Конспект ОД "Вода. Ее свойства"

Потихенченко Елена Васильевна, воспитатель

МБДОУ №162

г.Оренбург


Цель: : Вовлечение детей в элементарную исследовательскую деятельность по изучению качеств и свойств неживой природы

Задачи:  

Обучающие:

- познакомить детей со свойствами воды (цвет);

-активизировать и обогащать словарь детей существительными, прилагательными, глаголами по теме занятия

Развивающие:

-развивать навыки проведения первых опытов;

-развивать мышление, речь, кругозор и любознательность детей; рассказать о значении воды для всего живого;

-развивать у детей познавательный интерес, самостоятельность, наблюдательность, способность сравнивать.

Воспитательные:

- умение работать в группе

- воспитывать бережное отношение к воде.

Расширять и активизировать словарный запас: Бесцветная, прозрачная, без запаха .

Приемы руководства деятельностью детей на занятии:

1.     Приемы постановки целей и мотивации деятельности детей: .

2.     Приемы активизации деятельности детей: беседа, создание развивающей среды, чтение стихотворений, анализ и выводы.

3.     Приемы организации практической деятельности детей: показ слайдов, показ экспериментов .

4.     Приемы поддержания интереса у детей: ситуация выбора, музыкальное сопровождение,  чередование видов деятельности.

5.     Приемы оценки и самооценки: поощрение, совместное с педагогом и детьми обсуждение занятия.                                

Создание среды для организации и проведения занятия: , компьютер, волшебный сундучок, костюм волшебника, стаканчики по количеству детей, краска, ложечки, камешки по количеству детей.

 костюм, презентация.

Виды детской деятельности:

Игровая.

Коммуникативная.

Познавательно - исследовательская

Чтение художественной литературы.

Ожидаемые результаты:

- развитие у воспитанников интереса к экспериментальной деятньности;

- умения детей действовать самостоятельно;

- проявление эмоциональной отзывчивости в деятельности и общении со взрослыми  и сверстниками;

- воспитание нравственных качества

- формирование универсальных предпосылок к  учебной деятельности;

- расширение  и активизация  словарного запаса.

Критерии оценки деятельности детей на занятии:

1.      Ребенок задает вопрос.

2.      Активно участвует в творчестве.

3.      Проявляет самостоятельность.

4.      Сопереживает.

5.      Эмоционально реагирует.

6.      Соподчиняет мотивы.

7.      Проявляет волевое усилие.

8.      Аргументирует самооценку.

 

 

 

 

 

Интеграция образовательных областей:

 

Области

Интеграция 

Решаемые задачи

Познавательное развитие

Рассматривание иллюстраций,

Слушание рассказа воспитателя.

Развивать интерес к явлениям неживой природы. Принимать  активное, заинтересованное участие в образовательном процессе.

Социально-коммуникативное

развитие

.

Развивать умения самостоятельно излагать свои мысли, развивать воображение.

Беседа о воде

Учить использовать вербальные и невербальные средства общения.

Художественно-эстетическое развитие

 

Прививать любовь и бережное отношение к природе

Воспитывать эмоциональное реагирование на рассказ воспитателя.

 

 

 

 

 

Речевое развитие

 

Формировать умения отвечать на вопросы. Делать умозаключения

Прочтение стихов

 

 

 

 

 

                                                План занятия:

1.Вводная часть:                                                          

Создание проблемной ситуации.

Создание мотива для деятельности детей.  Определение цели.

2. Основная часть:                                                                                                                                                                      

Рассказ воспитателя.                                                                                     Просмотр слайдов «Вода»                                                                                    

Танец: « С Лентами»

Эксперименты

 

3.Заключительная часть:

Оценка деятельности детей и самооценка.

Подведение итога занятия

 

Длительность  О. Д.

 

 

 

 

                               

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 мин

 

 

 

10 мин

 

 

 

3 мин.

 

 

15 мин.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ход образовательной деятельности

Части ОД 

Содержание

Области

 

1. Вводная часть.                                                           Создание проблемной ситуации.

Создание мотива для деятельности детей  Определение цели.

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Основная часть

Рассказ воспитателя.

Слушание звуков воды.

 

 Просмотр слайдов.

 

Проведение экспериментов.

 

Танец с лентами

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.Заключительная часть.

Оценка деятельности детей и самооценка.

Подведение итогов занятия.

Раздача угощений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  Ребята, смотрите сколько гостей пришло к нам в гости . Давайте с ними поздороваемся.

Встанем мы в кружочек дружно, поздороваться нам нужно. Говорю тебе привет, улыбнись скорей в ответ. Вместе за руки возьмемся, и друг другу улыбнемся.

 

 Ребята, сегодня утром у нашей двери в группу я обнаружила вот такую красивую коробочку и приглашение. Вы хотите узнать от кого оно?

 

«Дорогие ребята, я приглашаю вас в страну фокусов. Здесь вы узнаете много интересного и научитесь показывать фокусы с водой. А попасть в страну фокусов вам поможет волшебная шляпа. Желаю удачи. Волшебник из страны фокусов».

 

  Ну, что, ребята, отправимся в страну фокусов(ответы детей).

Ребята, скажите, пожалуйста, кто такой фокусник(ответы детей).

А вы умеете показывать фокусы(ответы детей)

Но чтобы попасть в эту страну нужно мне надеть волшебную шапочку (одевает воспитатель, а вам закрыть глаза и сказать волшебные слова:

 

Поверчусь я, поверчусь,

Покручусь я, покручусь,

С детками в стране фокусов я окажусь.

 

  Я сегодня буду главным фокусником, а вы будете моими учениками помощниками. Ваша задача – посмотреть фокус и отгадать его секрет.

запись «Журчание ручейка»

 Ой, ребята, послушайте, что это за шум?

(Ответы детей)

  Правильно. Посмотрите, ребята, в волшебном сундучке что-то есть ещё. Вам интересно, что там? Сейчас я посмотрю (Достаю стакан с водой) Итак, это стакан. А что в стакане? Отгадайте загадку.

Я и туча, и туман,

И ручей, и океан,

И летаю, и бегу,

И стеклянной быть могу! (Вода)

- Что же в стакане?

- Правильно, вода.

 

  Ребята, а кто знает, где бывает ещё вода? Посмотрите на экран, и мы точно узнаем, где же встречается вода.

(просмотр презентации )

Вы слыхали о воде?

Говорят она везде!

Вы в пруду ее найдете,

И в сыром лесном болоте.

В луже, в море, в океане,

И в водопроводном кране,

Как сосулька замерзает,

В лес туманом заползает,

На плите у нас кипит,

Паром чайника шипит.

Без нее нам не умыться,

Не наесться, не напиться!

Смею вам я доложить:

Без нее нам не прожить!

 

 Ребята, а вы хотели бы научиться фокусам с водой?

 

Воспитатель: - Пройдемте в комнату фокусов, где я буду учить вас показывать фокусы с водой.

(Дети подходят к столу, на столе стоят тазик с водой, губки на каждого ребёнка , контейнеры с водой с разноцветными крышками, ложечки, камушки, гуашь на каждого ребенка)

Фокус 1.

 Ребята, а если стакан с водой перевернуть верх ногами, что произойдет? Правильно, вода выльется. Но я же фокусник. Хотите, я сделаю так, что вода в стакане станет волшебная? И опрокинув стакан, вода не выльется?

Фокус «Стакан с водой и бумагой»

1. Эксперимент «Вода жидкая»

Воспитатель: - Перед вами два губки, опустите губку в воду, а затем поднимите и попробуйте ее отжать. Что происходит с водой?

(она льется)

-Как вы думаете почему? Потому, что вода жидкая. Водичка – течёт, она текучая, может бежать, как ручеёк, как речка.

- А с водой можно играть, смотрите – что мы будем делать? (наливаем с детьми в различные ёмкости: стакан, резиновая перчатка, целлофановый пакет.) Мы наливаем воду, и она принимает форму данного предмета.

Вывод: Если воду можно наливать, то говорят, что вода жидкая, вода льется.

2. Эксперимент «Прозрачная или не прозрачная»

 Ребята, возьмите один стаканчик с водой. Как вы думаете, вода прозрачная или нет? А давайте проверим: опустим один камешек в стакан. Камешек видно? Камешек видно потому, что вода прозрачная.

Ребята, камешек видно сквозь воду? Значит, вода у нас какая? (прозрачная)Молодцы.

 

 А сейчас берем ложечкой немного волшебной краски, добавляем в стаканчик и размешиваем, и смотрим, что же происходит. Какого цвета стала вода? Правильно, красного.

- А теперь вы попробуйте, что у вас получится. Какая вода получилась у вас? Молодцы, тоже красная. Ребятишки, скажите, а сейчас вода прозрачная или нет? А давайте проверим. Опустим другой камешек в стакан, камешка не видно? Значит, какая вода? Не прозрачная. Ребята, видно камешек? Правильно, не видно значит, вода не прозрачная стала. А в первом стаканчике, какая вода? Прозрачная.

Вывод: Чистая вода – прозрачная.

Воспитатель: Как же трудно быть фокусниками. Давайте немного отдохнем

Физкультминутка:

Фокус 2.

«Разноцветная вода».

(Для проведения фокуса необходимо взять прозрачные баночки с закручивающимися крышками на каждого ребёнка. В баночки заранее наливается вода).

 

 Ребята, как вы думаете, может ли вода, стать цветной только по одному «волшебному слову»? Нет! Давайте посмотрим. Я сейчас с помощью волшебной палочки и заклинания превращу бесцветную воду в красную! А вы мне в этом поможете.

Показываю всем, что вода обыкновенная, закрываю платком, затем говорю волшебные слова:

«Была водичка простой, стань водичка цветной» и взмахиваю волшебной палочкой.

- Подуйте на свои баночки, а теперь потрясите баночки.

Дети встряхивают воду в бутылках, вода окрашивается в нужный цвет.

(Секрет фокуса. Внутренняя сторона крышек покрыта акварельной краской (красной, зеленой, синей).

- В какой цвет окрасилась водичка? (ответы детей)

 

 

Ребята, наша комната фокусов уже закрывается и нам нужно возвращаться в детский сад. Я предлагаю вам пройти на палас и встать в круг. Вам понравилось сегодня в комнате фокусов? А что вам больше всего понравилось? Какая же бывает вода?

А мне очень понравилось сегодня учить вас фокусам. Но пока мы не вернулись в детский сад, я хочу вам сделать подарок.

Фокус 3.

«Превращение воды»

Воспитатель: - Посмотрите, у меня есть бутылочка. Что в ней? Правильно, вода. Вода прозрачная или цветная? (ответы детей). А понюхайте водичку. Она пахнет или нет? Прозрачная вода ничем не пахнет. Она без запаха.

Вывод: Чистая вода – без запаха.

- Сейчас я кладу бутылочку в коробочку, поколдую, и моя водичка превратится…. (коробку переворачиваю и достаю бутылочку с соком, дети видят, что вода поменяла цвет) в сок.

- Ребята, вода из прозрачной превратилась в какую? В цветную. Понюхайте цветную воду – сок. Пахнет сок? Чем?

Воспитатель: - Ну, что, ребята, возвращаемся в детский сад, закрываем глазки и говорим волшебные слова:

Поверчусь я, поверчусь,

Покручусь я, покручусь,

Шапочку сейчас сниму,

И в детский садик с детками я вернусь.

Воспитатель: Ну вот, ребята, мы опять с вами в нашем садике, пойдемте пить сок и попробуем, какой он на вкус.

 

 

Социально-коммуникативное развитие

Речевое развитие

Познавательное развитие

 

 

Художественно-эстетическое развитие

Физическое развитие

Социально-коммуникативное развитие

Речевое развитие

Познавательное развитие

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Социально-

коммуникативное развитие.

 

 

 

Длительность занятия: 15 мин.