Коррекционный час по теме "Зима"

Шнитко Наталья Николаевна, воспитатель

МБДОУ №9 Детский сад компенсирующего вида

г.Кемерово


Программные задачи

Коррекционно-образовательные:

1. Обобщить и систематизировать представления детей о зиме и типичных сезонных явлениях в природе.

2. Активизировать словарь детей по теме « Зима». (Мороз, метель, снегопад, льдинка, наст, вьюга, сугробы и т д.)

3. Совершенствовать грамматический строй речи. ( образование относительных глаголов)

4. Совершенствовать синтаксическую сторону речи (составление сложноподчинённых предложений)

5. Совершенствовать навык звукового анализа слов.

Коррекционно-развивающие задачи:

1. Развивать умение составлять рассказ по демонстрируемому действию.

2. Развивать фонематическое восприятие  ( силу голоса, темп, слуховое и зрительное внимание, словестно- логическое мышление)

3. Способствовать  развитию артикуляционной, общей и тонкой моторики, координации речи с движением.

Коррекционно-воспитательные задачи:

1. Воспитывать доброжелательность, самостоятельность, ответственность, инициативность, терпение выслушивать ответы детей и ждать своей очереди.

 

Демонстративный материал: сюжетные картинки , звуковые карточки, звуковое письмо, макеты льдинок, игрушки-снеговик, елка, диван, мольберт для рисования, карточки с условным изображением сезонных явлений, строительный материал для построения горки .

 

Ход занятия:

 

Дети  встают в круг , берутся за руки и говорят:

Мы построим ровный круг

Слева друг и справа друг

Дружно за руки возьмемся 

И друг другу улыбнемся.

-Ребята, мне очень приятно, что вы дружные и славные и мне нужна ваша помощь. Мне на телефон пришло звуковое сообщение , а что  это  за звуки не могу понять. Включаю. Слушаем. Что так воет,  завывает, все дорожки заметает.

Дети:  метель, вьюга со снегом.

-А что такое метель, вьюга? (ветер поднимает с земли снежинки и несет их, метет как метлой. Ветер со снегом называют метелью. Ветер, который воет , как волк-вьюга.)

_ Метель в какое время года бывает? (зимой0

- А что такое зима?  (когда кругом лежит много снега, все люди ходят в теплой одежде, когда приходит Новый год и Дед Мороз, когда можно кататься на санках, лыжах  и т д.)

-а давайте голосом изобразим снежную вьюгу. Вы произносите звук «у» то тихо, то громко.

 Дыхательное упражнение: « Снежная буря»

-От такого сильного ветра началась и у нас метель. Она нам принесла блестящие льдинки. Это проделки Снежной королевы. Льдинки разбиты, если мы выполним  задания Снежной королевы, то сможем собрать разбитые льдинки, и узнаем, что получится. ( дети рассаживаются за столы)

Льдинка – 1

-Перед вами два слова выложено на доске в виде звуковых карточек. Слова: снежинка, наст. Чем первое слово похоже на второе?  (в  словах есть гласные и согласные звуки) 

-Чем первое слово отличается от второго?  (в первом три гласных звука, а во втором  один , в первом слове есть мягкий согласный звук, а в первом нет и т д.) Правильно.

Льдинка-2

-Ребята, надо соединить картинки в пары и придумать предложение : ( я присоединяю снежинку к елке, потому что снежинка упала на елку, я присоединил снеговика к детям, потому что дети любят лепить снеговиков  и т д. ) И так со всеми картинками

Льдинка-3

-На доске расположены картинки, нужно назвать место нахождение картинки. ( Елка находится в правом верхнем углу, Снеговик в центре доски и т д.)

Пальчиковая гимнастика:

1 2 3 4 5 мы во двор пошли гулять

Бабу снежную лепили птичек крошками кормили

С горки мы потом катались 

А еще в снегу валялись

Все в снег домой пришли 

Съели суп и спать легли.

Льдинка-4

Снеговик будет играть свами . Вам надо  назвать , где он стоит, используя в речи предлоги за, на, перед, около, вокруг, под. ( Снеговик стоит за елкой, снеговик стоит перед елкой, снеговик лежит на диване, снеговик спрятался под елку и т д.)

Льдинка -5

Начинаем мы играть. Как скажу слова «льдинка» замерзли, изобразив ледяную фигуру,  если другие слова гуляем по ковру. Замечательно поиграли.

Льдинка- 6 

Интерактивная игра « Карусель» Внутренний круг показывает карточки с условными обозначениями сезонных явлений зимы, а внешний называет это явление. По хлопку карусель передвигается. (ветер-дует, метет воет, лед- блестит , тает , ломается, и т д.)

Льдинка-7

Последние задание Снежной королевы. Вы увидите выступление двух артистов , внимательно смотрите а  потом расскажите, что вы увидели. Составление связного рассказа. (Дети-артисты : один ребенок строит горку из кирпичиков для мишки, второй рисует на мольберте Новогоднюю елку)После просмотра дети по очереди  рассказывают.

Ребята, вы выполнили все задания Снежной королевы и о чудо на льдинках появились цифры. Теперь мы сможем соединить разбитые льдинки. Дети собирают самостоятельно, опираясь на цифры

-Что у вас получилось?  (елка из льдинок) А как еще про елку можно сказать?  (волшебная , сказочная, блестящая, чудесная, необычная и т д.)

Итог: 

Ребята, давайте вспомним , чем мы сегодня занимались, что вам понравилось? Ответы детей.