Создание в ДОУ эколого-развивающей среды, как средства формирования экологической культуры и культуры здоровья дошкольников

Рожина Наталья Евгеньевна, инструктор по физической культуре

МБДОУ Детский сад № 53 г. Арзамас

г. Арзамас, Нижегородская обл.


Формирование культуры здоровья и экологической культуры в нашем детском саду является составной частью комплексного процесса воспитания, обучения и развития, направленное на достижение воспитанниками телесного, духовного и социального здоровья.

Данные обстоятельства побудилинас подобрать материал, касающийся экологической  тематики и оздоровления детей при помощи природных факторов, материалов.

 

Главная цель экологического воспитания ДОО:

Формирование основ экологической культуры и культуры здоровья через общение с природой в тесном взаимодействии образовательного учреждения, семьи и педагогов.

В соответствии с целью были определены следующие задачи:

• Формировать базисные основы экологической культуры  детей;

• Содействовать формированию навыка познания природы и раскрытию потенциала каждого ребенка в соответствии  с возрастными, индивидуальными особенностями и природным окружением;

• Воспитание у детей потребности в здоровом образе жизни,осознанного отношения к своему здоровью, понимания неразрывной связи между здоровьем и окружающей средойпосредством накопления эмоционально-позитивного опыта общения с природой в процессе  организации различных видов деятельности; 

• Способствовать повышению компетенции семьи в вопросах формирования ценностей здоровья, развития экологических знаний, используя инновационные форм взаимодействия с родителями.

 

Мы используем такие формы работы как:

 Организация ОД (в сочетании различных видов детской деятельности)

 Образовательная деятельность в режимных моментах (активный отдых: развлечения , праздники, игры –забавы ,недели здоровья, каникулы , подвижные игры)

 Самостоятельная деятельность детей (подвижные игры,эксперементирование, и т.д.)

 Сотрудничество с родителями детей (совместная детско-родительская деятельность: экологические акции, мастер-классы, совместные праздники и т.д.)

 

 

 

 

 

 

Для выполнения поставленной цели и задач в ДОО создана необходимая эколого – развивающая среда, способствующая познавательному, физическому,  эколого – эстетическому развитию. Мы постарались сделать среду содержательно-насыщенной, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной, обеспечивающей гармоничные отношения между ребенком и окружающей природой.Процесс формирования экологической культуры и культуры здоровья осуществляется нами во взаимосвязи с различными видами деятельности.

 

 

 В процессе двигательной деятельности мы предлагаем детям разные задания, направленные на регулировку двигательной активности,  развивая при этом физическую гармонию. Экологическая тематика способствует позитивному психологическому настрою детей во время выполнения физических упражнений, заинтересованности и активному участию в образовательной деятельности.

 

В игровой деятельности дети приобретают знания о природных явлениях, повадках животных, учатся любить и беречь родную природу.Активно участвуя в развлечениях, дети закрепляют полученные знания, узнают новые сведения о важности гигиены, режима, занятий физкультурой и спортом,  получают радость от общения со сверстниками.Музыкальное сопровождениеэколого-оздоровительных мероприятийпомогает детям войти в образ,заинтересовать их и обеспечить  красоту и правильность выполнения движений.

 

Этническая культура  это связующие  звено между окружающей детей природой и культурой здоровья. Знакомство детей с красотой русских обрядов, костюмов, мелодий, танцев закладывает основу формирования и дальнейшего развития эколого-патриотических чувств.

 

Привлекая детей к сбору природного материала мы способствуем воспитанию положительного, ценностного отношения к труду.

Для расширения представлений о важных составляющих  ЗОЖ, организуем ОД на свежем воздухе. Подчеркивая при этом природоохранный компонент и важность этих составляющих для всего живого на Земле, и закладывая тем самым в сознании детей основы экологической культуры.

 

На территорииДООрастения подобраны таким образом, чтобы они цвели с ранней весны и до поздней осени. Покрытие участков-травяное. Оно предохраняет от пыли, сохраняет влажность почвы, радует детей свежестью, что  позволяет использовать зеленую зону в качестве оздоровления.

 

 

В целях формирования основ экологической культуры  на территории ДОУ создана экологическая тропинка, которая выполняет познавательную, развивающую, воспитательную и оздоровительную функции. Для вовлечениядетей в практическую деятельность по определению характера погоды, педагоги нашего детского садасоздали стационарную 

 

 

«Детскую метеостанцию».На«Метеостанции»и других объектах экологической тропинки организуются исследовательские лаборатории, где дети проводят различные наблюдения, эксперименты, делают замеры, зарисовки.

 

Огород традиционен для дошкольного учреждения. Старшим дошкольникам полюбился «Уголок русского поля», на котором высеяны несколько сортов злаковых культур. Педагоги привлекают детей к участию во всех видах работ по уходу за растениями,воспитывая в них самостоятельность и ценностное отношение к собственному труду. 

 

На территории ДОО организована«Птичья столовая ».С большим интересом и желанием педагоги, родители и воспитанники детского сада принимают участие в конкурсах и акциях по природоохранной деятельности, организуемых в детском саду:«Рябиновая аллея Великой Победы», «Сбережём ёлочку», « Я расту с тобой» и др. Воспитание бережного отношения к молодым саженцам - часть формирования осознанно правильного отношения детей к окружающей природе. У ребят меняется взгляд и отношение к объектам природы, если они не только сами посадили, но и дали имя, вырастили своё растение. 

 

Вот уже почти 20 лет в нашем учреждении работает «Экологический центр»с набором растений, характерных для нашей  климатической зоны и живой уголок, в котором содержатся различные декоративные животные.В холодное время года, организуя огород на окне, дети выращивают зелень лука и петрушки.В группах оборудованы мини-лаборатории для детского экспериментирования. Здесь малыши под руководством воспитателя проводят опыты с различными объектами живой и неживой природы, наглядно знакомятся со свойствами и качествами материалов. 

 

Важный элемент эколого - развивающей среды – «Экологическая библиотека»,в которой собраны книги о природе, альбомы с фотографиями и иллюстрациями, аудиокассеты с записями голосов животных, звуков природы,  видеокассеты с фильмами о природе, карты, глобус. Так же в помещении библиотеки хранятся рукописные книги, написанные детьми и их родителями. 

Мероприятия по приобщению родителейвоспитанников к основам здорового жизниориентированы, в первую очередь, на установление с ними партнёрских отношений. 

Положительный эффект даёт проведение следующих мероприятий:

— приобщение детей и родителей к здоровому образу жизни черезорганизацию и проведение совместных физкультурно-оздоровительных мероприятий; 

— привлечение детей и родителей к сбору природного материала ипополнению экспозиций для «Экологического центра»;

— организация семинаров, рекомендаций поформированию внутренней осознанной необходимости природосозидательной деятельности.

 

Таким образом, работа по созданию в нашемДООэколого-развивающей среды, как средства формирования экологической культурыи культуры здоровья дошкольников, показала, что у дошкольников формируется ценностное отношение к своему здоровью, понимание основ экологической грамотности, повышение уровня психофизических способностей и общего уровня здоровья.

А чтобы сохранить своё здоровье, надо беречь «здоровье» окружающей природы. 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Выготский, Л.С. Собрание сочинений в 6-ти томах. Т.5. [Текст] / Л.С. Выготский. - М.: Педагогика, 1983. - 382с.

2.Вохмянина, М.Н. Модель сохранения здоровья детей дошкольного возраста [Текст] / М.Н. Вохмянина // Управление ДОУ. - №1. - 2006. - С.71 - 75.

3.Колягин, А. Здоровый образ жизни и его сопоставляющие [Текст] / А. Колягин // ОБЖ. - №9. - 2005. - С.8 - 14.

4.Добро пожаловать в экологию! Часть II. Перспективный план работы по формированию экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста. / Сост. О. А. Воронкевич. – СПб: «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2004.

5.Экологическое воспитание дошкольников. Практическое пособие – М.: «Аркти», 2004 / под ред. Л.Н. Прохоровой /