"Приобщение детей к истокам русской народной культуры через театральную деятельность" (Средняя группа)

Шульгинова Ольга Геннадьевна, воспитатель

МДОУ «Большегрызловский детский сад общеразвивающего вида «Рябинка»

дер. Большое Грызлово, Серпуховский район, Московская область


Цель: приобщить детей к истокам русской народной  культуры через театральную деятельность.

Задачи:

1.Знакомить детей с родной культурой, родной речью, произведениями устного народного творчества.

2. Приобщить детей младшего дошкольного возраста к театральной культуре, познакомить с различными видами театров.

3.Учить детей передавать образы с помощью вербальной и невербальной стороны речи.

4. Развивать психофизические процессы (восприятие память, внимание, воображение)

5. Развивать творческие способности (умение перевоплощаться, брать на себя роль)

6. Воспитывать положительное отношение к театральным играм, желание играть с театральными куклами.

7. Воспитывать интерес и любовь к русской народной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям, обрядам.

8. Воспитывать эмоционально-положительное отношение к сверстникам.

19. Привлечь родителей в воспитательно – образовательный процесс ДОУ  приобщения к истокам русской народной культуры через театральную деятельность.

 

Участники проекта: дети, педагоги, родители.

Вид проекта: творческий

Этапы проекта:

Подготовительный этап: сентябрь - октябрь 2018 уч. год. 
(Изучение ситуации, подготовка к осуществлению проекта). 
• Проведение рекламной акции по привлечению педагогов, родителей, детей к участию в данном проекте. 
• Подбор и изучение литературы по теме проекта. 
• Постановка цели и задач, составление плана работы. 
• Анкетирование родителей. 
• Составление перспективного плана.

Основной этап:  ноябрь - апрель 2018-2019 учебный год. 
•  Совместная деятельность педагога с детьми. 
• Пополнение (приобретение и изготовление) дидактического материала. 
• Обогащение развивающей среды. 
• Изготовление альбомов по сказкам, потешкам, карточек-пиктограмм. 
• Изготовление атрибутов, декораций, элементов для костюмов к спектаклям. 
• Активизация работы с детьми и их родителями. 
• Внесение необходимых изменений и корректив в работу над проектом. 

Заключительный этап: май 2019 учебный год. 
Обобщение результатов работы и их анализ, родительское собрание, фотоотчет.

 

Введение 

 

«Сформировать способность чувствовать, думать, творить, удивляться, восхищаться, возмущаться, сопереживать, дошкольнику помогает участие в театральной деятельности»,

 Выготский Л.С

Актуальность

    Народная культура — это дорожка от прошлого, через настоящее, в будущее, источник чистый и вечный. Поэтому познание детьми народной культуры, русского народного творчества, народного фольклора через театральную деятельность, находит отклик в детских сердцах, положительно влияет на эстетическое развитие детей, раскрывает творческие способности каждого ребёнка, формирует общую духовную культуру.  Она является богатейшим материалом  для введения ребенка в мир искусства, знакомства с традициями русского народа.

     Россия - родина для многих. Подрастающему поколению необходимо ощутить духовную жизнь своего народа , принять русский язык, историю и культуру страны. Родная культура, должна стать неотъемлемой частью души ребёнка, началом, порождающим личность. Приобщение детей к народной культуре через театральную деятельность является средством формирования у них патриотических чувств и развития духовности. 

    Ребенок познает мир умом и сердцем.   Знакомство ребенка с устным народным творчеством начинается с песенок, потешек. Дети смеются, переживают, огорчаются, грустят вместе со сказочными героями, выражают свое отношение к добру и злу. Любимые герои становятся образцами для подражания . Сказка - это одно из знакомств ребенка с народной культурой. Каждая сказка несет в себе главную мысль: беречь то, что нас окружает, быть настоящим другом, помогать друг - другу, смело бороться со злом, не быть лентяем, уметь трудиться. Сказка помогает ребенку впервые испытать храбрость, доброту, чуткость, отзывчивость, сострадание . Лучшему пониманию сказок, стихотворений помогает инсценировка  с помощью игрушек, настольного театра, театра Теней. Перед инсценировкой детям дают возможность рассмотреть игрушки.

       У детей часто отсутствуют навыки произвольного поведения, недостаточно развиты память, внимание и речь. Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятие сжатости, обучения чувствованию и художественному воображению - это путь через игру. Все это может дать театрализованная деятельность.

      Театрализованная деятельность охватывает все образовательные области ФГОС ДО. Этот вид деятельности требует от детей: внимание, сообразительности, быстроты реакции, организованности, умения действовать, подчиняясь определённому образу, перевоплощаясь в него, живя его жизнью.

    Одновременно театрализованная игра прививает ребенку устойчивый интерес к родной культуре, литературе, театру.

   Доказано, что приобщение дошкольников к истокам народной культуры и различные виды деятельности, основанные на материале народного творчества, формируют социокультурную личность с высоким уровнем развития духовности и интеллекта, дают ребенку возможность преодолеть себя, свои комплексы, стать свободным, раскованным, научиться свободно проявлять свои эмоции, влияют на приобретение таких качеств, как любовь к Родине, уважение к культуре русского народа.

Практическая часть

Месяц

Содержание

 

Сентябрь

1.Совместная работа с родителями по утверждению проекта «Приобщение детей к истокам русской народной культуры через театральную деятельность»

2.Оформление уголка для родителей «Формирование творческой личности средствами театральной деятельности»

3.Беседа «Путешествие в волшебный мир театра» (Использование ИКТ)

 

Октябрь

1.Кукольный театр «Маша и медведь»

2.Костюмированное представление «Зверята у яблоньки»

3.Музыкальная игра – импровизация «Огородная – хороводная»

 

Ноябрь

1.Региональный семинар педагогов «Формирование у дошкольников безопасного поведения в различных ситуациях через игровую деятельность в условиях семьи и дошкольного учреждения». Инсценировка сказки «Репка»

2.Мастер – класс «Театр всевозможного» (изготовление разного вида театров с родителями и детьми)

3. Чтение потешек с использованием пальчикового театра «Потешки для малышей» .

 

Декабрь

1.Показ настольного театра «Колобок»

2.Образовательная деятельность «В гости к бабушке – Загадушке»

3.Игра – викторина «Узнай сказку по иллюстрации». Загадывание загадок о сказках и сказочных героях.

4. Вечер досуга.  Дети –детям «Театральный маскарад». Показ детьми средней группы  малышам инсценировки «Рукавичка», «Теремок» (варежковый театр)

 

Январь

1.Рассказывание сказки «Гуси – лебеди» с использованием теневого театра.

2.Театральная игра «Что мы делали не скажем, но покажем» (использование пантомимы)

 

Февраль

1.Образовательная деятельность «Волшебный сундучок»

2.Показ сказки «Три медведя». Театр из бросового материала – пластиковые бутылки.

3.Художественное творчество. Рисование «Моя любимая сказка»

 

Март

1.День открытых дверей. Музыкальное развлечение «В гостях у сказки»

2.Прослушивание звукозаписей русских народных сказок.

3.Консультация для воспитателей «Театральные игры. Как средство развития речи детей»

 

 

 

 

Апрель

 

1.Семинар – практикум для педагогов «Театральный ринг»

2.Показ сказки «Два жадных медвежонка» (вязаный театр)

3. Экскурсия в библиотеку. Просмотр кукольного спектакля «Пасха в Изумрудном городе»

4. Рассматривание выставки в ЦДТ дер. Большое Грызлово  «Такие разные куклы», «Пасхальные сувениры»

 

 

Май

 

1.Показ сказки «Волк и лиса» (театр масок)

2.Рассказывание сказки «Заюшкина избушка»

(фланелеграф)

3.Фотовыставка. Итоги работы над проектом.

Круглый стол с родителями «Развитие дошкольников в театральной деятельности». Презентация.

 

 

Ожидаемый результат: 
К концу реализации проекта дети  дошкольного возраста должны уметь:
- разыгрывать по просьбе взрослого и самостоятельно небольшие мини-сценки, стихи, отрывки из знакомых сказок, рассказов. 
- владеть куклами, игрушками и всеми доступными видами театра (плоскостным, пальчиковым, настольным и др.) ;
- перевоплощаться, импровизировать, брать на себя роль. 
- принимать участие в беседах о театре (театр-актеры-зрители) ,

-раскрытие творческих способностей детей;

-развитие познавательной активности детей ( узнают о творчестве писателей и поэтов, национальные обычаи, костюмы и т.д.);

-развитие и обогащение правильной интонационно-выразительной речи.

- в группе планируется создать разнообразную речевую среду соответственно возрасту: СD –диски, аудиокассеты с записями инсценировок по мотивам народных сказок, закличек, небылиц, русских народных песен. Б создание библиотеки  красочных книг с русскими народными сказками, потешками, загадками, отведено место для театральной деятельности. Знакомство детей с родной культурой, произведениями устного народного творчества с родной речью, будет способствовать духовному, нравственному, патриотическому воспитанию дошкольников и в будущем они сумеют сохранить все культурные ценности нашей Родины.

 

Вывод.     

 В процессе приобщения детей к истокам русской народной культуры через театральную деятельность у детей проявляются и развиваются творческие способности. Эта деятельность развивает личность ребенка, прививает устойчивый интерес к литературе, музыке, театру, совершенствует навык воплощать в игре определенные переживания, побуждает к созданию новых образов, побуждает к мышлению, знакомит с русской народной культурой, воспитывает патриотические чувства.

 

Источники:

1. «Воображение и творчество в дошкольном возрасте» – 1991 год. Выготский Л.С

2.Интернет – ресурсы: https://artsgtu.ru/blog/priobshchenie-detej-k-narodnoj-kulture/
© Традиции - Быт - История