Педагогический проект «Мы помним героев» с детьми средней группы

Устинова Наталья Владимировна, воспитатель

МБДОУ д/с № 34 "Ромашка"

Р.О., Аксайский район, х.Ленина


Актуальность проблемы:

Современные дети не знают, что такое война. Поэтому важно рассказать им о войнах на нашей земле.

Мы понимаем, что недостаточно просто познакомить детей с историей Великой Отечественной войны, рассказать о Дне Победы. Свою работу строим так, чтобы дошкольники могли сначала понять и «прожить» всё, что они узнали о войне, а затем принять ценности мира и добра.

В каждой семье 9 мая вспоминают тех, кто остался на полях сражений, и тех, кто после войны налаживал мирную жизнь.В этот день принято поздравлять ветеранов Великой отечественной войны, возлагать венки и цветы к памятникам воинской славы, на могилы погибших героев, проводить торжественные парады и шествия, встречи ветеранов со своими однополчанами.В нашем детском саду итогом стала разработка проекта «Мы помним героев».

Цель проекта: Нравственно-патриотическое воспитание детей.

Задачи:

- Обобщить и расширить знания детей об истории Великой Отечественной войны, о городах -героях. Дать представления о героях войны, о том, как народ чтит их память.

- Воспитывать уважение к людям военных профессий, гордость за героическое прошлое нашей страны.

- Организовать сотрудничество с родителями. Оказать поддержку и содействие семьям в воспитании у дошкольников патриотических чувств.

 

Реализация проекта:

Срок проекта 2 недели.

Деятельность старшего воспитателя:

·       Консультация «Использование приёмов музейной педагогики при изучении темы «Родная страна».

·       Тематический контроль «Организация работы по ознакомлению дошкольников с социальной деятельностью» и деловая игра по теме (см. приложение).

 

   Деятельность воспитателей.

·       Определение тематики, задач и содержания микропроектов.

·       Разработка конспектов занятий и проведение с детьми бесед, праздников и досугов по теме (см. приложение).

·       Выявление уровня знаний детей.

·       Изготовление сувениров для ветеранов ВОВ.

·       Участие детей в  концерте для ветеранов  в ДК хутора.

·       Оформление выставки «Мой папа – самый лучший».

·       Целевая прогулка к памятникубоевой славы, в нашем хуторе.

·       Конкурс поделок на тему «Подарок ветерану» (совместное творчество детей и родителей).

·       Чтение детям художественной литературы о войне.

·       Праздничный утренник в честь Дня защитника Отечества.

·       Беседы и консультации с родителями.

·       Оформление развивающей среды.

 

Деятельность детей.

Участие в интервью (см. приложение).

Деятельность родителей.

Участие в анкетировании (см. приложение). Содействие педагогам в  сборе информации, создание фотовыставок. Беседы с детьми, посещение музея.

Содержание деятельности по реализации проекта

мероприятия

ответственные

результат

Знакомство детей с событиями Великой Отечественной войны:

-проведение бесед и занятий,

-проведение анкетирования родителей;

 

Воспитатели

Конспекты занятий.

Анкета для родителей, интервью с детьми.

Чтение детям

художественной

литературы о войне, рассматривание иллюстраций.

Воспитатели

Создание альбома стихов о войне.

Оформление выставки «Мой папа - самый лучший».

Воспитатели, родители

Фотографии отцов в военной форме и высказывания детей о них.

Целевые прогулки к памятнику боевой славы

Воспитатели, старший воспитатель.

Материалы для бесед с детьми о героях ВОВ.

Изготовление поделок

«Подарок ветерану» (совместное творчество детей и родителей)

Воспитатели, родители

Поделки

Конструирование, строительная игра «Крепость».

Воспитатели

Постройка

Сюжетная игра «Военные учения»

Воспитатели

Изготовленные атрибуты

 

Спортивное соревнование «Солдаты на учении».

Воспитатели

Медали

Прослушивание и разучивание военных песен

Музыкальный руководитель

Песни «Катюша», «День Победы» и др.

Изодеятельность: лепка «Военная техника», рисование «Салют», аппликация «Букет ветерану».

Воспитатели, руководитель изостудии.

Детские работы

Театрализация военных рассказов, легенд.

Руководитель театральной студии.

Спектакли для младших групп.

Участие  в празднике для ветеранов. (ДК хутора)

Воспитатели, музыкальный руководитель

Стихи, песни

Конспект.

Развлечение

« Турнир богатырей»

Воспитатели, музыкальный руководитель

Конспект развлечения

Труд «Цветов к празднику»

Воспитатели

Букеты ветеранам

Участие в концерте « 9мая»

Воспитатели, музыкальный руководитель

Выступление детей, приглашенные ветераны

 

Приложение

Анкета для родителей

Уважаемые родители!

Просим Вас принять участие в нашем исследовании, посвящённом изучению темы «Память о Великой Отечественной войне 1941 – 1945 гг.». Заполняя анкету, пожалуйста, подчеркните приемлемый для  Вас вариант ответа.

1.    Как Вы считаете, актуальна ли в современном обществе тема Великой Отечественной войны, подвигов, совершённых нашим народом в те суровые дни? (Да. Нет.  Затрудняют ответить.)

2.    Чем для Вас и членов Вашей  семьи является дата 9 мая? (Праздником Великой Победы. Днём памяти погибших на войне. Дополнительным выходным).

3.    Есть ли в Вашем доме традиция празднования этого события? Если есть, то какая?

4.    Как Вы считаете, следует ли знакомить детей дошкольного возраста с историей этого праздника? (Да, но информация по данной теме должна быть адаптирована в соответствии с возрастом детей. Нет, эта тема для дошкольников абстрактна и недоступна их пониманию. Затрудняюсь ответить. Ваш вариант).

5.    Имеет ли  Ваш ребенок представление о войне? Из каких источников? (Да. Из рассказов взрослых, книг, телепередач и кинофильмов. Нет. Затрудняюсь ответить). 

6.    Принимал ли кто–нибудь из членов Вашей семьи участие в боевых действиях в период Великой Отечественной войны? Если да, напишите, кто именно.

7.    Рассказывали ли они о войне Вам и Вашим детям? (Да. Нет. Затрудняюсь ответить).

8.    Какую из предложенных форм совместной работы с детьми Вы считаете наиболее приемлемой? (Конкурс рисунков. Оформление мини – музея, фотовыставки. Создание альбома « Наши прадеды – герои», содержащего рассказа детей о родственниках – участниках войны. Ваш вариант).

Благодарим за сотрудничество.

 

 

 

Интервьюирование детей:

- Знаешь ли ты, кто охраняет и бережёт покой нашей страны?

- Как ты считаешь, должны ли люди жить в единстве и дружбе со всеми народами?Почему?

 - Зачем нужен мир?

- Как ты думаешь, почему люди ведут войны?

- Чем закончились Великая Отечественная война?

- Кто из твоих родных участвовал в боевых действиях или работал в тылу в дни Великой Отечественной войны? Рассказывали ли они тебе о войне?

- Как люди чтят память героев войны?

- Как великий праздник отмечает наша страна 9 мая?

- Как ты считаешь, нужно ли праздновать этот день?

 

Викторина для детско-родительской гостиной

1.    Этому литературному герою – солдату Великой Отечественной войны – поставлен памятник на родине его автора. В древнем русском городе Смоленске. «Про огонь, про снег, про танки, про землянику да портянки… про махорку да мороз» идет речь в книге про бойца. Назовите автора и его героя. (Александр Твардавский«Василий Тёркин»).

2.    Этот московский князь привык воевать. Впервые его взял в военный поход ещё мальчиков. Но главное сражение князя произошло, когда ему было тридцать лет. «Любезные братья и друзья, - сказал он на военном совете, - знайте, что я пришёл сюда, чтобы  Русская земля от пленения и разорения избавить. Нынче же пойдем за Дон и там или победим, или сложим свои головы» Назовите имя и прозвище князя. (Дмитрий Донской).

3.    Много трудных решений приходилось принимать этому полководцу, например без боя сдать врагу Москву. Но всем известны его слова: «С потерей Москвы не потеряна Россия». Назовите имя полководца. (Михаил Илларионович Кутузов).

4.    Памятник этим героям стоит в самом центре Москвы, на Красной площади. Свой подвиг они совершали в 1612 году. Назовите их имена. (Кузьма Минин, Дмитрий Пожарский.)

5.    Этому военному моряку довелось командовать русскими силами в последнем крупном сражении парусного флота. Сражение это произошло в Синопской бухте. Назовите имя моряка. (Адмирал Нахимов).

6.    «Великая Россия, а отступать некуда. Позади Москва». Чьи эти слова и кому они были сказаны?. (С этими словами генерал Панфилов обратился к воинам своей дивизии).

7.    На своей печати этот военачальник и государственный деятель вырезал слова: «Я ученик и нуждаюсь в учителях». Он основал город который стал столицей Российской империи. Как звали «ученика»? (Петр Первый).

8.    Какой полководец внушал своим солдатам, что «смерть бежит от пули и штыка храброго», что «тяжело в ученье – легко в бою?» (Александр Васильевич Суворов).

9.    Какому полководцу народ присвоил почётное звание маршала Победы? (Георгию Константиновичу Жукову).

 

Непосредственно образовательная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста  «Ордена и медали»

Цель:Познакомить детей с боевыми наградами, которыми награждали воинов во время Великой Отечественной войны. Воспитывать уважение к ратным подвигам бойцов и командиров, гордость за свой народ, любовь к Родине.

Материал:Сборник рассказов «Дети – герои Великой Отечественнойвойны». Стенд с фотографиями орденов  и медалей. Трафареты и кальки для изготовления муляжей орденов и медалей. Глина или техническое тесто, доска, клеёнка, стека – на каждого ребенка.

Предварительная работа: Рассматривание боевых  наград в семьях воспитанников. Беседы с родителями. Оформление стендов.

Ход НОД:

Воспитатель: Дети, скоро наша страна будет отмечать праздник Победы. В этот день на улицах города можно встретить ветеранов – воинов той далёкой войны.

Ребёнок: Майский праздник – День победы

Отмечает вся страна.

Надевают наши деды

Боевые ордена.

Воспитатель: Сегодня мы увидим награды – ордена и медали, которыми награждали воинов в годы Великой Отечественной войны. (Дети подходят к стенду)

Зори блещут в орденских лучах,

Солнышками светятся медали.

Нет, нельзя, чтоб в письменных столах

Свет Победы на год запирали.

Не для личной славы вам страна

Выдала награды, не жалея:

Доставайте чаще ордена,

Мир от них становится светлее.

Как вы думаете, за  что человек мог получить орден или медаль? (Дети высказывают предположения).

Воспитатель читает рассказ «Зина Портнова» из сборника «Дети – герои Великой Отечественной войны».

Воспитатель: За боевые подвиги, проявленное мужество, героизм, преданность Родине Зине Портновой было посмертно присвоено звание «Герой Советского Союза».

- Посмотрите, как выглядит медаль, которую  вручили герои. Пятиконечная золотая звезда с гладкими двугранными лучами на лицевой стороне при помощи ушка и кольца соединена с серебряной прямоугольной колодкой. Вдоль колодки через прорези протянута шёлковая муаровая лента красного цвета.Эта награда присваивалась за совершение геройского подвига. Золотую звезду носят на левой стороне груди над всеми орденами и медалями.

(По ходу дальнейшего рассказ дети рассматривают награды).

- А теперь обратите внимание на эти звезды- ордена Славы трех степеней. Этими орденами награждали рядовых и сержантов за личное мужество, храбрость. Внешне орден Славы имеет вид пятиконечной звезды с широкими лучами. В центре звезды – круг. Посмотрите внимательно, что изображено в центре круга? (Спасская башня и Кремлевская стена в обрамлении лавровых ветвей.) звезды на изображении Спасской башни и  лента, обвивающая лавровые ветви, покрыты красной эмалью. В  верхней части ордена – ушко для крепления с помощью кольца к пятиугольной колодке, обтянутой орденской лентой оранжевого цвета с тремя черными полосками. Ордена Славы всех трёх степеней внешне похожи, отличаются они материалами, из которых сделаны: орден Славы третей степени из серебра, на знаке второй степени центральный круг с рисунками выполнен из золота, знак первой степени золотой.

- А эта награда называется орден Победы.Он был учрежден одновременно с орденами славы. Им награждались лица высшего командного состава красной Армии за успешное проведение боевых операций. Орден Победы – самый красивый и большой по размеру военный орден нашей страны. Его звезда выполнена из платины, в лучи вставлены крупные рубины, обрамленные бриллиантами. В Центре звезды – голубой эмалевый круг с изображением Спасской башни, здания Сената и Мавзолея. В. И. Ленина в обрамлении лавровой и дубовой ветвей. Орден крепится к одежде с помощью штифта. Его носят на левой стороне груди. Лента ордена красного цвета с зелёными, синими, бордовыми, голубыми, оранжевыми и черными полосами по  краям.

- Таких орденов было изготовлено всего 20. Обладателями знака №1 стал маршал Советского Союза Г.К. Жуков. Этот орден – символ воинской доблести и полководческого искусства, проявленного на войне.

- А вот медали «За отвагу» и «За боевые заслуги».

- Как выдумаете, есть ли разница между орденами и медалями? Вручались награды только на фронте, или люди, работая в тылу, тоже совершали подвиги? Были ли женщины  - герои среди защитников Отечества?

- Сегодня мы с  вами многое узнали о наградах, которыми в годы Великой Отечественной войны отмечали героев. Память об этих людях мы сохранили навсегда. Война приносит много горя. И хотелось бы, чтобы ордена и медали вручались за созидательный труд на благо всех людей, за достижения в области науки и культуры.

 

План – конспект беседы «Этот День Победы»

1. Вопросы детям:

·       Какой праздник  мы отмечаем 9 мая?

·       Почему именно в этот день отмечается День Победы?

·       Сколько лет прошло со Дня Победы?

·       Какие улицы названы в честь героев Великой Отечественной войны?

·       Какие рода войск принимали участие в ВОВ?

·       Какие воинские звания вы знаете?

·       Каких героев ВОВ вы знаете? В чем заключался их подвиг?

·       Как помогали нашим защитникам те, кто оставался в тылу?

Проводится разминка под песню «Пора в путь–дорогу» (муз.В. Соловьёва – Седого, сл. С. Фогельсона).

2. Путешествие по городам-героям с рассматриванием репродукций, видеоматериала.

 

3. Прослушивание песни «Поклонимся великим тем годам».