Эссе "Педагог. Образ жизни"

Вениаминова Валентина Александровна, воспитатель

МАДОУ «Центр развития ребенка – детский сад №77 «Зоренька»»

Новгородская область, г.Великий Новгород

 


Выбор профессии – это выбор своего жизненного пути, выбор своего предназначения в об-ществе. Иногда этот выбор прост и понятен, и человек с самого детства знает, чем он хочет за-ниматься и кем он хочет стать. У других – очень сложный и долгий путь, когда перепробовав множество вариантов, человек находит себя в совершенно, казалось бы, удивительной для себя сфере деятельности. А для кого-то – это просто случай: так повезло и так совпало.

Задумываюсь о том, почему я – воспитатель детского сада? Понимаю, что всё в моей жизни вело меня к этой профессии, но чтобы это осознать и принять, мне понадобилось время и опыт.

Я родилась в многодетной дружной деревенской семье. Точнее, многодетной наша семья стала намного позднее моего рождения. Я – старшая сестра четырёх братьев. И по традиции воспитанием младших волей-неволей приходилось заниматься старшим. «Няня» - так называли меня братики. Кроме помощи по хозяйству, необходимо было присматривать и за детьми. А подрастающие братья уже сами становились «нянями» для младших. И обязанности по хозяй-ству, коих было у нас, детей, немало, тоже «переходили по наследству» от старших к младшим. Ненавязчиво младшие учились у старших прибирать в доме, готовить еду, ухаживать за живот-ными, трудиться в огороде. Труд – эта та деятельность, роль которой незаслуженно обесцени-вается в современной педагогике. В моём детстве трудиться было почётно! И выполнение како-го-то сложного «взрослого» задания нужно было заслужить своим старанием и ответственным отношением. А сколько бесценных навыков и умений приобретает ребёнок благодаря посиль-ному и интересному ему труду. Нам с братьями с детства внушали мысль о том, что работу, ко-торую ты взялся выполнять, нужно обязательно сделать хорошо, так как кроме тебя, её никто не сделает. Также нас учили ценить труд других людей, беречь результаты чужого труда, предла-гать свою помощь.

Своё детство я прожила в сельской местности. Именно «прожила», потому как каждый день был наполнен яркими событиями и понятным смыслом. Сколько всего интересного, потрясаю-щего и прекрасного открывала для нас Природа родной деревушки. Пытливый детский ум на-ходил применение всему, что попадало в поле нашего зрения, любому камешку или причудли-вой веточке. Игры с природным материалом пробуждали фантазию и воображение, вызывали желание творить и создавать. Мы бродили по окрестным лугам, наблюдая и подмечая все изме-нения в природе: вот весенний ручеёк пробивает себе дорожку после зимней спячки, а вот уже в гнезде у сороки кричат голодные птенцы, зацвел красной звёздочкой «сенокос» - цветок. Наши детские впечатления о природе тесно переплетались с народными приметами и фольклором. Мы свято верили, как в добрую сказку, что после заклички «дождик-дождик пуще» обязательно пойдёт дождь, а если спеть песенку божьей коровке, то увидишь радугу. Беречь, ценить и лю-бить всё живое вокруг мы тоже учились в детстве.   

А сколько подвижных весёлых игр мы знали: лапта, салки, картошка, выбивалы, футбол, во-лейбол, десяточки на резинке, скакалке, с мячом... Да всего и не перечесть! В играх старшие ребята также покровительствовали над малышами, брали в свои команды не только самых сильных и ловких, но и обязательно чьего-то младшего брата или сестру. Поддерживали, помо-гали, учили. А малыши старались не подвести свою команду. 

Основы всего самого ценного и важного в жизни закладываются в человеке в детстве и яркой нитью прослеживаются во всех его действиях, как осознанных, так и бессознательных. Я при-шла к профессии педагога, понимая, что хочу переживать с маленькими детьми детство снова и снова. Работая воспитателем, стараюсь сохранить в себе волшебные воспоминания моего дет-ства. Всё то, что было приятно и значимо для меня, хочу дать прочувствовать своим детям. Все ценности моего детства и сейчас отвечают современным требованиям.

Ниточки памяти, протянутые из моего прошлого, сплетаются в причудливый узор моего на-стоящего, делая каждый день, прожитый в детском саду интересным, ярким, памятным. Мы вместе с детьми создаём пространство, где каждый может реализовать свои интересы и задум-ки. Привлекая детей к труду, экспериментируя и наблюдая в природе, реализуя творческие за-мыслы воспитанников, я поддерживаю их стремление быть самостоятельными, инициативны-ми, любознательными. А ведь именно этого требует федеральный государственный стандарт дошкольного образования.

Радуюсь тому, что имею уникальную возможность видеть, как раскрываются дети, учатся мыслить и выражать свои мысли. Наиболее интересные наблюдения я записываю в свой днев-ник, под названием «Непридуманные истории». Вот пример некоторых историй, подсмотрен-ных за детьми 3-4 лет:

« История №8. "Хозяюшка"

После сна девочки одеваются и беседуют.

Элина с гордостью сообщает сидящей рядом Танюше:

- А я сама заправила кровать после сна, сама!

- А я не умею сама заправлять, - обиженно говорит подруге Таня.

- Нужно было ДОЛГО МУЧИТЬСЯ! - подводит итог Элина.

Бедные мои заМУЧЕННЫЕ помощницы!

История №12. "Устный счет"

Собираемся на прогулку. Очень радует, что многие уже научились одеваться быстро и почти без помощи взрослого!

Пока проверяю наличие шарфов и варежек у всех, даю ответственное задание Лизе (в качестве поощрения, так как она оделась первой):

- Лиза, помоги мне, пожалуйста , посчитай, сколько детей идёт на прогулку.

Лиза несколько раз начинает счёт, но каждый раз сбивается, так как дети не желают стоять на одном месте.

- Стойте, стойте спокойно! - тщетно призывает к дисциплине Лиза.

Расстроенная, почти в слезах, обращается уже ко мне:

- Я не могу их считать! Они все ШЕВЕЛЯТСЯ!

 

Пришлось помогать своей помощнице пересчитать всех заново.

- Нас шестнадцать! - улыбается Лиза.

- Что-то не так, должно быть пятнадцать детей! - удивляюсь я.

- Шестнадцать - это все вместе, с Вами! - заявляет мне Елизавета.

И меня посчитали!)) как в известном мультике.

История №17. "Про зубы".

Рассказываю детям о зубах: о том, что сейчас у них зубки молочные, потом они выпадут и вы-растут зубы постоянные.

- А когда и эти тоже выпадут - вырастут золотые. Я сама видела! - добавляет Лиза.

Мои возражения не принимаются. "Я сама видела!" - это железный аргумент.

История №21. "Подруга".

Попросила детей разбиться на пары. Настя никак не может выбрать партнёра:

-Ты мой друг, и ты мой друг, и с тобой я дружу. Я вообще - ВСЕХНЯЯ ПОДРУГА!»

Продолжать можно бесконечно, примеров много.

Каждый раз, когда выдаётся возможность спокойно понаблюдать за детьми, я ловлю себя на мысли, что эти маленькие люди не просто дети. В каждом из них Микрокосмос, в котором мне предоставлена честь и огромная ответственность вложить и частичку себя. А насколько дос-тойна я быть отражением этих горящих глаз? Чем могу я украсить их мир, раскрыть их внут-ренний потенциал? Эти вопросы, возможно, всегда будут для меня ориентиром, направляющим и ведущим по жизни.