Творческий отчет

Петрова Наталья Николаевна, воспитатель

МДОУ № 118

Хабаровский край, г.Комсомольск-на-Амуре


В последние годы значительно увеличилось количество детей с нарушениями речевого развития. Практика показывает, что необходимо сочетать традиционные и инновационные методы и способы работы для успешного развития речи старших дошкольников.

   . Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (ФГОС ДО): «ребёнок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребёнка складываются предпосылки грамотности».

Поэтому для углубленной работы я выбрала тему «Развитие связной речи детей в процессе работы над сказкой».

Сказка - это то золото, что блестит огоньком в детских глазках.

• Ганс К. Андерсен

    «Сказки могут помочь воспитать ум, дать ключи для того, чтобы войти в действительность новыми путями, может помочь ребёнку узнать мир

 и одарить его воображение» 

Д. Родари. 

Цель сказки - не только развлечение, но и извлечение урока. Поэтому нужно понять «намёк» сказки и правильно донести её смысл до маленьких слушателей. Сказка прочно вошла в детский быт. По своей сущности она вполне отвечает природе маленького ребёнка, близка его мышлению, представлению. Сказки помогают детям разобраться, что хорошо, а что плохо, отличить добро и зло. Из сказки дети получают информацию о моральных устоях и культурных ценностях общества. Расширяют кругозор, развивают речь, фантазию, воображение. Сказки развивают в детях нравственные качества, доброту, щедрость, трудолюбие, правдивость. Важно научить дошкольника общаться, взаимодействовать с окружающими. Но есть такие явления, понятия, которые очень трудно осознать ребёнку дошкольного возраста. Малыши нуждаются в ярких, интересных событиях для построения качественного обучения и воспитания. Тут и приходит на помощь сказка, которая помогает обучать и воспитывать ребёнка так, чтобы он об этом даже и не догадывался.

На протяжении трёх лет ,начиная со второй младшей группы, я очень часто делаю упор на сказку. Сказки раскрывают перед детьми меткость и выразительность языка, показывают, как богата родная речь юмором, живыми и образными выражениями. Присущая необычайная простота, яркость, образность, особенность повторно воспроизводить одни и те же речевые формы и образы заставляют выдвигать сказки как фактор развития связной речи детей.

 С помощью сказки мы развиваем у ребёнка: умение слушать; познавать ; сравнивать,   сопоставлять ;умение мыслить  словами ;связную речь интерес к учебе ;мышление ; внимание ;память; воображение; мимику лица и жесты; эстетические  чувства; чувство юмора.

 Исходя из этого поставила перед собой цель:

Повышение профессиональной квалификации по вопросу развития словесного творчества детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС при помощи сказок.

         Задачи:

1. Работать над звукопроизношением, развивать звуковую культуру речи детей, грамматического строя, связной, выразительной речи; обогащать словарь

2. Обучать детей построению полных и выразительных ответов по содержанию прочитанной сказки; излагать свое отношение к прослушанному, используя сравнения, метафоры, эпитеты и другие средства образной выразительности;

3. Развивать у детей мышление и воображение, эмоциональную отзывчивость

4. Воспитывать любовь к художественной литературе.

Образовательный процесс можно осуществлять:

• В ходе непосредственно образовательной деятельности;

• В режимных моментов;

• В процессе совместной деятельности педагога с детьми;

• При организации самостоятельной детской деятельности.

Реализация программы по самообразованию осуществляется по трем направлениям:

1. Совместная деятельность с детьми.

2. Взаимодействие с родителями.

3.Работа с педагогами МДОУ.

Работа по сказкам строятся по следующему алгоритму: слушаем рассказываем, проживаем и сочиняем сказку.

В работе с воспитанниками я использую разнообразные методы и приёмы

1. Игровые: игры-драматизации, режиссёрские игры, сюжетные, подвижные игры, дидактические игры, игровые проблемные ситуации.

2. Словесные: беседа, художественное слово, вопросы, составление сказок по картинам и иллюстрациям, словотворчество.

3. Наглядные: иллюстрации и картины, мультимедийные  презентации, , наблюдения, игровые персонажи.

4. Практические : моделирование сказок.

В своей работе я  придерживаюсь принципам:

• от простого к сложному;

• доступность сказок возрастным и индивидуальным особенностям ребёнка;

• доброжелательность, заинтересованность;

• системность игр и занятий;

• введение проблемных ситуаций;

• поощрение.

 

Формы и методы моей работы по развитию речи детей через сказку ведётся по трем направлениям это:

1.Дидактические игры; 

2.Театрализация сказок;

3. Мнемотехника,

 Дидактические игры:

За время работы я изготовила немало дидактических игр на тему «Сказки», в которые с удовольствием играют дети. Общая цель всех игр: закреплять название сказок, их содержание, героев, развивать речь детей. 

Театрализация сказок.

 В театрализации сказок своей задачей я ставлю обучение пересказу методом проигрывания. Театрализация сказок способствует активному эмоциональному и интеллектуальному развитию чтение или выразительное рассказывание сказки.

 Мнемотехника. 

В своей работе использую  метод мнемотехники. Мнемотехника – в переводе «Искусство запоминания» - сегодня становится все более актуальной, она заметно облегчает детям овладеть связной речью, кроме того, наличие зрительного плана – схемы делает рассказы четкими, связными и последовательными, она обеспечивает эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, а это имеет приоритетное значение для полноценной подготовки к школе.

Методы исследования: наблюдения, беседы, объяснение, повторение, рассказ воспитателя и др. 

Для того ,чтобы  детям было интересно использую метод фантазирования и приёмы:

• Нахождение ласковых, сказочных, красивых, грустных слов в сказке;

• Придумывание разных слов (длинных, смешных);

• Произношение слов.

Методы по ознакомлению дошкольников со сказкой

Самый распространённый метод ознакомления со сказкой – чтение воспитателя, т. е. дословная передача текста. Сказки, которые невелики по объёму, я рассказываю детям наизусть, потому что при этом достигается наилучший контакт с детьми. Большую же часть произведений читаю по книге. Бережное обращение с книгой в момент чтения является примером для детей.

Следующий метод – рассказывание, т. е. более свободная передача текста. При рассказывании допускаются сокращение текста, перестановка слов, включение пояснений и так далее. Главное в передаче рассказчика – выразительно рассказывать, чтобы дети заслушивались. Для закрепления знаний полезны такие методы, как дидактические игры на материале знакомых сказок, литературные викторины. Примерами дидактических игр могут служить игры “Отгадай мою сказку”, “Один начинает – другой продолжает”, “Откуда я?” (описание героев) и другие.

Приёмы формирования восприятия сказки

• Выразительность чтения. Главное выразительно прочитать, чтобы дети заслушивались. Выразительность достигается разнообразием интонаций, мимикой, иногда жестом, намёком на движение. Все эти приёмы направлены на то, чтобы дети представили себе живой образ.

• Следующий приём – повторность чтения. Небольшую сказку, которая вызвала интерес детей, целесообразно повторить. Из большой сказки повторно можно зачитать отрывки, наиболее значимые и яркие. Повторное чтение и рассказывание возможно сочетать с рисованием и лепкой. Художественное слово помогает ребёнку создавать зрительные образы, которые потом воссоздают дети.

• Один из приёмов, способствующих лучшему усвоению текста, – выборочное чтение(отрывков, песенок, концовок).Можно задать ряд вопросов (Из какой сказки этот отрывок? Из рассказа или сказки этот отрывок? Чем закончилась эта сказка? Если после первого чтения сказка уже понята детьми, воспитатель может использовать ряд дополнительных приёмов, которые усилят эмоциональное воздействие – показ игрушки, иллюстрации, картинки, элементы инсценирования, движения пальцами, руками.

• Драматизация является одной из форм активного восприятия сказки. В ней ребёнок выполняет роль сказочного персонажа. Привлечением детей к участию в драматизации. Драматизация способствует воспитанию таких черт характера, как смелость, уверенность в своих силах, самостоятельность, артистичность.

Этапы работы со сказкой

• Знакомство детей со сказкой – чтение, рассказывание, беседы по содержанию, рассматривание иллюстраций – с целью развития эмоционального отношения к действиям и героям сказки.

• Эмоциональное восприятие сказки детьми – пересказ детьми содержаниясказки, настольный театр, подвижные игры с персонажами сказок – с целью закрепления содержания сказок. Данные формы работы над сказкой позволяют узнать, как дети поняли суть сказки.

• Художественная деятельность – отношение к герою сказки в лепке, рисовании, аппликации, конструировании – позволяют детям выразить своё отношение к героям сказки, воплотить свои переживания, развивают навыки сопереживания, сочувствия, к судьбе и поступкам героев сказки.

• Подготовка к самостоятельной деятельности – разыгрывание сюжетов из сказок, театрализованные игры, драматизация сказок, творческая игра с использованием персонажей, сюжетов из сказок – метод превращения детей в героев сказок способствует не только развитию симпатии, но и пониманию нравственных уроков сказки, умению оценивать поступки не только героев сказки, но и окружающих людей.

Вывод :

Целенаправленное и систематическое использование художественной литературы, сказки, а также применение в ходе работы со сказкой различных видов словесных игр-упражнений помогло сделать работу более насыщенной и разнообразной, повысило уровень познавательной активности детей, способствовало  наиболее эффективному развитию их связной речи.