"Светлая Пасха"- методическая разработка дидактических игр и упражнений для слабовидящих детей, детей с амблиопией и косоглазием

Красноперова Елена Викторовна, педагог-дефектолог

МДОУ «Детский сад комбинированного вида «Дубравушка»

город Балашов, Саратовская область


Образовательные области:

«Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Художественно – эстетическое развитие».

Программное содержание:

-формировать предметные представления о празднике Пасха с помощью дидактических игр.

Дидактические игры  по развитию зрительного восприятия цвета.

1.Д.игра «Подбери корзинку »

Программное содержание : Развитие зрительного восприятия цвета, формирование умения детей соотносить предметы по цвету. Подбор пасхальных яиц под цвет корзинки. Для детей 3-4 лет корзины и яйца красного, синего, зеленого, желтого цвета , для детей 4-5 лет – красного, синего, зеленого , желтого, оранжевого, голубого цвета.

Оборудование : вырезанные из картона яйца цветового спектра , панно с корзинами , украшенные бантами цветового спектра.

Ход игры: предложить ребенку разложить яйца по цвету в соответствующую корзину.

 2 Д.игра «Найди пару» (плоские предметы)

Программное содержание:  Развивать наблюдательность , внимание, тонкость зрительного восприятия, умение подбирать парную картинку .По смыслу – для детей 4-5 лет, по цвету к каждому предмету- для детей 3-4 лет(одинаковые яйца).

Оборудование: 2 варианта дидактической игры: 1 вариант- найди такое же по цвету яйцо (панно с пасхальными яйцами); 2 вариант- найти одинаковыми картинки по теме «Пасха» ( картинки с изображением яиц, куличей, вербы и т.д.)

Ход игры: ребенку предлагается игровое поле с изображением , среди которых находится 1 пара одинаковых по смыслу или по цвету предметов . Сначала необходимо рассмотреть карточку и найти пару каждому предмету, положить рядом  или соединить одинаковые предметы линиями.

3.Д.игра «Найди вторую половинку» (объемные предметы)

Программное содержание : расширить представление ребенка об окружающем мире; учить детей складывать из частей (двух частей) целое яйцо. Развивать зрительное восприятие, мелкую моторику рук,  координацию движений пальцев рук.

Оборудование: объемные в натуральную величину половинки яиц цветового спектра с орнаментом , которые подбираются по цвету и скрепляются с помощью липучки.

Ход игры:    предложить ребенку собрать расколотые  пополам пасхальные пасхальные яйца, найти части одинаковые по цвету и рисунку, соединить их .

4 Д.игра «Заплатка на яичко»

Программное содержание : развитие внимания , логического мышления и зрительного восприятия у детей, закрепление умения находить геометрическую фигуру определенного размера и цвета.

Оборудование: предметная картинка с изображением яиц со сколами , отдельно вырезанные из картона заплатки- осколки.

Ход игры:  предложить ребенку закрасить яйца с помощью заплаток- осколков , подбирая их по цвету. Для детей 3-4 лет - 6 яиц основных цветов спектра, для детей 4-5 лет 9яиц .

Дидактические игры по развитию зрительного восприятия формы.

5.Д.игра «Укрась яйца геометрическими фигурами»

Программное содержание: формировать у детей знание геометрических фигур ( 3-4 года- круг, квадрат, треугольник,; 4-5 лет круг, квадрат, треугольник ,овал, прямоугольник). Обучать группировке предметов по цвету, соотнесению предметов  по форме методом наложения. Совершенствовать тактильные ощущения. Развивать мелкую моторику рук. Формировать умение  фиксировать внимание на цветовых свойствах предметов.

 

Оборудование: пасхальные яйца с геометрическими рисунками-схемами, геометрические формы разных размеров в зависимости от группы зрения ребенка .

Ход игры : предложить ребенку подобрать  методом наложения  геометрические фигуры по контуру определенного цвета. Игра считается законченной, если все контуры будут закрыты геометрическими фигурами нужного цвета.

6.Д.игра «Раскрась  рисунок кружками .»

Программное содержание : соотнесению предметов  по цвету и форме  методом наложения, развитие мелкой моторики, формирование предметные пальцевые действия, координация движения пальцев рук.

Оборудование: предметные картинки : пасхальный заяц и цыпленок ,кружки из картона основных цветов спектра

Ход игры: ребенку необходимо раскрасить картину с помощью кружков нужного цвета.

Дидактические игры по развитию зрительное восприятие величины.

7.Д. игра «Семейка куличей»

Программное содержание : - закрепить знания детей о величине предмета, обозначая в речи величину предмета – кулича ( самый большой. самый маленький)Для детей 3-4 лет сравнение 2-3 куличей, для детей 4-5 лет – 4 кулича.

- выстраивание куличей по сериационному  ряду ( по возрастающей и убывающей)

Оборудование: объемные фигуры куличей разные по высоте, одинаковые по цвету, форме.

Ход игры :предложить ребенку выстроить  ряд куличей ,сравнивая их, проговаривает размер.

Упражнения для развития ориентировки в пространстве.

8.Д.игра «Отгадай загадку»

 Программное содержание: учить детей разгадывать загадки; закреплять обобщающие понятия.

Оборудование: картинки – подсказки с ответами на загадки.

Ход игры : Педагог загадывает загадки:

                                 Солнышко играет, и щебечут птички,

Украшение стола – красные ... ( Яички)

Напекли хозяюшки к празднику в печи

Пышные, румяные чудо…(Куличи)

9.Д.игра «Зайка прячет яйца»(впереди ,сзади, слева, справа)

Программное содержание :развитие пространственных представлений. Формировать умение обозначать расположение предметов соответствующими пространственными терминами.  Развивать наблюдательность.

Оборудование: макет дерева на лесной полянке, пасхальное яйцо, предметная картинка зайца.

Ход игры : предложить ребенку  научится у зайца  прятать яйца в лесу(возле дерева, за деревом , перед деревом - младший возраст; слева от дерева , справа от дерева- сред. возрастная группа) по инструкции педагога.

10.Д.упражнение  « Тропинки зайца»

Программное содержание : стимуляция сенсорно-моторного развития детей, развитие зрительного восприятия, мелкой моторики рук и тактильных ощущений.

Оборудование: тактильные дорожки из картона ,на которых выложен рисунок  из шнурка , маска для глаз.

Ход игры:  предложить ребенку определить с закрытыми глазами форму дорожки зайца  (по кругу или  змейка)

Развитие социально- бытовой ориентировки в рамках проекта.

11.Игры – эксперименты :«Вареное или сырое», «Что произойдет», «Подводная лодка»

Программное содержание : знакомство детей со свойством соленой воды удерживать предметы на ее поверхности, определение состояния яйца, развитие навыка проведения экспериментов, развитие памяти, внимания, познавательного интереса, наблюдательности, развитие мелкой моторики , умения действовать по инструкции педагога.

Оборудование: яйца сырые и вареные ,вода пресная, соль,2 прозрачные емкости, ложка

Игра- эксперимент : «Вареное или сырое»

Ход игры : Педагог предлагает проверить какое из двух яиц , сырое, а какое вареное. Для проверки яйца его необходимо  раскрутить. Вареное яйцо крутится быстрее и дольше по времени.

Игра- эксперимент: «Что произойдет»

Ход игры : предложить детям в одну из банок с водой  добавить  несколько ложек соли ,другую оставить с чистой водой. Погружают яйца. Наблюдение за свойством соленой воды. В соленой воде яйцо всплывает , в пресной лежит на дне. Сделать выводы о свойстве соленой воды.

Игра- эксперимент : «Подводная лодка»

Ход игры : предложить детям  сделать из  яйца подводную лодку. Впустую банку на дно кладут сырое яйцо , дети поочередно подливают в банку то соленую, то пресную воду. Если пресной простой воды будет больше ,яйцо погрузится на дно, если соленой- яйцо всплывает, если в равных частях – яйцо находится в толще воды.

Дидактические упражнения для развития мелкой моторики.

12 .Пластилинография «Пасхальные яйца».

Программное содержание : развитие у детей художественно – творческих способностей ,формирование навыков изобразительной деятельности, знакомство с новым способом изображения – пластилинография ,развитие мелкой моторики пальцев рук, глазомера.

Оборудование:  листы на каждого ребенка ,с цветным изображением яиц с «дырками», пластилин (12 цветов).

Ход задания: предложить детям раскрасить яйца с помощью пластилина. Перед детьми цветное панно пасхальных яиц, дети подбирают нужный цвет пластилина ,отщипывают от него кусочек, кладут на дырочку и размазывают- раскрашивают.

13.Раскраска «Пасхальное яйцо»

Программное содержание: учить раскрашивать картинку по образцу, в пределах контура, не оставляя пробелов , формировать умение делать равномерный и достаточный нажим на карандаш; развивать глазомер , прослеживающие функции глаз , активное зрительное внимание, цветовосприятие, мелкую моторику рук, речь ,память , мышление, координацию слов и движений ;способствовать снятию зрительного утомления, укреплению мышц глаз.

Оборудование:  листы с рисунками раскрасками по количеству детей , карандаши, для детей 3-4 лет – образец готовой раскраски, детям 4-5 лет без образца , по собственной задумке .

 

Ход задания: предложить детям раскрасить пасхальные яйца с помощью карандашей , в пределах  контура ,не оставляя пробелов.