Интегрированное занятие "Русская матрёшка"

Рипанова Наталья Николаевна, воспитатель

МБДОУ №3 "Светлячок"

г.Берёзовский

 


Цель: Знакомство детей с русской народной игрушкой-матрёшкой.

Формировать эмоциональную отзывчивость на восприятие деревянной матрёшки как    символа  русского народного искусства.

Задачи: Познакомить детей с историей матрёшки.

Развивать интерес к народному творчеству.

Развивать творческие способности детей через приобщение к народному творчеству и прикладному искусству.

Воспитывать бережное отношение к игрушкам.

Оборудование и материалы: ноутбук, презентация «История матрёшки», два  изображения матрёшки для сравнения «Найди 5 отличий ».

Раздаточный материал:  игрушки-матрёшки, плоские картонные изображения матрёшек, фломастеры, цветные карандаши, кукольная  чайная посуда разного цвета.

Ход занятия: 

Дети заходят под музыку «Мы весёлые матрёшки». Здороваются с гостями,

садятся.

Воспитатель: ( Стук в дверь) Кто стучится к нам? Пойду,  посмотрю. (идёт к двери, возвращается с посылкой) Ребята, к нам пришла посылка из детского сада «Рябинка», но что в ней я не знаю, гремит, (открывает посылку) ох, какие здесь игрушки,  ребята. Сейчас я вам прочитаю загадку, а вы отгадайте что за игрушки лежат в посылке.

Загадка:             Есть для вас одна игрушка

                             Не лошадка, не Петрушка.

                             Алый шёлковый платочек,

                             Яркий сарафан в цветочек.

                              Упирается рука в деревянные бока.

                              А внутри секреты есть,

                              Может три, а может шесть.

                              Разрумянилась немножко,

                              Наша русская…матрёшка.

Дети: Матрёшка

Воспитатель:       Сто лет назад известный мастер

                                Игрушку чудную создал

                                А как назвать её не знал.

                                Красивая игрушка

                                Похожа на Катюшку,

                                А может на Танюшку?

                                Ей имя подбирал

                                Красивая игрушка

                                Как русская девчушка

                                И мастер ту игрушку

                                Матрёшкою назвал.

                                С тех пор живёт матрёшка.

                                Как русский сувенир.

                                Шагает по планете

                                И радуется мир.

Воспитатель: Ребята, а матрёшка наша  необычная, а с секретами. Любите секреты?      Хотите узнать о матрёшке много интересного?

Дети: Да

Воспитатель: (откручивает первую матрёшку, там записка). Записка ответьте на вопросы: 1.Как зовут игрушку?

Дети: Матрёшка

Воспитатель: На 2 вопрос ответит Маша , слушай вопрос. 2.Посмотри внимательно и расскажи какая матрёшка, опиши её? 

Ребёнок: Матрёшка расписная, яркая, нарядная, красивая.

Воспитатель: (Откручивает ещё одну матрёшку). Следующий вопрос.  3.Данил, кто расписал матрёшку?  

Ребёнок: Матрёшку расписал художник.

Воспитатель: Какими красками расписал художник матрёшек, Стёпа?

Ребёнок: Художник расписал матрёшек яркими сочными красками: красной, жёлтой, зелёной, синей, чёрной.

Воспитатель: (открывает следующую матрёшку). Вопрос 4. Настя, из какого материала сделана матрёшка?

Ребёнок: Матрёшка сделана из дерева липы, берёзы, осины.

Воспитатель: (открывает следующую матрёшку), И последний вопрос. Давайте рассмотрим наших красавиц. Во что одеты наши матрёшки?

Дети: Матрёшки одеты в сарафан, платок, бусы, фартук.

Воспитатель: Ребята, как можно ласково назвать матрёшку?  Правильно Мотя, Матюша, Матрёнушка, Матрёна.

Воспитатель: Молодцы ребята. Наши матрёшки хохотушки- веселушки очень любят играть и танцевать. Давайте мы с вами немного потанцуем. Вставайте в хоровод.

                                    Физминутка  «Мы весёлые матрёшки»

Весёлые матрёшки      (Хлопают в ладоши)

Ладушки, ладушки

На ногах сапожки         (Руки на поясе, выставляют одну ногу, затем другую)

Ладушки, ладушки

Сарафаны пёстрые                  (Разводят руки в стороны)

Ладушки, ладушки

Яркие платочки                        (Наклоны головой влево и вправо)

Ладушки, ладушки

Любим танцевать                     (Топают ногами)

Ладушки, ладушки

Раскраснелись наши щёчки  (Трут щёки круговыми движениями)

Ладушки, ладушки

Мы весёлые матрёшки          (Кружатся вокруг себя)

Ладушки, ладушки

Мы похожи словно сёстры   ( Хлопают в ладоши). Дети садятся.

Ладушки, ладушки.

Воспитатель: Ребята, вы хотите узнать историю, как появилась игрушка-матрёшка.

Дети: Да, хотим.

Воспитатель: Усаживайтесь поудобней, будем смотреть и слушать.

 

Презентация «Русская матрёшка»

 

Воспитатель: Скажите, ребята, понравилась вам  история матрёшки?

Дети: Да.

Воспитатель: Подумайте и скажите,  для чего мастера делают матрёшек?

Дети: Играть.

Воспитатель: Правильно, ребята. А в какие игры с матрёшками можно поиграть, кто знает, поднимите руку.

Дети отвечают.

Воспитатель: Сейчас одна матрёшка мне шепнула на ушко, что она хочет с нами поиграть, вы согласны.

Дети: Да.

Игра №1 Гимнастика для глаз «Отыщи матрёшку глазами» 2раза.

Цель: Профилактика заболеваний глаз

Воспитатель перемещает матрёшку влево-вправо, вверх-вниз.  Дети следят за матрёшкой глазами.

Игра №2  Дидактическая игра «Собери ряд от самой высокой до самой низкой », «Собери ряд от самой низкой до самой высокой матрёшки».

Цель: Развить умение составлять ряды на увеличение и уменьшение величины предметов

       Игра №3  Дидактическая игра «Чья юбочка»

 Цель: найти к первой части матрёшки соответствующую ей нижнюю вторую половину.

Игра №4  «Найди свой стульчик»

Цель: Найти кружок соответствующий основанию матрёшки

Воспитатель: Наши матрёшки любят смотреть мультики, а для этого их нужно рассадить на свои стульчики.

Игра №5 Подвижная игра «Прокати матрёшку до хоровода» (музыка)

Две команды. Два игрока везут на машинках по матрёшке, довозят до маленькой берёзки и ставят их в хоровод, возвращаются и передают машинки другим игрокам. Игра продолжается до тех пор пока не перевезут всех матрёшек в хоровод.

Цель : Развивать двигательную активность.

Воспитатель: Ребята, наши матрёшки любят пить чай с баранками. Давайте пригласим их на чаепитие. Берите матрёшек из хоровода по одной идём за мной по тропинке. (музыка «Во поле берёзка стояла») Вот мы и пришли. Рассаживайте матрёшек на стульчики. Ребята, но вот беда, все чашки и блюдца перемешаны нужно расставить их правильно. К  жёлтому блюдцу жёлтую чашку, к красному красную чашку, к синему синюю чашку, к зелёному зелёную чашку.

Воспитатель: Посмотрите, а в стороне стоят ещё матрешки. Подойдите сюда. Посмотрите, они одинаковые или нет. Правильно разные. Нужно найти 5 отличий.

(Дети находят 5 отличий)

Воспитатель: Этим матрёшкам скучно, как можно им помочь, как вы думаете.

Дети отвечают

Воспитатель:  Правильно  сделаем им подружек. Но вот досада, сарафаны то у них не расписаны. Давайте, ребята сегодня попробуем стать  мастерами-художниками, распишем вот этим матрёшкам сарафаны.

                                   Мастера, скорей за дело

                                   Украшай матрёшек смело,

                                   Выбирай любой узор

                                   Чтобы радовал он взор.

Дети расписывают плоских матрёшек.

Воспитатель: Ребята заканчиваем рисовать, давайте прикрепим наших матрёшек на магнитную доску и полюбуемся на них. (Дети рассматривают и сравнивают свои работы, у кого получилось хорошо , у кого не очень).

Воспитатель: Ребята, с какой игрушкой мы сегодня познакомились? 

Дети: Матрёшкой.

Воспитатель: Какая матрёшка?

Дети: Красивая, яркая, расписная, нарядная.

Воспитатель: А из какого материала она сделана?

Дети: Матрёшка сделана из дерева.

Воспитатель: А какие бывают матрёшки по размеру?

Дети: Матрёшки бывают разные: большие, маленькие, средние.

Воспитатель: В какие игры можно поиграть с матрёшками?

Дети:  С матрёшками можно поиграть, покачать, уложить спать, погулять,

собрать, разобрать, построить домики для матрёшек.

Воспитатель: Как нужно обращаться с матрёшками и другими игрушками?

Дети: С игрушками нужно обращаться бережно и аккуратно.

Воспитатель: Ребята, скажите, вам понравилось наше занятие?

Дети: Да.

Воспитатель: Что больше всего вам понравилось?

Дети отвечают

Воспитатель: Занятие наше закончено. Дети, попрощайтесь с гостями.

Дети прощаются .