Занятие "Путешествие по сказам Бажова"

Маркова Татьяна Эмильевна, воспитатель

МКДОУ детский сад №13

Свердловская область, город Тавда


Цель: Закрепить знания детей о творчестве П.П.Бажова, развивать рост интереса детей к культуре людей Урала, познавательно-исторический интерес к судьбе своей страны.

 

Ход:  На телевизоре дети рассматривают презентацию: карта Свердловской области, изображение герба города Сысерти.

Ребята, карту какой области вы видите на экране? Почему карта Свердловской области раскрашена в разные цвета? (Каждый цвет – это разные города Свердловской области) Какие города Свердловской области вы знаете? Назовите их. А герб какого города Свердловской области вы видите? (Герб города Сысерть) Что изображено на этом гербе и почему? (Каменный цветок, а на нем ящерица. Изображение на гербе связано с тем, что в Сысерте  жил знаменитый на весь мир уральский писатель П.П. Бажов.) 

Ребята посмотрите к нам гости.

Стук в дверь. Входя дети Мальчики и девочки в русских кастюмах, поют частушки и приплясывают.

Про Сысерть свою родную

Мы частушки пропоем.

Слушайте внимательно,

Хлопать обязательно. 

 

Город наш хоть небольшой,

Знаменитый он такой.

Сам Бажов здесь проживал,

Свои сказы создавал.

 

А Сысертские девчата

До чего же хороши:

И работаем мы ловко

И веселимся от души.

 

А Сысертские ребята

Камнерезы хоть куда:

Бусы, кольца и сережки

Выбирать ходи сюда.

 

Приезжайте в гости к нам,

Очень рады будем вам:

Про Бажова все расскажем 

И, конечно же, покажем.

Появляется Хозяйка Медной горы.

Хозяйка:    Я пришла к вам, друзья,  из сказки Дивной, Изумрудной, Малахитовой, Волшебной. Узнали вы меня?

А еще меня называют Каменной Девой, Малахитницей, Повелительницей ящериц. Правильно, я  - Хозяйка Медной горы. Прибыла я к вам с Уральских гор, там владения мои.

(Подводит детей к карте России. ) Кто покажет, где владения мои.

Дети показывают Уральские горы.

Издавна Урал называют Каменным поясом России, а знаете почему? Раньше люди на Руси носили широкие пояса и за этим поясом хранили деньги и драгоценности, свое богатство. Вот и в моих владениях, Уральском каменном поясе богатств не сосчитать! Каких только камней самоцветов у меня нет! А вы знаете, какими камнями-самоцветами богат Урал?

На телевизоре появляется презентация уральских камней, дети называют: малахит, рубин, топах, алмаз, изумруд, горный хрусталь и изделия из этих камней. 

А вы знаете, кто написал сказы про меня? Какие сказы П.П. Бажова вы знаете? Отгадайте о них загадки.

 Темной ночью у костра появляется она,

    Мастерица петь, плясать, самородок указать,

        Звали эту веселушку …

Огневушка – Поскакушка)

 

 Ставила Даренка во дворе корытце,

Чтоб волшебный козлик мог воды напиться.

(Серебряное копытце)

 

 Круглое окошко  - как в ключе водица,

Возле той водицы старушонка злится,

Синенькая, тощая дунь – и нет ее,

Охраняет старая сокровище свое.

(Синюшкин колодец)

 

Узнайте героев сказов Бажова, которых вы видите на экране.

Дети называют героев сказок «Федюнька и Огневушка-поскакушка», «Данило мастер», «Танюшка из сказки Малахитовая шкатулка», «Голубая змейка», «Таютка из сказки Таюткино зеркальце» 

Кто был героями сказов П.П.Бажова?  (простые люди: камнерезы, рудокопы, в его сказках Хозяйка медной горы всегда помогала простым трудолюбивым людям, а их обидчиков наказывала)

Хозяйка:   

 В свое царство приглашаю, 

И богатством удивлю,

Малахитом награждаю,

И пещеру покажу.

Хозяйка приглашает детей на выставку изделий из уральских камней. (шкатулки, бусы, браслеты и др.)

Появляются герои сказки  «Серебряное копытце» - Даренка и кошка Муренка.

Даренка: Что-то Коковани уже два дня нет. Обещал быстро с лошадью вернуться, Наверное, завтра непременно будет.

Муренка:  Правильно говоришь, правильно!

Под музыку появляется «Серебряное копытце», вместе с Муренкой танцуют. Во время танца Копытце «рассыпает самоцветы» (нарезанные из цветной блестящей бумаги)

Появляется Кокованя: Красота – то какая! Собрать бы надо богатство – то! (собирает в шапку «самоцветы»)

Даренка:  Давай, деда, попросим ребят собрать!

Кокованя: И то верно.Пусть ребята соберут, да гору самоцветную сделают чтобы память об этом осталась.

Дети собирают рассыпанные «самоцветы» и аппликационным способом создают «Гору самоцветов».

Хозяйка:   

Как вы работаете быстро и умело! Всех бы вас взяла к себе в мастера, А теперь мне пора.

Пусть эта гора останется вам на память!

До свидания, друзья!