Методическое объединения воспитателей "Практические вопросы профессиональной компетентности педагогов в построении эффективного взаимодействия  с участниками образовательного процесса"

Краева Елена Александровна, воспитатель

Калинина Екатерина Владимировна, учитель-логопед

МБДОУ детский сад компенсирующего вида № 53 "Сказка"

Челябинская область, г. Озерск


Тема: «Практические вопросы профессиональной компетентности педагогов в построении эффективного взаимодействия  с участниками образовательного процесса».

Цель: повышение уровня профессиональной компетентности педагогов в  вопросах профессионального взаимодействия.

Задачи:

·       Актуализировать существующие трудности и найти пути решения по проблемам взаимодействия с родителями и коллегами ДОУ

·       Упражнять педагогов в умении доказывать свою точку зрения

·       Содействовать повышению уверенности педагогов в публичных выступлениях.

Ход мероприятия:

Здравствуйте, уважаемые коллеги!

Сегодня мы открываем второе заседание методического объединения воспитателей, которое посвящено теме: «Практические вопросы профессиональной компетентности педагогов в построении эффективного взаимодействия с участниками образовательного процесса».

Готовясь ко второму методическому объединению для нас стали приоритетными для обсуждения  ваши ответы на вопрос: «Какие трудности профессионального общения вы испытывайте… » Проанализировав ответы, мы объединили их в три блока:

1 блок: «Я» - трудности» («Волнение при выступлении перед публикой»)

2 блок: «Трудности взаимопонимания в общении с родителями. Конфликт. Пути выхода из конфликта»

3 блок: «Трудности профессионального общения в коллективе».

Блок 1: Сегодняшнюю нашу встречу мы хотим начать с очень интересной притчи:

Жил – был на белом свете Мастер.

- Какой такой Мастер?

- Мастер дела. Какого то дело было, мы не ведаем. Но дело то было важное, ответственное….Много он знал – был настоящим умельцем. Ах да, он работал в дошкольном детстве.

- Значит был педагогом?

- Да! Слава шла, что мог он любого научить уму разуму! И собралась вокруг того мастера толпа учеников: «Расскажи, да расскажи, как же ты учишь воспитанников своих. Поделись делом…»

Приосанился Мастер гордо, да занял позицию поучителя. Обвел всех взглядом…. Увидел множество глаз, любопытных и просящих, интересующихся и пытливых… и оторопел слегка: сколько же вас! Вдохнул еще раз – воздуха не хватает. Желается сказать, да голос дрожит. Ноги будто ватными стали. Ответственность-то какая! Не дай Бог оплошать, да не то рассказать! Потом ведь разнесут по всему белу свету!...

Стоп, дружище рассказчик! Давай на время оставим бедного Мастера в покое и обратимся к слушателям…

Знакома вам это? Оказывается, такого рода ситуации является особо актуальными. И первом блоке «Я - трудности», мы хотим поговорить о том, «Как преодолеть волнение перед выступлением?»

         Как известно, в условиях современного дошкольного образования, нам педагогам,   необходимо соответствовать современным профессиональным требованиям, что предполагает выступления, открытые мероприятия перед родителями и коллегами, в процессе которых, естественно, каждый из нас испытывает в такие моменты волнение. 

«Как перестать бояться публичных выступлений?» — этот вопрос актуален не только для начинающих педагогов, но и для педагогов со стажем. Психологи предполагают, что возможно, самая первая причина, провоцирующая страх публичных выступлений, зарождается еще в детстве. Когда маленький ребенок впервые громко говорит в людном месте,  то родитель произносит фразу: «Тихо. »  или попросит его молчать.

Почему у человека возникает фобия излагать мысли перед аудиторией? Попробуйте озвучить ваши предположения….(передавая «микрофон»)

Педагоги высказывают своё мнение…..(Ведущий записывает ответы на доску…..)

-  «…..с доски» - такие мысли приводят нас в состояние особой тревожности. Такую фобию возможно контролировать, предварительно разъяснив для себя как она возникает и какие способы преодоления существуют. Мы предлагаем ответить на этот вопрос известного психолога ……

«ВИДЕО» «Как преодолеть страх публичных выступлений»

Предлагаем освободить место для новых мыслей. Что если их переделать с точностью до наоборот?

Я смогу! Я сделаю это! Я самый лучший! У меня все получится! У всех получается. Я что, хуже других? Все будут мне аплодировать!

Игра «Представь коллегу»

Мы предлагаем вам немного потренироваться и представить коллегу не называя её. А мы с вами попробуем узнать, кого описывает нам коллега.

Этот блок хотим завершить полезными советами, представленными в памятке.

Раздать памятки (приложение №1)

Поэтому хотим сделать вывод, что «Не стоит бояться публичных выступлений, т.к. они способствуют личностному и профессиональному росту».

Блок 2: Игра «На мосту»

Переходя ко второму блоку нашей встречи, мы предлагаем вам поиграть и представить следующую ситуацию: «На узком длинном мосту встречаются два человека. Каждому нужно попасть на свой берег как можно быстрее. Внизу течет глубокая бурная полноводная река. Оба не уступают друг другу, настаивая на том, что именно оппонент должен уступить дорогу.

Инструкция: Уважаемые коллеги, вы встретились на узком мосту. Ваша задача всеми способами убедить оппонента уступить дорогу именно вам. При этом одинаково важно обоим перейти на другую сторону. Ваша задача отстаивать свою точку зрения. 

 (Выбираются два игрока. Проигрывается ситуация «Двое на мосту»)

- Уважаемые коллеги, нам с вами была представлена ситуация, как вы думаете, что произошло между участниками?

В этой ситуации участники продемонстрировали «столкновение». А что означает слово «столкновение» в переводе с латинского? – «Конфликт»

- Ежедневно, в процессе нашей профессиональной деятельности,  мы общаемся с участниками образовательного процесса:  с коллегами и родителями воспитанников, но порой в общении мы сталкиваемся с разными, непростыми ситуациями. Давайте поговорим о том, что же такое конфликт? Конфликты в системе «педагог - родитель».

Конфликт (от лат. Conflictus – столкновение) – это отсутствие согласия между двумя или более сторонами, которые могут быть конкретными лицами или группами. СХЕМА на доске

- Что может привести к  конфликту?

Это конфликтогены, по другому: слова, действия, поступки, недопонимания.

Формула конфликта:

конфликтная ситуация (накопившиеся противоречия )+ повод (инцидент) “последняя капля”=конфликт.

Если конфликты способствуют принятию обоснованных решений и развитию взаимоотношений, то их называют конструктивными.

Конфликты, препятствующие эффективному взаимодействию и принятию решений, называют – деструктивными.

Уважаемые коллеги, давайте с вами представим. Возникла ситуация, требующая разрешения. А ситуации такая: «В детском саду на утренниках в парных танцах танцуют мальчик с мальчиком». Какой выход из данной ситуации вы могли бы предложить?

Выделяют пять основных форм взаимодействия в конфликтной ситуации:

Противодействие – ориентация на собственные цели без учета целей партнера по общению; (в ДОУ образовательной программой предусмотрено обязательное разучивание парных танцев!)

Приспособление – предполагает жертву собственных целей для достижения целей партнера; (Парные танцы больше не будут включаться в программу проведения утренников!)

Избегание – уход от контакта, потеря собственных целей; конфликтная ситуация не разрешается. (Оставление ситуации без внимани и должного реагирования)

Компромисс – реализуется в частном достижении целей партнера ради условного равенства; (танец с мамами)

Сотрудничество – направлено на полное удовлетворение участниками взаимодействия своих потребностей. (привлечение девочек из других групп для исполнения парного танца на утреннике)

Как вы считаете какая из стратегий наиболее благоприятна при решении конфликтных ситуаций?

В педагогической практике существует мнение, что наиболее эффективным способом выхода из конфликтной ситуации являются компромисс и сотрудничество. Однако любая из стратегий может оказаться эффективной. Поскольку у каждой есть свои как положительные, так и отрицательные стороны.

Уважаемые, коллеги. В преддверии нашего МО мы просили вас пройти анкетирование. Мы проанализировали результаты и вот что получилось. Оценка уровня коммуникабельности педагога с родителями» (на основе методики оценки уровня общительности педагога, по В.Ф. Ряховскому. Приложение №3).

Ведущий:

-Сейчас я предлагаю Вам познакомиться с правилами эффективного общения.  Общаясь с родителями, нужно помнить, что в общении существуют свои закономерности. Основа отношения к нам человека закладывается в первые секунды! Для того, чтобы расположить собеседника, необходимо применить «Правило трех плюсов»

Самые универсальные – это:

·   Улыбка,

·   имя собеседника

·   комплимент.

- Для того чтобы люди хотели с нами общаться, мы сами должны демонстрировать свою готовность общаться с ними. И собеседник должен это видеть. Необходима искренняя, доброжелательная улыбка!

- Имя человека – это самый важный для него звук на любом языке. Важно использовать имя-отчество при приветствии с родителями.

- В общении наиболее применим косвенный комплимент: мы хвалим не самого человека, а то, что ему дорого: охотнику – ружье, родителю его ребенка.

Упражнение  «Волшебная шляпа». 

Уважаемые коллеги, предлагаем вам встать в круг.

Инструкция: Пока звучит музыка, передаём шляпу по кругу, когда музыка останавливается, тот, у кого она осталась, одевает её на себя и говорит комплимент  рядом стоящему, как одному из родителей своей группы, что-либо положительное о «ребёнке».

Ведущий: Самым лучшим комплиментом для родителей служат добрые слова об их ребенке. Кроме того, умение педагога вычленить хорошее качество в каждом ребенке свидетельствует о его компетентности педагога в глазах родителей.

Ведущий: А сейчас помнив о правилах установления контактов немного поиграем. Сейчас вы разделитесь на 3 группы. Каждой группе будет предложена проблемная ситуация, которую нужно будет разыграть. Один участник группы будет родителем, а второй – педагогом.

Упражнение «Решение проблемных ситуаций».

Ситуация1. Мама забирает ребенка из детского сада. У него грязные брюки. Она предъявляет претензию воспитателю.

Ситуация 2.  Перед новогодним утренником Маше досталась роль Снежинки, а не Снегурочки. Мама очень возмущена по этому поводу.

Ситуация 3. Мальчик принес в группу новую игрушку. Другой ребенок играя, сломал ее. Родитель предъявляет претензию педагогу.

 

Ведущий:

Ну вот, сейчас мы с вами наглядно убедились, как сложно бывает общаться с нашими родителями.

Ведущий: Поэтому мы подготовили для вас памятку  «Основы построения беседы с «трудным» родителем». (Приложение №2)

Нужно выразить уверенность в том, что если будут организованы совместные усилия семьи и педагогов детского сада, то существующая воспитательная проблема будет успешно решена. «Мы  вместе против проблемы, а не против друг друга».

Ведущий:

-Мы  надеемся, что сегодня в этом зале Вы почерпнули для себя что-то интересное для себя, и это что-то поможет Вам достичь взаимопонимания с родителями, детьми и коллегами. Успехов Вам, удач и профессионального роста.

 

 

Приложение №1

Памятка «Как преодолеть страх публичных выступлений».

·       Уделите должное время подготовке к выступлению».

·                        Вы должны понимать, что говорите, т. е. ни в коем случае не доводите знание текста до автоматизма, поскольку автоматически в случае стресса вы его забудете».

·                        «Глубоко изучите тему выступления, для более глубокого понимания. Помимо того, что говорить, вы должны четко знать, как это говорить».

·                        «Речь должна идти в умеренном темпе, чтобы дыхание оставалось ровным. Если будете тараторить, слушатели подумают, что вы не заинтересованы темой, и хотите, как можно скорее избавиться от дискомфортного выступления».

·                        «Согласные и гласные звуки произносите четко, без проглатывания. Важно избавить речь от слов паразитов, особенно тех, которые проскальзывают в паузы».

·                       «Поработайте над логическими ударениями в предложениях.

·                       «Вы должны заранее знать перед какой аудиторией выступаете. Какая информация их заинтересует, что ожидают от этого выступления  – учитывайте это при подготовке, чтобы коллеги или родители были вовлечены в процесс».

·                       «Для создания комфортной атмосферы для себя и для аудитории, попробуйте перед началом выступления вступить в диалог. Поговорите с присутствующими на отвлеченные темы. Почувствовав, что контакт установлен, вы можете переходить к выступлению. Так вы перестанете волноваться, и зрители будут чувствовать себя раскованно».

·                       «Не думаете о том, как вы выглядите, как звучит ваш голос и т. д., вы начнёте волноваться. Если ловите себя на таких мыслях, то подумаете, вы здесь чтобы показать себя или же, чтобы преподнести полезную для аудитории информацию? Такая установка поможет справиться с фобией».

·                       Ваша поза на сцене должна быть уверенной: обе ноги стоят на земле, руки не в закрытой позе, спина прямая. Опорную ногу поставьте вперед для устойчивости.

·                       Возьмите с собой воду, иначе в неподходящий момент придется вынуждено прервать выступление.

·                       Если вы сделали ошибку, верным решением будет не акцентировать на ней внимание, и продолжать выступление.

·                       Найдите глазами заинтересованного слушателя, чтобы поддерживать с ним контакт. Так вы покажите, что выступление направлено на их интерес и отдачу.

 Мы надеемся, что эти практические советы помогут вам.

  

 

Приложение №2

«На первой фазе общения с «трудными» родителями. В случае с «агрессивным» родителем, нужно стараться выслушивать молча, оставаться спокойной, уверенной в себе, не теряя вежливой доброжелательности. А в случае с «жалующимся» родителем, спокойно киваем собеседнику головой, вставляем нейтральные фразы: «Я Вас слушаю», «Я Вас понимаю…», «Успокойтесь».

Вторая фаза беседы с родителем – конструктивный диалог, обсуждение вариантов решения проблем.

Чтобы избежать противостояния с родителями:

необходимо проявлять сдержанную доброжелательность и открытость;

подчеркнуть значимость родителей в воспитании собственного ребенка;

показать родителю свою положительную настроенность по отношению к его ребенку. Когда родитель увидит и почувствует, что педагог заботится о благополучии его ребенка, он перестанет прибегать к «психологической» защите и проявит готовность к сотрудничеству.

Не надо стремиться, во что бы то ни стало отстаивать свою позицию, навязывать своё мнение родителям (давление приводит к протесту).

Обсуждайте проблему, а не личные качества ребенка и его родителей.

 

Приложение №3

Тест для педагогов «Оценка уровня коммуникабельности педагога с родителями (на основе методики оценки уровня общительности педагога, по В.Ф. Ряховскому).

»

Ведущий:

- Для того чтобы понимать другого человека, необходимо хорошо знать самого себя. Я предлагаю  оценить Ваш уровень  коммуникабельности с родителями.

Диагностика, оценка уровня коммуникабельности педагога с родителями (на основе методики оценки уровня общительности педагога, по В.Ф. Ряховскому).

Инструкция.

Вашему вниманию предлагаются несколько простых вопросов. Отвечайте быстро, однозначно «да», «нет», «иногда».

1.      Вам предстоит ординарная беседа с одним из родителей. Выбивает ли Вас ее ожидание из колеи?

2.      Вызывает ли у Вас смятение и неудовольствие поручение выступить с докладом, информацией перед родителями?

3.      Не откладываете ли Вы неприятную беседу о сложном ребенке с его родителями до последнего момента?

4.      Считаете ли Вы, что не следует лично беседовать с родителями об особенностях воспитания в семье, а лучше провести анкетирование, письменный опрос?

5.      Вам предлагают подготовить общее родительское собрание для • родителей дошкольного учреждения. Приложите ли Вы максимум усилий, чтобы избежать этого поручения?

6.      Любите ли Вы делиться своими переживаниями от общения с родителями с коллегами, руководством?

7.      Убеждены ли Вы, что общаться с родителями гораздо сложнее, чем с детьми?

8.      Раздражаетесь ли Вы, если один из родителей Ваших воспитанников постоянно задает Вам вопросы?

9.      Верите ли Вы, что существует проблема «воспитателей и родителей» и что они разговаривают на «разных языках»?

10.Постесняетесь ли Вы напомнить родителям об обещании, которое они забыли выполнить?

11.Вызывает ли у Вас досаду просьба кого-либо из родителей помочь разобраться в том или ином сложном воспитательном вопросе?

12.Услышав высказывание явно ошибочной точки зрения по вопросу воспитания, предпочтете ли Вы промолчать и не вступать в спор?

13.Боитесь ли Вы участвовать в разборе конфликтных ситуаций между педагогами и родителями?

14.У Вас есть собственные, сугубо индивидуальные критерии оценки семейного воспитания и других мнений на этот счет Вы не приемлете?

15.Считаете ли Вы, что воспитывать необходимо и родителей, а не только детей?

16.Проще ли Вам подготовить информацию для родителей в письменном виде, чем провести устную консультацию?

Оценка ответов: «да» — 2 очка, «иногда» — 1 очко, «нет» — О очков.

Полученные очки суммируются и определяется, к какой категории относится испытуемый.

30—32 очка. Вам явно сложно вступать в общение с родителями. Скорее всего Вы вообще не коммуникабельны. Это Ваша беда, так как страдаете от этого больше Вы сами. Но и окружающим Вас людям нелегко. На Вас трудно положиться в деле, которое требует коллективных усилий. Контакты с родителями Вы стараетесь свести к минимуму. В основном они формальны. Причины трудностей в общении Вы стремитесь переложить на родителей. Вы убеждены, что большинство родителей — это всегда недовольные, придирчивые люди, ищущие в Вашей работе только недостатки, не желающие прислушиваться к Вашему мнению. Ваше неумение построить общение с родителями приводит к тому, что и они стремятся избегать общения с Вами. Постарайтесь статъ общительнее, контролируйте себя.

25—29 очков. Вы замкнуты, неразговорчивы. Новая работа и необходимость новых контактов надолго выводят Вас из равновесия. Общение с родителями воспитанников является для Вас сложным и не слишком приятным делом. Вы знаете эту особенность своего характера и бываете недовольны собой. Однако в неудачных контактах с родителями стремитесь в большей степени обвинить их, а не собственную коммуникабельность. В Ваших силах изменить особенности своего характера. Вспомните, ведь участие в общем интересном деле позволяет Вам легко находить общий язык с родителями!

19—24 очка. Вы в известной степени общительны и в незнакомой обстановке чувствуете себя вполне уверенно. Вам удается достаточно легко наладить контакты с большинством родителей своей группы, но с «трудными» родителями Вы не стремитесь активно общаться. В незнакомой ситуации Вы выбираете тактику «присматривания». Сложности общения с родителями не пугают Вас, однако порой Вы бываете излишне критичны по отношению к ним. Эти недостатки исправимы.

14—18 очков. У Вас нормальная коммуникабельность. Вы убеждены, что с любым родителем всегда можно найти «общий язык». Вы охотно выслушиваете родителей, достаточно терпеливы в общении с ними, умеете отстоять свою точку зрения, не навязывая ее при этом другому. И индивидуальное и коллективное общение с родителями не вызывает у Вас неприятных переживаний. Родители также стремятся поддерживать контакты с Вами, ищут Вашего совета, поддержки. В то же время Вы не любите многословия, излишней эмоциональности, стремитесь избегать ненужных конфликтов.

9—13 очков. Вы бываете весьма общительны. Постоянно стремитесь вступить в беседу с родителями, но часто эти беседы носят бессодержательный характер. Вы любите бывать в центре внимания, никому не отказываете в просьбах, хотя не всегда можете их выполнить. Стремитесь высказать родителям собственное мнение о том, как они воспитывают детей, в любой ситуации дать совет, что способно вызывать у них раздражение. Вы вспыльчивы, но отходчивы. Вам недостает терпения и отваги при столкновении с серьезными проблемами. При желании, однако, Вы умеете выстраивать содержательное общение.

4—8 очков. Вы чрезмерно общительны. Стремитесь стать «другом» каждому родителю, быть в курсе всех их проблем. Любите принимать участие во всех спорах и дискуссиях. Всегда охотно беретесь за любое дело, хотя не всегда можете успешно довести его до конца. Имеете собственное мнение по любому вопросу и всегда стремитесь его высказать. Возможно, по этой причине родители и коллеги относятся к Вам с опаской и сомнениями. Вам следует задуматься над этими фактами.

3 очка и менее. Ваша общительность носит болезненный характер. Вы многословны, вмешиваетесь в дела, которые не имеют к Вам никакого отношения. Беретесь судить о проблемах, в которых совершенно не компетентны. Вольно или невольно Вы часто бываете причиной разного рода конфликтов, в том числе и среди родителей. Общаясь с родителями, бываете грубоваты, фамильярны. Вас отличают необъективность, обидчивость. Любую проблему Вы стремитесь вынести на всеобщее обсуждение. Серьезное общение с родителями не для Вас. Окружающим сложно с Вами. 11остарайтесь задуматься, почему, несмотря на все Ваши усилия наладить общение с родителями, из этого ничего не выходит? Воспитывайте в себе терпеливость и сдержанность, уважительно относитесь к людям.

 

 

Памятка для педагогов: «Как побороть страх перед выступлением?»

 

Вы можете убедить себя в том, что публичные выступления полезны, и ваша фобия частично отступит, но страх никуда не денется. Не нужно с ним бороться, он должен быть, чтобы публика получила от вас отдачу. Другой вопрос, что страх нужно контролировать и знать верные пути его преодоления. Ведь если вы будете сильно нервничать, то это испортит доклад. Рассмотрим советы, которые помогут вам управлять своей боязнью к выступлениям:

·                       Уделите должное время подготовке к выступлению. Вы должны понимать, что говорите, т. е. ни в коем случае не доводите знание текста до автоматизма, поскольку автоматически в случае стресса вы его забудете. Досконально изучите тему выступления, проникнитесь сутью для более глубокого понимания. Помимо того, что говорить, вы должны четко знать, как это говорить. И не нужно думать, что этот аспект никто не прорабатывает. Наоборот, чем больше, человеку приходится выступать на публике, тем больше он понимает насколько важно прорепетировать каждый шаг, чтобы чувствовать уверенность на сцене. Условное правило: 1 минута выступления равна часу работы.

·                       Бесстрашная публичная речь должна идти в умеренном темпе, чтобы дыхание оставалось ровным. Если будете тараторить, зрители подумают, что вы не заинтересованы темой, и хотите, как можно скорее избавиться от дискомфортного выступления. Согласные и гласные звуки произносите четко, без проглатывания. Важно избавить речь от слов паразитов, особенно тех, которые проскальзывают в паузы. Оставьте паузы как будто, так и было задумано, иначе создастся впечатление, что вы что-то забыли.

·                       Вы должны заранее знать перед какой аудиторией выступаете. Какая информация их заинтересует, что они ожидают от этого выступления – учитывайте это при подготовке, чтобы зрители были вовлечены в процесс.

·                       Для создания комфортной атмосферы для себя и для аудитории, задайте перед началом выступления диалог. Поговорите с присутствующими на отвлеченные темы. Почувствовав, что контакт установлен, вы можете плавно переходить к презентации информации. Так вы перестанете волноваться, и зрители будут чувствовать себя раскованно.

·                       Не думаете о том, как вы выглядите, как звучит ваш голос и т. д., вы начнёте волноваться. Если ловите себя на таких мыслях, то подумаете, вы здесь чтобы показать себя или же, чтобы преподнести полезную для аудитории информацию? Такая установка поможет справиться с беспочвенной фобией.

 

 

 

Как успокоиться и держаться уверенным во время выступления

 

Если применять вышеперечисленные советы слишком поздно – выступление уже скоро, а фобия не дает вам покоя, и вы не можете от неё избавиться, то воспользуйтесь следующими приемами:

·                       Расслабьтесь. Когда организм напряжен невольно хочется сжаться и не быть в центре внимания. Расслабьте тело, чтобы не подкреплять психологический дискомфорт физическим напряжением.

·                       Ваша поза на сцене должна быть уверенной: обе ноги стоят на земле, руки не в закрытой позе, спина прямая. Опорную ногу поставьте вперед для устойчивости. Это позволит кровообращению лучше циркулировать, доставлять в клетки мозга больше кислорода, вы станете меньше волноваться.

·                       Важно нормализовать дыхание, чтобы организм не был в стрессе. Для этого сделайте вдох, досчитайте до 4-х, затем резко выдохните. Повторите 10 раз.

·                       Если вы чувствуете, что голос срывается от волнения, заранее сделайте речевую гимнастику. Рассказывайте выступление не открывая рта. Проговаривайте буквы как можно четче и выразительнее. Такое упражнение расслабит мышцы лица и гортани и поможет справиться с волнением. Возьмите с собой воду, иначе в неподходящий момент вы лишитесь голоса и придется вынуждено прервать выступление.

·                       Если бесстрашная публичная речь ни с того ни с сего сопровождается дрожью в коленях, то попробуйте мысленно направить на них внимание. Или обманите мозг, и осознанно заставьте коленки дрожать. После этого дрожь часто прекращается.

·                       Смотрите в глаза слушателям, чтобы поддерживать с ними контакт. Так вы покажите, что выступление направлено на их интерес и отдачу.

 

·                       Если вы сделали ошибку, верным решением будет не акцентировать на ней внимание, и продолжать выступление. Помимо задачи преподнести информацию, важно уметь концентрировать внимание на главном. Поэтому если вы лаконично опустите допущенную погрешность, никто из слушателей её даже не заметит.