ООД по познавательному развитию/природа "Весна в лесу"

Тюленева Ольга Александровна, воспитатель

МБДОУ детский сад №31

город Ульяновск


Цель: закрепить знания детей о весенних изменениях  в живой и неживой природе.

Задачи:

 - обобщить  представления детей о характерных признаках весны;

- продолжать учить детей отгадывать загадки;

- закреплять умение образовывать прилагательные от существительных;

- закреплять умение образовывать существительные в родительном падеже;

- воспитывать бережное отношение к живой и неживой природе.

Материалы и оборудование: картинки:  зверей  и места их обитания,  деревьев, насекомых, птиц. Макеты деревьев; магнитные доски 2шт.; мягкие игрушки: заяц, ёж, белочка,  Лесовичок.  Конверты с заданиями.

Предшествующая работа: наблюдения за весенними явлениями природы на прогулках и беседы о них, рассматривание иллюстраций весеннего леса, заучивание стихов о весне, отгадывание загадок об изменениях в жизни диких животных весной.

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие», «Социально - коммуникативное развитие»; «Художественно – эстетическое развитие».

Ход.

- Ребята, к нам сегодня пришли гости. Давайте с ними поздороваемся.

  Проходим на стульчики и садимся.

Организационный момент.

- Вы сегодня умывались?

- Умывались, причесались.

- Вы покушали с утра?

- Каша вкусная была.

- Вы спасибо говорили?

- Это точно не забыли!

- А к работе вы готовы?

- Мы готовы каждый день

- И трудиться нам не лень!

Основная часть.

- Ребята посмотрите, кто к нам пришёл.

- Здравствуйте ребята, я пришёл к вам из леса, а зовут меня  Лесовичок.

У нас в лесу случилась беда. Злая колдунья спрятала наше солнце, и мы не знаем, какое сейчас время года. Чтобы найти солнце нужно выполнить трудные задания. Помогите нам, пожалуйста.

- Ребята  поможем  лесным жителям найти солнце?

- Но прежде чем отравиться в путь, давайте вспомним:

- Какое сейчас время года?

- А какие весенние месяцы вы знаете? (март, апрель, май)

- Назовите признаки весны (тает снег, становится теплее, на деревьях набухают почки, солнце светит ярко, зеленеет трава, прилетают птицы, дни становятся длиннее).

- Кто живёт в лесу? (дикие звери, птицы, насекомые)
 - Скажите, что нельзя делать в лесу? (ответы детей)

- Теперь можно отправляться в путь.

 

Погулять пойдем мы в лес    (звучит фонограмма «музыка леса»)

Полон сказочных чудес.

Вот по кочкам  мы шагаем,

Выше ножки поднимаем   (дети идут по «кочкам»)

- Ребята, кто это спрятался под кустом? (зайчик)

- Зайчик нам  даёт задание.

- Ребята скажите, какие изменения происходят в жизни зверей  весной?  (просыпаются от зимней спячки – медведи, ежи; другие звери  меняют окраску шерсти – зайцы, лисы, белки; выводят потомство).

Первое задание:  «Кто где живёт?» «Назови детёнышей»
Нужно подобрать  животных, к  местам их обитания (нора, берлога, дупло и т.д.)

«Назови детёнышей»
1.У лисы – лисёнок.

2. У волка – волчонок.

3.  У  медведя – медвежонок.

4. У  белки – бельчонок.

5.  У  ёжа – ежонок.

6.  У  зайца – зайчонок.

7. У лося -  лосёнок.

8. У оленя – оленёнок.

9. У  барсука - барсучонок.

 

- Ребята, а это кто фырчит за пеньком? (ёжик)

- Ёжик нам даёт задание.

Второе задание:  «Какие почки на дереве»

- Какие деревья вы знаете в лесу?

(в лесу растут:  ель, сосна, берёза, дуб,  тополь, рябина, клён)

- Весной на деревьях почки набухают.

Какие почки на березе? – березовые.

Какие почки на дубе? – дубовые.

Какие почки на рябине? – рябиновые.

Какие почки на осине? – осиновые.

Какие почки на клене? – кленовые.

 

- В лесу растут не только деревья, но и цветы. Какие весенние цветы вы знаете?

 

Пальчиковая гимнастика «Наши нежные цветки»

 

Наши нежные цветки               Руки в вертикальном положении.

Распускают лепестки                Развести пальцы рук.

Ветерок чуть дышит,                 Ритмичные движения пальцев рук.

Лепестки колышит.

Наши нежные цветки

Закрывают лепестки.               Соединить пальцы вместе.

Тихо засыпают,                         Небольшие покачивания рук со сжатыми пальцами.

Головой качают.

 

- Идём дальше.

- Ребята мы оказались на полянке, сядем отдохнём.

Третье задание: « Отгадай загадки»
1.
Не зверь, не птица, нос, как спица;
Летит – пищит, сядет – молчит
Кто его убьет - свою кровь прольет (комар)
2.
Скажите - ка, что за букашка?

На ней в черных точках рубашка,

Умеет карабкаться ловко

По листикам божья... (коровка)

3. Вот букашка-работяга.

Целый день трудиться рада.

Ношу на спине своей

Быстро тащит... (муравей) 

4.  Целый день в цветках жужжит,

С медом в улей свой спешит.

Много меда запасла

Себе на зиму... (пчела) 

5. С ветки на тропинку. С травки на былинку
Прыгает пружинка - зеленая спинка (кузнечик)

6. Шевелились у цветка все четыре лепестка,
Я сорвать его хотел – он вспорхнул и улетел (бабочка)
- Ребята, как можно назвать их одним словом? (насекомые).

 

- А сейчас физкультминутка.

«Стрекоза»

Утром стрекоза проснулась,

Потянулась, улыбнулась

Раз - росой она умылась

Два - изящно покружилась

Три нагнулась и присела

На четыре - полетела

У реки остановилась

Над водою закружилась.

 

- Пора идти дальше задания выполнять.

- Ой, а это кто на дереве сидит  (белочка)

- Белочка нам задание приготовила.

Четвёртое задание:  «Какая птица лишняя?»

(на магнитной доске картинки птиц)

Что происходит весной с птицами?

- Вспомним наше стихотворение.

 «Весенняя гостья»

Милая певунья

Ласточка родная

К нам домой вернулась

Из чужого края

Под окошком вьется

С песенкой живою:

«Я весну и солнце

Принесла с собою».

- Ой,  ребята, а что там светится? Это же солнышко.

(дети находят солнце за картинками на магнитной доске)

 

Игра «Солнышко весной» ( подбор прилагательных)

Дети передают солнышко друг другу и говорят какое оно: жёлтое, круглое, ласковое, тёплое, радостное, весёлое, румяное, лучистое, доброе, нежное.

 

- Как красив весенний лес!

  Полон сказок и чудес!

  Встретили мы в нем зверят,

  Но пора нам в детский сад.

  Глазки закрываем, до пяти считаем. 
 

Итог занятия.

- О чем мы сегодня говорили?

-  Кого встретили в лесу?

- Что вам больше всего понравилось?

- Какое у вас настроение?

 

- Молодцы ребята со всеми заданиями справились и лесным жителям помогли, солнышко выручили. В знак благодарности Лесовичок  вам дарит смайлики  «учёный профессор», потому что вы очень умные.