Удивительный мир речных и аквариумных рыб

Александрова Ирина Дмитриевна, воспитатель

МБДОУ "Центр развития ребёнка №7 "Росток"

город Псков


Приоритетная образовательная область: познавательное развитие.

 

Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное, речевое развитие.

 

Цель:формирование представления о представителях живой природы-рыбах аквариумных и речных.

Задачи: 

 

Образовательные:

Уточнять, систематизировать и углублять знания детей о рыбах, необходимых для них условиях жизни.

Формировать грамматически правильную речь. Развивать связную речь. Активизировать мыслительную деятельность с помощью вопросов: «Как вы думаете? Почему? Зачем? Что нужно сделать?»

Развивающие:

 Развивать наблюдательность, умение анализировать увиденное и формулировать выводы,устанавливать причинно-следственные связи, опираясь на приобретенные в процессе поисковой деятельности знания. 

Развивать мелкую моторику пальцев рук.

Вовлекать детей в процесс экспериментирования, дать им возможность разрешить проблемную ситуацию в процессе исследовательской деятельности. 

Воспитательные:

Формировать  навыки сотрудничества, доброжелательности, инициативности, умение работать в команде.

Воспитывать экологическую культуру и сознательность детей.

Разъяснить необходимость охраны этих животных и среды их обитания.

Здоровьесберегающая: развивать тактильные ощущения, речевое дыхание; обеспечить психологическую комфортность детей в ходе образовательной деятельности.

Методы и приёмы:

Игровой (использование игрового персонажа, сюрпризные моменты). 

Наглядный (схемы, символы, картинки). 

Практический (опытно-экспериментальная деятельность). Словесный (беседы, рассказ воспитателя, вопросы поискового характера).

 Использование проблемных ситуаций и вопросов. 

Художественное слово (стихотворение, загадки). 

Предварительная работа, работа в режимных моментах.

 1. Беседы с детьми о рыбах: обратить внимание на особенности проживания, питания, строения и дыхания рыб; ответить на вопросы: что у рыб вместо ног? Почему они могут дышать в воде? Рассмотреть иллюстрации рыб; прочитать и обсудить «Сказку о рыбаке и рыбке» А. С. Пушкина; рассказать об аквариумных рыбках, их названиях, способах ухода за ними.

 2. Экскурсия к аквариуму в детском саду.

3. Дидактические игры «Подбери признак»: рыбка (какая?) - .... 

 Подобрать родственные слова: рыба - рыбка, рыбак, рыболов, рыбный. 

«Сосчитай рыбок» (согласование имен существительных с числительными): одна рыбка, две рыбки, три рыбки, четыре рыбки, пять рыбок.

Дидактическая игра «Выбери нужное действие» (понимание значений глаголов с приставками).

«Назови, чей плавник, чей хвост, чья голова, чье туловище?» (образование притяжательных прилагательных): у щуки голова - щучья, хвост - ... , плавник - ... , туловище- ....

4. Занятие «Обитатели вод-рыбы». (Селихова стр. 151)

5. Оригами «Рыбка».

6. Лепка (барельеф).7. Рисование на одноразовых тарелках, на обоях «Аквариум».

Ход НОД:

-Сегодня прекрасное утро, я очень рада всех вас видеть. Давайте вместе поиграем.

-Дети встают парами (делятся при помощи одинаковых наклеек на груди) друг напротив друга.

«Игра-сбор со словами»

Рыбки плавают, резвятся,Хлопки в ладоши друг друга.

Рыбки любят поиграть.

Рыбки быстро уплывают,

Ты попробуй их поймать                

Рыбка, плыви!                                      Прижимают ладоши друг к другу и 

Скорее,лови!                                        качают влево-вправо. На последние

                                                                         слова один из детей-рыбак ,   

пытается ударить по ладоням

                                                                        товарища-рыбки, который 

                               прячет руки за спину.

Воспитатель обнаруживает в группе письмо.

-Я совсем забыла, сегодня в детский сад приходил почтальон и принёс письмо для детей группы «Звёздочки». Посмотрим, что в конверте?

(В конверте зашифрованное послание (мнемотаблица) и карта. Дети расшифровывают текст: «Спасите!!!!! Пройдите по карте и выполните задания, тогда вы сможете освободить меня из сети. Золотая рыбка.»)

- Выручим? (Да).

-Если мы идём спасать, значит мы кто? (Мы спасатели). 

-Спасатели, наш девиз:- «Один за всех и все за одного!»

 (рассматриваем карту, цифрами отмечены места заданий).

- Дети, наша задача: внимательно выслушать задание и выполнить его. Если задание выполнено правильно-звучит сигнал, значит можно двигаться дальше.

1. На мольберте две ленточки, прищепки, картинки с изображением речных и аквариумных рыб. Задание: распределить речных и аквариумных рыб по месту их обитания. (Проверяем правильность выполнения: каждый ребёнок называет ту рыбу, которую он прикрепил.)

(Если задание выполнено правильно-звучит сигнал, значит можно двигаться дальше).

2.(На полу ткань синего цвета-река, из-под неё выглядывают силуэты речных рыб.)

-Мы попали в царство речных рыб.

Задание: узнать рыбу по силуэту и рассказать про неё с помощью мнемотаблицы. (Кто это? Где живёт? Чем питается? Части тела? Что можно приготовить?)

(Если задание выполнено правильно-звучит сигнал, значит можно двигаться дальше).

-А вот и следующее задание: карточка со знаком вопроса. Это загадки.

3.Загадки.

Все желанья исполняет

К нам из сказки приплывает

Рыбка родом из Китая

Угадали? (Золотая рыбка)

У неё во рту пила.

Под водой она жила,

Всех пугала, всех глотала,

А теперь - в котел попала. (Щука)

Опасней всех она в реке,

Хитра, прожорлива, сильна,

Притом — такая злюка!

Конечно, это…(щука)

В омуте речном живет,

У него огромный рот,

Вы слыхали о таком?

Ну конечно, это…(сом)

Дышит жабрами она.

Кожа чешуёй покрыта.

Чешет нежно бок волна,

Не утонет в реке…..(рыба)

 

Есть у нас стеклянный дом,

Поселились рыбки в нем.

Даже рыбка золотая

В нем живет, забот не зная. (аквариум)

(Если задание выполнено правильно-звучит сигнал, значит можно двигаться дальше).

 

4. (На столе расположены две картонные коробки-аквариумы, камешки, ракушки, искусственные водоросли, рыбки на палочках)

Задание: собрать и оформить аквариум.

- Чего не хватает в аквариуме? (Не хватает воды).

-А какая должна быть вода,чтобы рыбы чувствовали себя хорошо? (Нужна чистая, тёплая вода).

-Да, вода сейчас очень загрязнена, а человек может как-нибудь помочь природе? (Не мусорить, поставить очистные сооружения).

-Перед вами ведро с водой, а взяла я её из реки Великой,но пока несла до детского сада, налетел ветер и поднял с земли мусор, он и попал в моё ведро. Скажите пожалуйста, я могу использовать эту воду для аквариума? (Нет, она очень засорена).

-А что же теперь делать? (Воду нужно очистить).

-Давайте попробуем очистить воду при помощи воронки и фильтровальной бумаги.

(Дети черпают воду из ведра и фильтруют её).

- Что вы видите? (Вода стала чистой, прозрачной).

- Очищенную воду мы нальём в другое ведро, она должна постоять, а завтра мы отнесём её в аквариум, который есть у нас в детском саду. (Убираем со стола ненужный мусор.)

- Итак, грунт мы положили, растения посадили, воду подготовили (ставлю на стол значки-схемы: грунт, водоросли, вода)

-Подскажите, чем дышат рыбы? (Рыбы дышат растворённым в воде кислородом)

- Аквариум-это искусственный водоём, он маленький. А это значит, что кислорода не хватает. Как человек может помочь рыбам? (нужно поставить компрессор).

Дыхательное упражнение «Компрессор»

(На каждого ребёнка одноразовый стаканчик с водой и трубочка для коктейля). Дети делают глубокий вдох через нос, а долгий выдох делают через трубочку в стакан с водой. (Повтор 2-3 раза). (Ставлю ещё один значок-схему: компрессор).

- Вот теперь, когда мы всё подготовили, можно заселять рыбок. (Раздаю рыбок на палочках).

-Будьте внимательны, не все рыбки могут жить в одном аквариуме. (Дети расселяют рыбок: в один аквариум хищников и крупных рыб, а в другой-травоядных, каждый ребёнок говорит название своей рыбки и объясняет почему он поместил её именно в этот аквариум).

-Это ещё не все препятствия: на нашем пути узкий мост. (Руки в стороны, смотрим вперёд, переходим на другую сторону.)

-Все задания по карте мы свами выполнили, значит, теперь можем освободить Золотую рыбку из сети. (Снимаем сеть с рыбки.)

 Вокруг рыбки загорается свет.

-Рыбка благодарит нас за спасение.

Рефлексия (итог).

- О ком мы сегодня говорили? (о речных и аквариумных рыбах).

- Чему вы удивились?

- Своим спасителям золотая рыбка приготовила сюрприз. (раздаю детям шоколадные медальки).