Физкультурно-познавательная направленность экологического содержания с воспитанниками старшей группы

Рожина Наталья Евгеньевна, инструктор по физической культуре

МБДОУ Детский сад № 53 г. Арзамас

г. Арзамас, Нижегородская обл.


ЦЕЛЬ:Обеспечение физического и эмоционально-психического здоровья детейв процессе физкультурно-познавательной деятельности экологического содержания.                  

ЗАДАЧИ:

1.Способствовать развитию образно-ролевой игры как условия поддержания у детей  интереса к двигательной деятельности.

2.Стимулировать детскую познавательную активность в процессе проявления осознанно правильного отношения к природе, знакомства с ее проблемами.

3.Содействовать фор мированию детских представлений о пользе физических упражнений и игр в укреплении здоровья.

4. Создание условий для реализации потребности в двигательной активности каждого ребёнка, вводить его в зону ближайшего развития собственных двигательных возможностей.

5. Поддерживать желание детей оказывать посильную помощь окружающей природе, побуждая видеть в ней возможность укрепления собственного здоровья.

Способ организации:

Подгрупповой, фронтальный.

Способы  взаимодействия :

• создание проблемно-поисковой  ситуации для мотивации предстоящей деятельности детей – «планета Земля в опасности»;

• использование игровой обучающей  ситуации –«Мы хотим вступить в «Greenpece»;

• использование ИКТ;

• применение зрительных и слуховых ориентиров;

• оценка качества выполнения упражнений с детьми;

• дыхательные упражнения;

• ароматерапия;

• дидактическая игра  «Передай  сердечко  и  скажи  словечко»;

• подвижная игра  «Пчелка»;

• игровой тренинг  «Посади деревце»;

• игры с шариками;

• рисование ногами;

• команды и указания.

 

Средства взаимодействия:

 шарик с эмблемой « Greenpece» с прикреплённым диском;

 мультимедийная аппаратура;

 игрушечное сердечко;

 предметы - ориентиры для ходьбы и бега;

 коррекционная дорожка со следочками;

 стэпы-пенёчки;

 аромалампа;

 гимнастические скамейки 3 шт;

 коврики и маты для упражнений на шведской стенке;

 массажные мячики по два на каждого ребёнка;

 фонтанчик;

 коррекционный ящик, наполненный камушками;

 предметы, имитирующие реку, мусор. Корзина для «мусора»;

 меловые карандаши, листы бумаги по количеству детей;

 значки-медали;

 музыкальные записи;

 

Предварительная работа

 Беседы с детьми с целью обогащения представлений детей о планете Земля, географической карте, глобусе, географических зонах, об экологически неблагополучном состоянии нашей планеты, роли человека в природном и социальном мире.

 Рассматривание  энциклопедий, иллюстраций на данную тему с целью обогащения словаря воспитанников.

 Осуществлениенепосредственного общения с природой: физкультура на свежем воздухе; туристические прогулки; включение в занятия упражнений, игр с экологической тематикой, использование природного материала.

Создание условий для реализации потребности в дви¬гательной активности каждого ребёнка

• Сократила время бега с 2 минут до 1мин.35сек. , т.к. он предшествует упражнениям, требующим достаточной нагрузки.

• Была спрогнозирована возможная проблема при выполнении второго вида движений (некоторые дети выполняли лазание до середины гимнастической стенки).

• Некоторым детям были даны утяжелители, упражнение на гимнастической скамейке усложнены хлопком под коленом.

 

 

 

 

 

 

 

 

Ход:

I. Часть

( Дети входят в зал )

Воспитатель: - Ребята, каждый год 22 апреля  мы отмечаем международный день Земли. А что такое  Земля?

 

Дети:

Есть одна планета-сад

В этом космосе холодном.

Только здесь леса шумят,

Птиц скликая перелётных,

Лишь на ней одной цветут,

Ландыши в траве зелёной,

И стрекозы только тут

В речку смотрят удивлённо.

 

Воспитатель:

 -Правильно , ребята!

Земля- горы , леса и моря,

Болота и кочки, камушки, пенёчки.

Это – крики животных и пение птиц,

Край наш родной , где мы родились!

- Давайте, ребята поприветствуем нашу землю!

(Психо-гимнастика):

-Здравствуй , Солнце!

Здравствуй , Небо!

Здравствуй, вся моя Земля!

Мы проснулись утром рано,

И приветствуем тебя!

 

 

( Звучит тревожная музыка, в зал влетает шарик  с эмблемой «Greenpece» ,к нему прикреплён диск)

Воспитатель::- Что это такое? А что такое « Greenpece».

( Общественная организация« Зелёный мир»)

Воспитатель:

-А чем занимаются члены « Greenpece»?( Защищают природу и животных.)

 

(Воспитатель и дети подходят к монитору и устанавливают диск. На экране появляется земной шар.)

 

Воспитатель:

 

-Что это? ( Земной шар)

 

-А это? 

 

(Карта)

 

Воспитатель:

-Ребята , вы говорите , что Земля это горы , моря, леса. А как отмечены географические зоны на карте?( Ответы детей)

А  сейчас  я предложу интересную игру «Передай  сердечко  и  скажи  словечко»

Сейчас  мы  будем  передавать  сердечко  по  кругу, и отвечать  на  вопрос:

Какая  наша  Родина  ?  Каждый  должен  назвать  одно  слово.  

Наша  родина, какая?

Дети передают  сердечко и говорят:

Милая,  любимая,  красивая,  дорогая,  единственная,  сильная,  могучая,  чудесная,  самая  любимая…

Звучит сигнал SOS

Воспитатель:

 

-Что это значит?

 

( Сигналы бедствия)

 

-Откуда они идут?

 

(Падают сигналы: горы, леса, реки)

 

 

 

 

Воспитатель:

 

-Вы готовы помочь Земле?

 

-Как вы думаете вас можно назвать волонтёрами?

 

-Кто такие волонтёры? 

 

(Добровольные помощники)

 

Воспитатель:

 

- Ну тогда…

-В путь дорогу, в путь дорогу,

Собирайтесь поскорей,

Физкультура всем поможет

Стать взрослее и сильней.

Комплекс профилактических упражнений

(см. приложения2,3)

 

Воспитатель:

Ну а теперь…

Отправляемся в поход,

Сколько нас открытий ждёт!

Ходьба по залу бодрым , спортивным маршем.

I. Чтобы Землю нам спасти,

Чащу предстоит пройти,

Лесная чаща на пути,

Очень трудно нам идти.

 

( Ходьба между ёлочками, ритмично выбрасывая ладошки вперёд)

 

 

 

 

II. Ноги выше поднимаем,

По мосточку мы шагаем,

Землю мы спасти сумеем,

Все преграды одолеем.

( Ходьба, перешагивая берёзовые пенёчки, затем по скамеечке «мостику», высоко поднимая колено, соединяя левое колено и правый локоть. Затем наоборот.)

III.Спинки мы свои согнём,

Под корягой проползём.

 

(Ходьба согнувшись, руки за спиной, голова приподнята, постараться проползти под корягой)

IV.Смотри, тропинка извивается,

Как косичка заплетается.

( Ходьба скрестным шагом)

V.На носочки дружно встанем,

И до солнышка достанем.

( Ходьба на носочках, руки в «замке» над головой)

VI.Поработаем локтями,

И нисколько не устанем.

(Ходьба с ритмичной работой локтями)

Воспитатель:

А теперь все дружно вместе,

Начинаем лёгкий бег,

Дышим ровно не спешим ,

За осанкою следим.

Используя ориентиры, дети меняют упражнения в беге.

*Друг за другом через центр зала, разбегаясь в разные стороны.

*Боковой галоп лицом и спиной в круг.

*«Змейкой» с захлёстом пяток, руки вытянуты перед собой.

*Подскоки «Весёлые чебурашки».

*На носочках как «лисички».

Переход на восстановительную ходьбу.

Воспитатель:

-Ну-ка, дружок смотри не зевай ,

По каменистой тропинке шагай.

 

 

Ходьба по коррегирующей дорожке.

II.Часть

Воспитатель:

-Дальше, друзья, мы в путь отправляемся,

Силы, энергии мы набираемся.

Мы укрепим сейчас руки и спинку-

Сделаем с вами вместе разминку!

В этом, конечно нам степы помогут,

Степы-пенёчки придут на подмогу.

 

ОРУ на степах-пенёчках  под ритмичную музыку.

 

Воспитатель:

-Молодцы, ребята, ловко провели вы тренировку.

Упражнение на дыхание.

 

Подуем на плечо,

Подуем на другое,

Нас солнце горячо,

Пекло дневной порою.

Подуем на живот,

Как трубка станет рот,

Теперь на облака,

И остановимся пока.

Воспитатель:

 

-Все мы знаем: без дыханья жизни нет!

Без дыханья меркнет свет.

Дышат птицы и цветы,

Дышит он, и я, и ты.

А особенно хорошо дышится в лесу! Давайте пойдём на лесную полянку. Знаю я одно такое место: там деревья высокие и птицы сказочно поют.

( Дети идут за инструктором на « полянку».)

 

( На мониторе появляется изображение поляны с выжженной растительностью).

Воспитатель:

-А где же та полянка, про которую я вам говорила? Где же деревья, птицы, цветы? Что случилось?

Нет без леса кислорода,

Сникнет сразу вся природа,

Без него дышать не сможем

И никто нам не поможет.

А помните Земля нам сигнал подавала, Вот где беда произошла. Давайте поможем и засадим лес деревьями.

Игровой стретчинг:

1 ОВД

*Растягивание позвоночника вверх « Деревце»,

*Позы на развитие статического равновесия « Ель» , « Ёлка»,

« Ёлочка».

 

*Звучит звуковой сигнал - фанфары. Исчезает сигнал бедствия на экране.

Призываем вас , друзья:

Каждый кустик берегите,

Без нужды костры не жгите,

Цените каждую травинку

И на листике дождинку.

Сбережём ЛЕС от огня

Для тебя и для меня.

Красота живая – ЛЕС,

Пусть растет он до небес!

( На экране появляется поляна засаженная молодыми деревцами).

 

Воспитатель:

-Молодцы, ребята! Хорошее дело вы сделали: всю полянку засадили деревьями. И снова здесь будет шелестеть листва, а птицы будут вить гнёзда, выводить птенцов и распивать весёлые песни. И наполнится лес радостным гомоном.

( Включается запись «Шум леса»)

Ароматерапия:

-Давайте  устроим с вами привал и подышим  лесным ароматом.

Звучит сигнал SOS

2 ОВД

Воспитатель:

-Откуда идёт сигнал?

(Сигнал посылают горы)

Воспитатель:

-А что же могло произойти в горах?

-Какая помощь там нужна?

-Тогда мы отправимся в горы и узнаем чем мы можем помочь.

 

*Ходьба по гимнастической скамейке с выполнением задания: сделать хлопок под коленом, сохраняя равновесие.

*Влезание на шведскую стенку разноимённым способом, с переходом на другой пролёт и спуск с неё.

*Лёжа на животе подтягивание на руках вдоль скамейки, продвигаясь вперёд.

Воспитатель:

-Мы поднимаемся высоко в горы и спускаемся по склону вниз. Какие крутые скалы! Будьте осторожны, держитесь крепче руками и правильно ставьте ноги, переходя с одной скалы на другую.

-Мы спускаемся по склону к роднику. Посмотрите , родник завален камнями.(Инструктор обращает внимание детей на «родник» , заваленный «камнями»- массажными мячами)

Почему родник молчит,

Почему он не журчит,

Засыпан он камнями,

Помочь ему мы сможем с вами.

( На экране появляется родник заваленный камнями)

Воспитатель:

-Давайте расчистим его от камней!

-Ребята, посмотрите, какие необычные камни, потрогайте их , подержите их в руках, покрутите их пальцами и на ладонях.

-Они обладают целебными силами.

-Что мы можем с ними сделать? Правильно! Наши руки устали, разомнём их немного.

(См. Приложение1)

(Дети берут массажные мячи и делают массаж рук, переносят мячи –«камни» к «горе»).

Звучит звуковой сигнал - фанфары. Исчезает сигнал бедствия на экране.

 

Родник освободили без труда,

По склонам потекла целебная вода,

Она спешит, торопиться в горах,

Чтоб напоить цветы и травы на лугах.

(На экране появляется журчащий, струящийся родник).

Звучит сигнал SOS

Воспитатель:

- Откуда следующий сигнал доносится?

Что там могло произойти?

Помощи ждёт быстрая река.

( Появляется изображение загрязнённой реки).

 

Какою раньше реченька была на диво,

Прозрачной, голубой, красивой,

Но в неё бросали мусор, банки,

Рваные ботинки, склянки,

В неё сливали нефть, бензин,

Мазут, помои, керосин.

И стала мутной, грязной вся вода.

 

Воспитатель:

Друзья, поможем речке?

 

(Да!!!)

Воспитатель:

А вы когда отдыхаете с родителями , как вы поступаете?

Что же делать?

А что нам для этого необходимо? ( мусорные мешки).

-А чтоб до мусора добраться, надо по камушкам перебраться!

3 ОВД

*Профилактика плоскостопия

 

*Дети идут по камушкам, собирают «мусор»

*Забрасывание поднятых предметов в корзину из положения: стоя на пенёчке.

 

Воспитатель:

-Какие же вы молодцы! Весь берег озера от мусора очистили! Слышите как оно благодарит вас?

( Появляется изображение чистой реки)

(Включается запись «Шум волн»).

*Звучит звуковой сигнал - фанфары. Исчезает последний сигнал бедствия на экране.

Воспитатель:

-Все сигналы бедствия исчезли. Какие вы молодцы!

Ловкие, смелые, дружные, умелые.

Как здорово мы помогли своей Земле.

Любите родную природу – 

Озера, леса и поля.

Ведь это же наша с тобою 

Навеки родная Земля.

На ней мы с тобой родились,

Живем мы с тобою на ней.

Так будем же, люди все вместе

Мы к ней относиться добрей!

Воспитатель:

-Посмотрите как благодарна нам Земля

(На экране появляется изображение цветущей Земли).

Вы оказались внимательными к бедам других.

Были настоящими помощниками природы.

И поэтому вас по праву можно принять в общество защитников природы.

(Звучат фанфары, детям повязываются зелёные галстуки ,как символ защитника природы).

 

Нам значки сегодня дали,

Мы экологами стали!

Мы в любую непогоду

Охранять хотим природу.

 

Чтоб цвели сады и скверы,

Чтобы всем нам лучше стать,

Мы хорошие манеры

Будем младшим прививать.

 

III Часть

Воспитатель:

-Ах, как вокруг чудесно,

С друзьями интересно:

Смеясь, кричим: «УРА!»

И сохранить здоровье,

Поможет нам игра.

 

Подвижная игра «Пчелка»

(см. Приложение 4)

Воспитатель:

Вот и заканчивается наше интересное путешествие.

А чтобы оно надолго осталось в памяти, я предлагаю его нарисовать. Оставьте своё настроение в ваших рисунках.

У природы живые краски,

И пусть живёт она без опаски.

Пусть живут звери и птицы,

Пусть человека никто не боится.

Пусть зеленеют парки, сады,

Пусть радостно будет от той красоты.

Дети рисуют меловыми карандашами на листе пальцами ног

 

РЕФЛЕКСИЯ.

* Демонстрация эмоционального воздействия мероприятия на ребёнка.

*Выявление душевного состояния детей.

 

Приложение 1.

Игры с шариками

 

Тонизирующее упражнение «Уголек на ладони»

Подбрасывать шар на ладони попеременно левой и правой рукой. Затем подбрасывать два шара двумя руками одновременно.

 

Упражнение «Потряхивание»

Зажать шар в руке и производить максимально свободные движения в лучезапястном суставе.

 

Упражнение «Раздавим орех»

Положить шар в центр ладони левой руки, а сверху положить центром ладони на шар правую руку. Сдавливать шар с обеих сторон, как бы пытаясь его раздавить.

Осуществлять сжатие с максимальным напряжением, чередовать напряжение с расслаблением, не выпуская шара из руки.

 

Упражнение «Тигр кусает шар»

Сжать шар между большим и указательным пальцами, при сдавливании шар держать очень плотно, добиваясь ощущения ломоты и растягивания. Аналогично сжимать шар между другими пальцами, максимально вставляя шар в межпальцевый промежуток.

 

Упражнение «Когти дракона сжимают жемчужину»

Взять шар в щепоть. Все пять пальцев давят на поверхность шара, как бы мнут его. Затем перекатывать шарик, сжимая его между кончиками пальцев.

 

Упражнение «Обезьяна хватает персик»

С силой сжимать в руке шар, который располагается прямо в середине ладони.

 

Упражнение «Перекаты» (выполняется по возможности расслабленной кистью)

Перекатывать шарик между пальцами. Шарик помещается между большим и указательным пальцами. Указательный палец перекатывает шарик как вдоль, так и поперек большого пальца. Повторить упражнение остальными пальцами.

 

 

 

 

Приложение 2.

 

Упражнение можно сопровождать стихами.

Эй, ребята, все ко мне.

Кто стоит там в стороне?

А ну быстрей лови кураж

И начинай игру-массаж.

 

Разотру ладошки сильно,

Каждый пальчик покручу.

Поздороваюсь со всеми,

Никого не обойду.

 

С ноготками поиграю,

Друг о друга их потру.

Потом руки «помочалю»,

 

Плечи мягко разомну.

Затем руки я помою,

 

Пальчик в пальчик я вложу,

На замочек их закрою

И тепло поберегу.

 

Вытяну я пальчики,

Пусть бегут, как зайчики.

 

Раз-два, раз-два,

Вот и кончилась игра.

Вот и кончилась игра,

Отдыхает детвора

 

 

 

 

Приложение 3

Весёлый тренинг

Хотите быть стройными и иметь красивую осанку?

Тогда встаньте прямо и, заведя руки за спину, 

соедините ладони. 

Затем, вывернув сложенные руки пальцами вверх,

 расположите кисти так, чтобы мизинцы по всей длине 

касались позвоночника. Локти приподнять, спину 

выпрямить, плечи отвести назад. Удерживаем позу 

и повторяем:

 

«Ах, ладошки» вы, ладошки!

За спиною спрячем вас!

Это нужно для осанки, это точно!

Без прикрас!»

 

 

 

 Медленно опускаем руки вниз, встряхните кистями 

рук и спокойно вздохните.

 Упражнение для осанки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 4

«Пчелка»

В этой игре со степами участвуют 12-15 детей («пчелки»). Количество степов – домиков на один меньше. Степы ставят по кругу. Играющие идут по внешнему кругу, проговаривая:

Только солнышко проснется –

Пчелка кружит, пчелка вьется

Над цветами, над рекой

На травою луговой.

Собирает свежий мед

И домой его несет.

 

Во время произнесения текста дети имитируют движение пчелки по своему представлению. С последним словом играющие стараются занять любой домик, в котором принимают заранее оговоренную позу. Пчелка, оставшаяся без домика, обходит круг, осматривая игроков. Заметив игрока, принявшего неправильную позу, пчелка обращается к нему со словами: «Не в свой дом влетел, дружок. Это мой теремок». После этих слов хозяин сходит со степа и бежит по внешнему кругу в одну сторону, пчелка - в противоположную, тот, кто первым обежит круг  занимает домик и остается в нем. (2-3р)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Используемая литература:

 

1.Волчкова В.Н., Степанова Н.В. Конспекты занятий в старшей  группе детского сада, /Познавательное развитие, Воронеж, ТЦ Учитель, 2004/.

2.Дубровская С.В. «Знаменитая дыхательная гимнастика Стрельниковой».

3.Добро пожаловать в экологию! Часть II. Перспективный план работы по формированию экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста. / Сост. Воронкевич О. А.. – СПб: «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2004.

4.Картушина  М.Ю. Логоритмические занятия в детском саду, Москва, Творческий центр «Сфера», 2003.

5.Картушина М.Ю. Оздоровительные занятия с детьми, Москва, Творческий центр «Сфера», 2000.

6.Картушина М.Ю Зеленый огонек здоровья. Методическое пособие для педагогов ДОУ, старшая группа, С – Пб, Издательство /Детство – Пресс/, 2004

7.Козырева О.В. Лечебная физкультура для дошкольников, Москва, «Просвещение», 2005.

8.Кудрявцев В.Т., Егоров Б.Б. «Развивающая педагогика оздоровления».

9.Пензулаева Л.И. Оздоровительная гимнастика для детей дошкольного возраста ( 3 – 7 ) лет, Москва, «Владос», 2004.

10.Сайкина Е.Г., Ж.Е. ФирилеваФизкульт-привет минуткам и паузам!, С-Пб., «Детство-Пресс», 2004.

11.Тихомирова  Л.Ф. Упражнения на каждый день: Уроки Здоровья для детей 5- 8 лет, Ярославль,  Академия развития, 2002.

12.Экологическое воспитание дошкольников. Практическое пособие – М.: «Аркти», 2004 / под ред. Прохоровой Л.Н. /