Итоговое открытое логопедическое занятие в подготовительной группе

"Путешествие в страну Знаний"

Петрова Надежда Александровна, учитель-логопед

МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №16»

г. Донской, Тульская обл.


Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Физическая культура», «Социализация».

Виды детской деятельности: коммуникативная, игровая, двигательная, познавательно – исследовательская, продуктивная.

 

Цели:

 

Образовательная:

 

- формировать и расширять у детей семантическое поле «Школа»;

 

Развивающие:

 

- развивать у детей: фонематический слух, восприятие, координацию речи с движением,воображение;

 

- развивать сенсорные и кинестетические ощущения;

 

- развивать грамматический строй речи

 

- развитие внимания, быстроты реакции;

 

- формировать навыки звукового анализа и синтеза;

 

Воспитательная:

 

- воспитывать у детей самоконтроль за речью.

 

Оборудование: музыкальное сопровождение, мультимедийные презентация, шкатулка, ключ, 5 монет, флешка, письма, емкость с, буквы из магнитной азбуки, листья, мяч, болотные кочки с буквами, картинки для цепочки, букварь, портфел.

 

Содержание организованной деятельности детей:

 

(дети проходят и встают полукругом)

 

Логопед: Ребята, у нас сегодня гости, давайте поздороваемся:

 

Станем рядышком, по кругу,

 

Скажем "Здравствуйте!" друг другу.

 

Нам здороваться ни лень:

 

Всем "Привет!" и "Добрый день!";

 

Если каждый улыбнётся –

 

Утро доброе начнётся.

 

Логопед: Ребята, уже скоро станете настоящими школьниками и отправитесь путешествовать по бескрайним просторам знаний – страна Знаний ждет вас. Но для того, чтобы попасть туда, нужен ключ. Я хочу вручить КЛЮЧ от этой страны. (в шкатулке спрятана флешка, педагог открывает шкатулку, где должен лежать ключ)

 

Ой, что это, а где же ключ? Это флешка, что же на ней, давайте узнаем.

 

Видеообращение Кота Базилио и Лисы Алисы: «Дети, ключ у нас, мы его вам отдадим за пять золотых монет, мы их растеряли и не знаем, где они»

 

Ребята, хотите попасть в страну Знаний, тогда отправляемся на поиски монет. Давайте все дружно скажем наши волшебные слова:

 

Все вместе: Ждут нас трудности в пути,

 

Не боимся, их пройти.

 

Выполним заданья все

 

И окажемся в стране.

 

Где веселье, шутки, смех,

 

Ждёт нас там большой успех.

 

Ждут нас знания друзья,

 

Нам скучать никак нельзя.

 

Логопед: Я думаю, что за помощью надо обратиться к царице Знаний. Ребята, вы не знаете кто это? (Ответы детей: предположения).

 

Логопед: Сейчас давайте узнаем. Посмотрите на столе стоит емкость, в них я думаю, прячется отгадка.

 

Игра «Найди, определи и собери слово» (развитие сенсорных и кинестетических ощущений,для профилактики и коррекции дислексии и дисграфии.)- В емкости насыпаны разные крупы, на дне буквы из магнитной азбуки КНИГА.

 

Слушайте задание: нужно по одному определить букву на ощупь, не вытаскивая из крупы, потом командой собрать слово.

 

Логопед: Что у вас получилось? КНИГА. Молодцы вы угадали, да, действительно в стране Знаний царствует Книга. Как вы думаете почему? (ответы детей)

 

Книга – это важный помощник в получении Знаний. А вы знаете, какие книги бывают?

 

Дети: Книга – новая, библиотечная, старинная, детская, красочная, интересная, сказочная, научная

 

Логопед: Молодцы! Много вы знаете слов. Давайте откроем царицу Знаний - книгу. (слайд, книга открывается)

 

Посмотрите, что здесь изображено? (на экране камень) ответы детей

 

Книга дает нам подсказку, надо идти по этим дорогам, чтобы найти монеты, но я думаю, что нас ждут еще и задания.

 

Отправляемся в путь.

 

Упражнение «Собери слово» - развитие фонематического слуха, совершенствование навыка слогового анализа и синтеза слов.

 

Логопед: Давайте узнаем, куда ведет первая дорога. Надо найти дорогу, вдоль которой нарисованы картинки, названия которых состоят из 3-х слогов и по первым звукам соберите слово

 

Дети определяют, что это первая дорога. Картинки – Помидор, автобус, ракета, конфета).

 

Какое слово у вас получилось?

 

Дети: ПАРК.

 

Логопед: Отправляемся в путь.

 

Упражнение «Какой лист?» - образование относительных прилагательных, уточнение пространственной ориентировки, развитие памяти, внимания.

 

Логопед. В парке растут разнообразные деревья. Назовите, какие?

 

Дети. Осины, ивы, дубы, клены, березы, рябины, липы, тополя, вязы.

 

Логопед. Что вам помогло догадаться? Какие листья вы видите в нашей коллекции?

 

Дети: Осиновый, березовый, дубовый… и т. д.

 

 

Упражнение «Сдуй листочек», речевые упражнения, хоровое проговаривание, интонирование с элементами пальчиковой гимнастики.Звучит музыка, дети «гуляют по парку».

Логопед: Ребята, соберите листочки и представим себе, что мы идем в школу по осеннему парку, солнышко светит нам в лицо и последними теплыми лучами играет на наших щечках. 

Ветер по лесу летал, Плавные, волнообразные движения  ладонями.

Ветер листики считал: Загибают по одному пальчику на обеих руках.

Вот дубовый,

Вот кленовый,

Вот рябиновый резной,

Вот с березки — золотой.

Вот последний лист

с осинки

Ветер бросил на тропинку.

 

Логопед: А как называется явление, когда падают листья?

Дети: Листопад.

Логопед: Это сложное слово, оно состоит из двух простых – лист и падает. Погода сегодня хорошая, давайте поиграем

 

Игра с мячом «Сложные слова»- активизация словаря, развитие внимания, быстрота реакции, логическое мышление

 

Логопед: Я называю сложные слова, а вы мне отвечаете, что они означают:

 

- Водопад – вода падает.

- Звездопад – звёзды падают.

- Ледоход – лёд ходит по реке.

- Пылесос – пыль сосёт.

- Мясорубка – мясо рубит.

- Рыболов - ловит рыбу

- Пчеловод -разводит пчел

- Садовод - разводит сады

- Пешеход– ходит пешком

- Самолёт- сам летает.

Логопед: Молодцы, все справились. Посмотрите, а вот и первая монетка. А когда появляется листопад?

 

Дети: Осенью

 

Логопед: Почему вы ждете осень?

 

Дети: Мы пойдем учиться.

 

Упражнение «Семейка» - развитие грамматического строя речи, подбирать слова – родственники к заданному слову

 

Логопед: Ребята, назовите слова-«родственники» к слову «УЧЕБА»

 

 

Дети. Ученик, учебник, учение, ученый, учитель, учиться, учительница, учение, учить, учреждение.

 

Логопед: Смотрите, а вот и вторая монетка. Пора отправляться дальше по второйдороге. Какая дорога впереди?

 

Логопед. Чтобы узнать, что нас ждет на второй дороге, вам нужно составить слово из первых слогов названий картинок.

 

Дети выделяют первые слоги в словах Бочка,ЛОжка, ТОрт. Называют слово – БОЛОТО.

 

Логопед: Как же нам перебраться на другой берег? Посмотрите, на болоте есть

 

Болотныекочки, но не на все можно наступать. Надо выбрать кочки, только

 

нужные, на которых есть определенные буквы, чтобы получилось у вас слово

 

(дети по одному проходят по кочкам и собирают слова: ОСЕНЬ, ШКОЛА, ПАРТА,

 

ПЕНАЛ)

 

Логопед: У нас был очень трудный переход. Давайте отдохнем

 

А теперь пришел черед сыграть в игру «Наоборот»-развитие слухового внимания, чувство рифмы,подбор антонимов

 

Дети хором договаривают предложения.

 

Скажу я слово высоко, а ты ответишь (низко)

 

Скажу я слово далеко, а ты ответишь (близко)

 

Скажу я слово потолок, а ты ответишь (пол)

 

Скажу я слово потерял, ответишь ты (нашел)

 

Скажу тебе я слово трус, ответишь ты (храбрец)

 

Теперь начало я скажу, ответишь ты (конец).

 

Логопед: Отдохнули, не хотите поиграть? Вам нужно – замените слово на другое.

 

Упражнение с мячом «Поменяй букву»- развитие фонематических процессов, слухового внимания, чувство рифмы.

 

Заменить Л – Р

 

Лак – рак

 

Ложки – рожки

 

Игра - игла

 

Жалко – жарко

 

Свалка – сварка

 

Малина - Марина

 

Колобок - коробок

 

Лепка – репка

 

Брошка - блошка

 

 

 

Логопед: Мы нашли третью монетку, осталась последняя дорога, куда же она насприведет,какие испытания нам выпадут. Надо собрать картинки и из последнихзвуков определить дорогу (ЛЕС – стол, блюдце, ананас)

 

Логопед: - В лесу можно заблудиться, чтобы это не произошло, мы пойдем поцепочке,которую нельзя прерывать. Надо найти своё место в цепочке: каждоеследующее слово цепочки начинается с того звука, которым заканчиваетсяпредыдущее слово. (дети берут картинки и встают друг за другом)

 

Карандаш – шапка – ананас – сом – мост –

 

танк – кубики – иголка – арбуз – змея – яйцо -облако

 

Логопед: Ребята, мы добрались, посмотрите, что лежит на пеньке. Что это?

 

Дети: Наш букварь

 

Логопед: Что на нем написано. «Отгадайте слова во мне». Давайте составим маленькие слова из слова БУКВАРЬ (КУБ, БУК, ВАР, РАК, КВА, БУКВА, РУКА, РАБ, БАР)

 

Логопед: Посмотрите, букварь нам подарил четвертую монетку. 

 

Появляется белка.

Белочка: Здравствуйте ребята!

Я белочка лесная , по веткам ч скакала, 

И с ветки соскользнула, портфель перевернула!

Все рассыпалось, смешалось!

Не могу сама собрать!

Помогите мне, прошу! Я вас всех отблагодарю и пятую монетку вам вручу!

 

Логопед: ребята давайте поможем белочке собрать портфель. Соберем?

Дети собирают портфель и говорят зачем им та или иная школьная принадлежность.

 

Логопед: ребята мы собрали пять монет. Надо отдать их коту Базилио и лисе Алисе, пусть они вернут нам ключ от страны Знаний. Как вы думаете, как он выглядит? Давайте нарисуем волшебный ключ.

 

Рисование песком– развитие мелкой моторики, воображения

 

Логопед: Какой сказочный ключ у вас получился. А кто помнит волшебные слова? КРЭКС, ФЕКС, ПЕКС (все дружно произносят слова, и появляются кот Базилио и лиса Алиса)

 

Логопед: Кот Базилио и лиса Алиса верните нам ключ от страны Знаний, мы отыскали вам ваши монетки. (отдают ключ)

 

 

Вот и ключ от страны Знаний. Я вручаю его вам, ребята, осенью вы отправитесь в эту страну, вам предстоят тяжелые испытания, но я знаю, вы их выдержите. В добрый путь!

 

Инсценировка песни «Школа».