Финансовая культура обучающихся

Трунова Любовь Николаевна, учитель

Тамбовское областное государственное автономное общеобразовательное учреждение

"Мичуринский лицей-интернат"

г. Мичуринк, Тамбовская область


Важнейшей составляющей образовательной деятельности является воспитание. Возникла ли сейчас потребность в воспитании и содействия развития финансовой культуры в современной школе? Да, возникла. Научные достижения и развитая сеть финансовых институтов готовы предложить много эффективных целесообразных возможностей в сфере финансов. Общественность необходимо готовить к восприятию и использованию новшеств в сфере финансов.

Предпосылки усиления внимания к финансовой культуре:

 сложная финансовая инфраструктура и множество операций требует знакомства с ней, изучения отдельных составляющих;

 уход от административных методов регулирования экономики указывает на необходимость стимулирования экономической активности каждого  субъекта экономических отношений;

 свободные рыночные отношения предоставляют финансовые возможности, но о них надо знать,  ведь внешние факторы далеко не полностью определяют сейчас материальное благополучие. 

Понятие финансовая культура применяется как к обществу в целом, так и к отдельному человеку. Для того чтобы повысить финансовую культуру общества, конечно, необходимо формировать её в каждом человеке. Под финансовой культурой человека мы понимаем накопление, развитие и применение на практике знаний и умений обращения с личными денежными потоками.

Принято считать, что от образования зависит будущее государства, поэтому школьное базовое образование всегда старается соответствовать социальному заказу. 25 сентября 2017 года была принята Стратегия повышения финансовой грамотности населения в РФ. Данный документ рассчитан до 2023 года и нацелен на увеличение численности финансово образованных граждан.

Все классы лицея включены в работу по развитию финансовой культуры в рамках преподавания дисциплин обществоведческого цикла и воспитательной работы. В  10-11 классе лицеисты изучают специальный курс «Основы финансовой грамотности». Следует отметить, что курс обеспечивает насыщение общего образования современным, динамичным, практико-ориентированным содержанием. Экономическая сфера развивается очень быстро и в современных условиях появляются новые понятия, технологии, характеристики (фишинг, аннуитетный платеж, фьючерс и т.п.). Несмотря на то, что некоторые термины курса выходят за пределы образовательного стандарта они в значительной мере помогают понимать, осмысливать экономические реалии, предоставляют возможность эффективнее выстраивать личный финансовый план.

Важную роль в формировании финансовой культуры играет побуждение обучающихся к активной жизненной позиции в экономических отношениях. В учебных пособиях курса закреплена ценность человеческого капитала, а также наличие финансовых возможностей даже в условиях их внешнего отсутствия. Представляется очень важным мотивировать детей, поддерживать интерес и показывать сопричастность к миру финансов.

Курс основы финансовой грамотности достаточно гармонично дополняет знания школьных предметов обществознание и экономика. Благодаря этим пособиям знания детей по разделам банковская система или финансовая система становятся качественнее. Это поможет использовать изученный материал на ЕГЭ, а также олимпиадах.

С целью  участия в едином всероссийском информационном пространстве в области финансовой грамотности лицей принимает участие  в проекте «Онлайн уроки финансовой грамотности». Занятия курса дополняются встречами с представителями регионального отделения Центрального банка по Тамбовской области. Важным компонентом формирования финансовой культуры является участие педагогов и воспитанников в семинарах и конкурсах регионального и межрегионального уровня. 

Очень важно в процессе образования дозировано информировать детей о финансовых рисках. Сложная задача педагога контролировать, чтобы информация детьми не усваивалась как прямое руководство к действию, а применялась для развития умения оценивать экономическую ситуацию, усваивалась, примерялась на конкретные обстоятельства. 

Проявлением финансовой культуры можно считать:

 понимание того как зарабатывать деньги, необходимость диверсификации, т.е. простраивания в перспективе нескольких источников дохода;

 понимание того как расходовать – умение подбирать рациональные альтернативы, целесообразность использования банковских карт;

 понимание того как накопить и преумножить денежные средства – реализация права на денежные выплаты, пенсионные накопления, а также возможности инвестирования.

Быть грамотным в сфере финансов - верный способ быть успешным в материальном плане, а значит иметь возможность совершенствовать себя во всех направлениях.