаете ли вы, что есть необычные книги: шоколадные, мармеладные ,пряничные и даже пластилиновые.

-Сейчас я, предлагаю сделать необычную пластилиновую книгу. У вас на столах лежат пластилиновые страницы. Нарисуйте на них свой рисунок.

Страницы тех, кто выполнит задание, мы соберём в одну книгу. Придумаем  название нашей книги.

Дети предлагают свои названия: «Сказки», «Придумалки», «Рассказы о зайчатах» и др.(Во время задания звучит музыка)

Дети рисуют на пластилиновых страницах. Затем пластилиновые страницы собирают в книгу. Идут в центр «Библиотека».

Воспитатель: Посмотрите ребята у нас в библиотеке много книг, какие книги вы видите на столе?

Дети называют: Книжки-малышки, книжки-раскладушки, книги музыкальные и др.

Воспитатель: Ребята, каждый день в библиотеке вы смотрите книги и они у вас  в хорошем состоянии. Почему?

Дети: Мы аккуратно перелистываем страницы, моем руки, перед тем как взять книгу. Поэтому книги у нас в хорошем состоянии.

Воспитатель: И нашу книгу мы тоже поставим на отдельную полочку, для книги которую мы с вами сейчас изготовили нужно особое место, с ней нужно бережно обращаться, не портить страницы, потому что она пластилиновая может испачкать другие книги. А теперь вернёмся к занимательной книге.(Читает детям слова из книги)

Если хочешь много знать,

Многого добиться,

Обязательно читать 

Должен научиться.

Книжки могут рассказать

Обо всём на свете.

Очень любят их читать

Взрослые и дети.

А занимательную книгу закрываем, и будем беречь её у нас в группе.