"Взаимодействие с семьёй" - опыт работы

Ежова Наталия Геннадьевна, воспитатель

МАДОУ детский сад "Росинка" Д/с №1 "Солнечный"

город Новоуральск, Свердловской области


В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования одним из основных принципов дошкольного образования является «сотрудничество Организации с семьёй».  (ФГОС ДО п. 1.4), одной из задач становится «обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей» (ФГОС ДО п. 1.6).Семья и детский сад не могут заменить друг друга, но без постоянной поддержки и активного участия родителей в образовательном процессе невозможно достигнуть поставленной цели в воспитании детей, поэтому перед педагогами ставится вопрос, каким образом приобщить родителей к жизни детского сада, сделать их равноправными партнёрами в образовательном процессе.

В целях эффективного взаимодействия с семьями воспитанников мной разработан педагогический проект «Играя,учимсявместе с детьми»,направленный на повышение компетентности родителей в вопросах развития и воспитания детей раннего возраста. 

Одной из особенностей детей раннего возраста является не сформированная крупная и мелкая моторики. А что знают родители о значении развития крупной и мелкой моторики детей раннего возраста? Опрос родителей показал, что родители недостаточно компетентны в этом вопросе. Поэтому, в свою работу я включила активные и разнообразные формы взаимодействия с семьями, с целью показать родителям значимость развития крупной и мелкой моторики для всестороннего развития ребёнка, повысить компетентность родителей по данной теме.

В раннем возрасте активно развивается речь детей.  Второй год жизни – период интенсивного формирования речи. Связи между предметом, действием и словом, их обозначающими, формируются 6-10 раз быстрее, чем в конце первого года жизни. После 1 года 8-10 месяцев происходит резкий скачок развития активного словаря. К концу 2-го года он уже состоит из 200-300 слов. Задача родителей и педагогов помочь детям овладеть родным языком, как можно раньше. Доказано, что тонкая работа пальцев рук способствует развитию речи детей с раннего возраста. Под термином мелкая моторика понимается координированные движения мелких мышц пальцев и кистей рук. 

Но прежде чем говорить о развитии мелкой моторики, не надо забывать о необходимости развивать крупную моторику (это движение тела, рук и ног).  Крупная моторика – это своеобразная основа, на которую по мере взросления накладываются движения мелкой моторики. В раннем возрасте у детей развиваются двигательные навыки, крупная моторика – способность двигаться в заданном направлении, бег, бросание мяча и других предметов, прыжки и мелкая моторика рук. Развитие крупной моторики даёт возможность ребёнку свободно передвигаться, самому заботиться о себе. 

Задача взрослыхподдерживать у детей раннего возраста потребность в движении, например, ежедневно делать с детьми утреннюю гимнастику, не пренебрегать активными играми во время прогулки, использовать специальные упражнения и подвижные игры. Подвижные игры, направленные на развитие крупной моторики, помогают детям лучше ориентироваться, перемещаться в пространстве, управлять своим телом и поведением. 

Мной был разработан план работы с родителями по теме: «Развитие крупной и мелкой моторики детей раннего возраста». Свою работу я начала со встречи с родителями: «Развитие мелкой моторики рук детей раннего возраста». На встрече рассказала о значении развития мелкой моторики рук детей раннего возраста, познакомила со способами и  играми, способствующими развитию мелкой моторики. Провела мастер класс «Массажная варежка», для сплочения родителей и с целью пополнения развивающей предметно-пространственной среды группы играми, созданными своими руками, с непосредственным участием родителей.В заключение  встречи подарила родителям небольшие памятки «Необычные игры для детей раннего возраста». 

Огромное значение на развитие мелкой моторики детей раннего возраста оказывает пальчиковая гимнастика. Чтобы повысить компетентность родителей в этом вопросе, организовала игровой тренинг «Играем пальчиками – развиваем речь», на котором было принято совместное решение по созданию домашней видеотеки «Наши пальчики играют».

В течение года в родительском уголке выставлялись методические рекомендации по развитию мелкой моторики детей раннего возраста (консультации, папки-передвижки): «Ум на кончиках пальцев», «Развитие мелкой моторики», «Роль пальчиковых игр в развитии детей», «Для чего нужны пальчиковые игры», «Пальчиковые игры в шкатулочку», «Памятка для родителей: пальчиковая гимнастика», «Игры и задания на развитие мелкой моторики», «Мелкая моторика: игры для самых маленьких ручек».Создана картотека игр-забав, подвижных игр в группе и на улице на развитие двигательных навыков и координации движений. Проводилась индивидуальная работа с родителями в течение года.

Для совершенствования и обогащения развивающей предметно - пространственной среды группы играми на развитие крупной и мелкой моторики, создан игровой центр, с непосредственным участием родителей, бизиборд.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В конце учебного года итоговым мероприятием стало развлечение с родителями: «Быстрее, выше, сильнее», цель которого было сплочение семей воспитанников (продемонстрировать родителям достижения детей в развитии крупной и мелкой моторики детей).

Основная потребность ребёнка раннего возраста  — познание окружающего мира через действия с предметами. Формула социальной ситуации развития: «ребёнок – предмет – взрослый». Взрослый —  это соучастник предметной деятельности и игры. Главное звено обучения —  образец действия, который даёт ребёнку взрослый.

На втором году жизни развивается самостоятельность детей, формируется предметно-игровая деятельность, появляются элементы сюжетной игры. Общение со взрослым носит ситуативно-игровой характер, затем характер делового сотрудничества. При обучении и правильном подборе игрового материала дети осваивают действия с разнообразными игрушками: разборными (пирамидки, матрёшки), строительным материалом и сюжетными игрушками. Эти действия ребёнок воспроизводит по подражанию после показа взрослого.

Игра - это ведущий  вид детской деятельности, она занимает важное место в жизни детей дошкольного возраста. Игра – это способ освоения ребёнком окружающей действительности. Она формирует у детей коммуникативные игровые навыки, способствует дальнейшей социализации.

В последние годы наблюдается тенденция исчезновения игры из жизни детей. Телевизор или компьютер – лучший друг ребёнка. Родители в силу своей занятости на работе, дома предпочитают игре с ребёнком, просмотр телевизора, социальные сети. Современный ребёнок всё реже включён в отношения сотрудничества, взаимовыручки, партнёрства. Возникающие ролевые игры детей отличаются однообразием. Изменение социокультурных условий жизни детей, повлекло изменение сюжетов и содержания сюжетно-ролевой игры и уровня её развития. Появились игры, заимствованные из мультфильмов, пользуются популярностью игры в супергероев, которых дети представляют типичным набором простых действий и фраз, отношения между персонажами примитивны. Современному ребёнку негде и не с кем учиться играть. 

Ранний возраст – это возраст, когда дети постигают основы игры, овладевают простейшими формами совместной игровой деятельности. Важно начиная с раннего возраста заложить у ребёнка основы сюжетной игры: формировать игровые способы и умения, которые позволят им развёртывать самостоятельную игру. 

Но, чтобы научить ребёнка играть, взрослый в первую очередь должен сам уметь играть. Беседуя с родителями о том, во что и как играют дети дома, я сделала вывод, что современные родители не знают и не умеют играть с детьми. Как правило, дети дома предоставлены сами себе и поэтому «играют» сами по себе, кто как может.

Исходя из выше изложенного я разработала направление по работе с  родителям: «Учимся играть вместе с детьми». Целью является ознакомление родителей с основами игровой деятельности детей 2-го года жизни.Обозначила для себя следующие задачи: сформировать представление родителей о сюжетной игре; вовлечь и приобщить родителей к совместной игре с детьми.

Свою работу я начала со встречи с родителями на тему: «Значение игры для детей 2-го года жизни», которую провела в форме «круглого стола». В ходе встречи обсуждали вопросы:значение игры; как дети играют в раннем возрасте (особенности игры детей раннего возраста); когда дети будут играть? (принципы); способы построения игры. В завершении встречи родители посмотрели видеоролик «Играем с куклой Таней» по организации игровой деятельности  в группе, с участием своих детей.

С целью вовлечения и приобщения родителей к совместной игре с детьми организовала и провела совместную игровую деятельность детей и родителей «Строим башню для Петушка». В ходе встречи был показан пример обыгрывания постройки.

В родительском уголке поместила консультации для родителей: Игра в жизни ребёнка», «Сюжетно-ролевая игра в семье», организовала фото – выставку: «Играют наши дети».

В ходе проделанной работы можно сделать вывод, что поставленные мною задачи были достигнуты. Родители охотно включались в образовательную деятельность наших воспитанников, они имеют  возможность свободно, в удобное для них время, знакомиться с деятельностью ребёнка в детском саду. Важно, чтобы родители выступали в качестве полноправных участников образовательного процесса. При организации взаимодействия детского сада с семьёй, основной акцент ставится на воспитание субъективности родителей, формирование их воспитательной культуры. Поэтому наша задача сводится не к замещению семьи, а к её обогащению теми практиками воспитания детей, которые накоплены в педагогической системе дошкольного образования.

Таким образом, моя работа предполагает не одностороннее воздействие на родителей (чтение им докладов, посещение ими  формальных мероприятий), а взаимодействие с семьями, которая включает обмен мыслями, идеями, переживаниями. В планировании работы учитывается уровень педагогической культуры семей, а также постоянно изучаются социальные и образовательные запросы родителей. Педагогический коллектив нашего детского сада находится в постоянном поиске новых форм взаимодействия с семьями воспитанников, которые позволят достигнуть сотрудничества.Основными направлениями реализации проекта, по которым осуществлялась работа, охватывают виды детской деятельности, используемые в раннем возрасте: 

1. Двигательная активность: развитие крупной и мелкой моторики.

2. Совместные игры со сверстниками под руководством взрослого.

 

Литература:

 

1. Борисенко М.Г., Лукина Н.А. Наши пальчики играют (развитие мелкой моторики)СПб.: Паритет, 2003. — 144 с. — (Рождаюсь. Расту. Развиваюсь).

2. Галигузова Л. Н., Мещерякова С. Ю.Физическое развитие. Игры и занятия с детьми раннего возраста. Серия: Первые шагиИздательство: Мозаика-Синтез, 2007 г.

3. Михайленко Н. Я., Короткова Н.А. Организация сюжетной игры в детском саду:

4. Пособие для воспитателя. 2-е изд., испр. - М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2000. - 96 с.

5. Педагогика детей раннего возраста : учеб.пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям «Дошкольная педагогика и психология», «Педагогика и методика дошк. образования» / Л.Н. Галигузова, С.Ю. Мещерякова. — М. :Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2006.— 301 с. — (Педагогика и воспитание).

6. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. – Издательство «Ажур», 2014. – 26 с.

7. О принципах обучения детей от 0 до 1,5 лет. / Центр развивающих инновационных методик. // http://centr-razvitia.ucoz.ru/publ/2–1-0–8. (дата обращения: 01.11.2018).