Составление рассказа по серии картинок с применением ТРИЗ-технологии для детей с ОНР старшей группы компенсирующей направленности на тему: "Приключения мышонка Пик на воздушном шарике"

Клешнина Светлана Анатольевна, учитель-логопед

МДОУ "Детский сад №1 "Теремок" комбинированного вида"

р.п.Тоншаево Нижегородской области


Цель: 

  • Способствовать формированию у детей осознанного отношения к процессу составления рассказов по серии картинок и созданию последовательного рассказа по ним.
  • Формировать умение описывать и называть объекты, называя наиболее характерные признаки; согласовывать имена прилагательные с именами существительными в роде и числе; развивать диалогическую речь.
  • Формировать знания о временах года.
  • Формировать умение внимательно слушать своих товарищей не перебивая их.

Методы и приёмы:

• Практические: разложи картинки по порядку.

• Наглядные: серия картинок.

• Словесные: физкультминутка; методы ТРИЗ-технологии; активизация мышления; аналитико-синтетическая деятельность.

Материал и оборудование: серия из 4-х сюжетных картинок; волшебник  «Дробления»; карты-схемы; картинки - раскраски на каждого ребёнка; коробка.

Ход НОД.

Ребята, я вас рада видеть. Давайте поздороваемся друг с другом и пожелаем друг другу хорошего дня и скажем своим друзьям добрые слова.

Игровое упражнение «Тёплые ладошки». 

Трем свои ладоши так сильно, чтобы они стали очень теплыми и передаем свое тепло и доброту стоящим рядом".

Воспитатель: Какие вы молодцы, сказали друг другу столько добрых слов, поэтому, я тоже хочу вас порадовать и показать вам мультфильм про одного забавного мышонка.

Дети садятся на стульчики, воспитатель берёт коробку и достаёт из неё картинки.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, кто-то порезал плёнку на части, и теперь мы не можем узнать, что же произошло с мышонком.

Воспитатель достаёт из коробки изображение волшебника «Дробления».

Ах, да это волшебник «Дробления» разделил плёнку на части! Давайте попробуем составить мультфильм и озвучить его!

1 этап: Воспитатель даёт ребёнку набор перепутанных картинок и просит разложить в произвольной последовательности в одну линию слева на право. Ребёнок выполняет задание и показывает схему игры «Паровозик из картинок».

2 этапНайди место, где происходит событие.

Воспитатель: В каком месте происходит событие? Покажи схему, обозначающую место, где происходит событие. (На пляже, на игровой площадке, на берегу озера).

Ребёнок показывает схему №2.

3 этапОпредели время события.

Воспитатель: Кто быстрее скажет, в какое время происходит это событие? В какое время суток?

Найди схему, обозначающую время событий. (Летом, когда жарко, утром или днём.)

Ребёнок находит схему.

4 этап:  Найди общих героев на всех картинках.

Воспитатель: Посмотрите на каждый «вагончик» паровозика из картинок и найди главного героя. Давайте придумаем ему имя. Скажите, во что он одет?

Что ещё нарисовано на всех картинках?

Найди схему, обозначающую героев на всех картинках.

Воспитатель: Главный герой мышонок, потому что он нарисован на всех картинках.

Его зовут Пик.

На нём красные шортики.

Воздушный шар, песок, травка.

Ребёнок находит схему.

5 этапНазови действия героев и догадайся, зачем он это делает.

 Воспитатель:  Найди схему, обозначающую нашу игру. Дети рассказывают о действиях героя на каждой из картинок.

Ребёнок находит схему.

Физминутка.  Дыхательная гимнастика:

Надуваем быстро шарик, 
Он становится большой. 
Вдруг шар лопнул, воздух вышел – 
Стал он тонкий и худой. 

6 этап: Что за чем?

Воспитатель: Возьми любую понравившуюся картинку и переложи её ближе к себе.

Что раньше делал мышонок? Что он будет делать потом? Какая картинка будет последней?

Воспитатель демонстрирует схему игры «Что сначала, что потом?». Ребёнок переставляет картинки.

7  этап: Составь рассказ.

Воспитатель: Посмотрите, у нас появилась плёнка нашего мультфильма, давайте посмотрим на все кадры и расскажем о чём этот мультфильм.

Однажды теплым летним днем Мышонок Пик искал зернышки в поле, но вместо них нашел на дорожке маленький, воздушный красный шарик. Мышонок стал надувать шарик. Он дул, дул, дул, а шарик становился все больше и больше, пока не превратился в огромный красный шар. Подул ветерок, подхватил мышонка с шариком и понес над полем. А когда ветер стих, мышонок Пик опять очутился на земле.

- Однажды …

- В таком-то месте …

- Мышонок делал то-то для того-то …

- Потом он …

- В результате получилось то-то …

Ребёнок придумывает название получившемуся рассказу.

Рефлексия.

Что вам понравилось?

Чем рассказ понравился и почему?

Вы так хорошо составляли рассказ про мышонка, что он решил подарить вам картинки с его новым приключением. Воспитатель раздаёт детям картинки - раскраски.