Проектная деятельность "Готовимся к школе"

Погасий Луиза Анатольевна, воспитатель

МДОУ "Детский сад №77" Ленинского района г.Саратова

г.Саратов


Тип проекта: исследовательский, информационно-познавательный, практико-ориентированный,познавательно – творческий, речевой, групповой.

Участники проекта:Воспитатели группы, воспитанники подготовительной группы №1 и их родители, педагоги дополнительного образования.

Руководитель проекта: воспитатель подготовительной группы №1 Погасий Луиза Анатольевна.

Продолжительность проекта: краткосрочный.

Реализация проекта: март - апрель  месяц.

Результат: «Игра КВН. Готовы ли вы к школе?»

 

Образовательные области:

1.Познавательное развитие;

2.Социально-коммуникативное развитие;

3.Речевое развитие;

4.Художественно-эстетическое развитие;

5.Физическое развитие.

 

Цель: формировать представления  о школе и положительное  отношение к школьной жизни у старших дошкольников.

Задачи:

1.Формировать  мотивации учения и интереса к самому процессу обучения;

2.Познакомить со школьными принадлежностями необходимыми для успешного обучения в школе, расширить знания детей о появлении этих предметов в жизни людей..
3.Систематизировать знание детей о том, чтобы быть здоровым школьником нужно уметь устраивать свой день, и соблюдать определенный режим много гулять играть и в определенное время кушать и заниматься.
4. Снятие чувства тревоги и сомнения у дошкольников перед встречей со школой;

5.Формирование умений соблюдать правила поведения в общественных местах - школе.
6.Знакомство с профессиями занятыми в школе (учитель, директор, повар, уборщица и др.).
7.Активизировать внимание и память;

8.Воспитывать усидчивость и аккуратность;

9.Развивать мелкую моторику;

10.Формировать умение заполнять свободное время интересной и полезной деятельностью.

11.Способствовать развитию взаимопонимания, дружелюбия;

12. Повышение родительской компетентности в вопросах предшкольной подготовки.

 

Актуальность проекта:

Подготовка к школе – сложный период в жизни дошкольника. Поступление в школу и начальный период обучения вызывают перестройку образа жизни и деятельности ребенка. Маленький человек находится в состоянии ожидания: предстоит что-то очень значительное и притягательное, но пока еще неопределенное. Весь уклад жизни ребенка меняется радикально (режим, смена общения со взрослыми и сверстниками, увеличение объема интеллектуальной нагрузки).

Отношение ребенка к школе формируется до того, как он в нее пойдет. И здесь важную роль играет информация о школе и способ ее подачи со стороны родителей и воспитателей детского сада. Многие родители стараются создать эмоционально привлекательный образ школы: «Ты у нас отличником будешь», «У тебя появятся новые друзья», «Учителя любят таких умненьких, как ты». Взрослые полагают, что тем самым они прививают ребенку заинтересованное отношение к школе. В действительности же ребенок, настроенный на радостную увлекательную деятельность, испытав даже незначительные, негативные эмоции (обиду, ревность, зависть, досаду) может надолго потерять интерес к учебе. Причин для подобных эмоций школа предоставляет предостаточно: неудачи на фоне кажущейся всеобщей успешности, трудности в поиске друзей среди одноклассников, расхождение оценки учителя и привычной родительской похвалы и др.

Ряд авторов подчеркивает необходимость воспитания положительного отношения к школе, как условие успешного обучения в дальнейшем (Я. А. Коменский, Дж. Локк, Ж. Ж. Руссо, И. Г. Песталоцци, Н. А. Добролюбов, К. Д. Ушинский, А. С. Симонович, Е. И. Водовозова, А. С. Макаренко). Да и практика сегодня нацелена в основном на интеллектуальную подготовку детей к школе и мало внимания уделяет формированию «внутренней позиции школьника».

Следовательно, теоретический анализ литературы и данные практики убедили нас в проведении целенаправленной работы по воспитанию положительного отношения к школе у детей подготовительной группы с помощью разнообразных форм и методов работы, через создание предметно – развивающей среды, через педагогическое просвещение родителей, взаимодействие с учителями начальных классов.

Таким образом, вся эта может быть отражена именно в краткосрочном проекте «Готовимся к школе». Проекты школьной направленности способствуют повышению социальной и познавательной активности детей, целенаправленному формированию у них интегративных качеств, необходимых для успешного включения детей в школьную жизнь.

 

 

.

 

Методы и приемы проекта:

1.Метод наглядности;

2.Обследования;

3.Словесный;

4. Частично-поисковый;

5.Мотивационный;

6.Проблемно-мотивационный;

7.Практический;

8.Сотворчество.

 

 

Методы реализации проекта:

1.       Определение темы (проблемы проекта). Вызвать интерес детей и родителей к теме проекта.

2.       Составление плана проекта.

3.       Создать предметно-развивающую среду для ознакомления воспитанников со школой (дидактические и сюжетно-ролевые игры, наглядный материал, картотека пальчиковых игр и упражнений, загадок,  пословиц, стихотворений по теме).

4.       Пополнение картотеки стихов, пословиц, загадок о школе и школьных принадлежностях; пальчиковых игр; наглядных материалов по теме.

5.        Разработать конспекты НОД по подготовке к школе, экскурсий в школу, консультаций,  семинаров, тренингов, буклетов, просветительских листов для педагогов и родителей будущих первоклассников.

6.       Обсуждение проекта на родительском собрании с родителями.

7.       Обсуждение проекта с воспитателем, музыкальным руководителем.

8.       Сбор информации, литературы, дополнительного материала.

9.       Работа по плану с детьми, родителями, педагогами.

10.  Подведение итогов, анализ ожидаемого результата.

11.  Оформление портфолио выпускника МДОУ.

12.  Интеллектуальная играКВН «Умники и умницы».

 

 

                                

Форма работы с детьми:

Дидактические игры на развитие внимания, памяти, усидчивости, терпения.
Цикл занятий по развитию речи на темы трудолюбия, о нравственных качествах человека: «Для чего нужны руки» (по произведениям Пермяка), «Маленькое дело лучше большого безделья»…
Часы общения по детским рисункам на темы: «Кем я хочу стать!», «Крепкое тело – здоровый дух!» и т. д.
Цикл занятий в библиотеке.
Использование пословиц и поговорок о трудолюбии, дружбе; скороговорок и пословиц о цифрах, замысловатых вопросов.
Продуктивная деятельность с детьми.
Выставки, макеты, развивающие умение планировать свою деятельность, умение работать самостоятельно и в коллективе.

 

 

Форма работы с родителями.

Наглядная пропаганда;  беседы и консультации; коррекционный журнал; анкетирование; дни открытых дверей; круглый стол; педагогическая  лаборатория; конкурсы.

 

           

 

Описание работы: данный проект будет полезен в работе воспитателей подготовительных групп, а также родителей, с целью повышения родительской компетентности в вопросах предшкольной подготовки детей.

Проведение целенаправленной работы в детском саду по воспитанию положительного отношения к школе у детей подготовительной группы, способствует повышению социальной и познавательной активности, целенаправленному формированию у них интегративных качеств, необходимых для успешного включения детей в школьную жизнь.

Представленный материал предполагает использование разнообразных форм и методов работы: создание предметно – развивающей среды, педагогическое просвещение родителей, взаимодействие с учителями и учениками начальных классов.

План реализации проекта:

Подготовительный этап:

1. Подготовить в группе необходимый материал для познавательной и продуктивной деятельности (разработка конспектов непосредственно образовательной деятельности, бесед и т.д.);

2. Подготовить домашнее задание для родителей, собрать необходимую информацию и оформить её;

3. Помощь со стороны родителей в подборе литературы и настольно – печатных игр на школьную тематику;

4. Сотрудничество со школьной библиотекой и учителями начальных классов.

Основной этап. Реализация проекта: (таблица)

Реализация проекта.

 

 

Дни недели

Совместная деятельность взрослого и детей

Самостоятельная деятельность детей

Взаимодействие с родителями и учителями начальных классов

Образовательная деятельность в процессе организации различных видов детской деятельности

Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов

1 , 2 неделя марта месяца

Выставка иллюстративных книг школьной тематики и чтение произведения

« Филиппок» Л.Н.Толстого

Беседа «Будьте добры»

(вежливые слова в жизни будущего школьника)

Цель: приучать детей к самоконтролю своего поведения.

Рассматривание иллюстративных книг.

Просмотр мультфильма «Козленок, который умел считать до 10»

Цель: формировать представления детей о важности умения считать.

Помощь родителей в подборе мультфильмов и настольных игр о школе.

3, 4 неделя марта месяца

Беседа с детьми

« Чем школа отличается от детского сада. Что мы знаем о школе»

Цель: создание положительных установок на школу.

«Будь готов!»

( акцент на организацию режимных моментов, сборы на прогулку, подготовка к игре, совместная деятельность и т.д.)

Просмотр мультфильма «Остров ошибок»

 Цель: формировать у детей желание и понимание в                       необходимости учиться в школе.

Совместное с детьми чтение книг о школе дома.

 

 

 

5 неделя марта

1 неделя апреля месяца

Игра – соревнование

«Скоро в школу»

( игры, эстафеты и т.д.)

Загадывание загадок, чтение пословиц о школе.

Цель: учить детей отражать в свои впечатления в речи и рисовании. Издание книжки «Загадки из портфеля»

Сюжетно – ролевая игра

«Детский сад»

Цель: расширить и закрепить представления детей о содержании трудовых действий сотрудников детского сада.

Оформление папки – передвижки для родителей

«Какие стороны готовности к школе особенно важны»

    2, 3

  неделя

  апреля

  месяца

Интегративное занятие

(музыкально – художественная деятельность и рисование)

«Школьный день».

Оформление выставки детских рисунков « Что тебе понравилось в школе» (на основе личных знаний – экскурсия)

Цель: отразить свои впечатления в рисунке, способность выработке желания учиться в школе.

Рассматривание школьных принадлежностей.

Цель: познакомить детей со школьной атрибутикой, её назначением.

Игра «Собери портфель»

Цель: закрепить знания детей о назначении школьных предметов.

Игра «Что лишнее? » (школьные принадлежности и другие предметы)

Цель: активизация словаря, классификация предметов, развитие речи.

Сюжетно – ролевая игра

«Школа»

Цель: воспитывать желание принять позицию школьника – ученика, уметь подчинять свои желания коллективным.

Просмотр мультфильма

«Наш друг Пишичитай»

Цель: формировать у детей желание и понимание в необходимости учиться в школе.

Подготовка консультации для родителей

 «Подготовка детей к школе»

«Советы для родителей, дети которых готовятся к школе».

 

 

 

     4неделя апреля месяца

Рассматривание картины

«Школа»

Цель: расширять представления детей о школе.

«Мы будущие школьники»

Цель: формировать установки на ответственное выполнение правил поведения школьников, освоенных в течение недели.

Дидактические и настольно – печатные игры школьной тематики:

- «Слоговые домики»

- «Числовые домики»

- «Логический поезд»

- «Лёгкий счет» и т.д.

Встреча с учениками – выпускниками детского сада. (Рассматривание портфеля, книг, тетрадей, пенала и т.д.)

Интеллектуальная игра КВН «Умники и умницы»

Цель: совершенствовать умение играть в командные игры.

 

Заключительный этап.

1. Презентация проекта - оформление папки;

2.Создание альбома с детьми «Загадки из портфеля».

3.Презентация творческих рисунков детей «Что тебе понравилось в школе».

4.«Игра КВН. Готовы ли вы к школе?»

 

 

Ожидаемый результат:

1.Формирование у детей мотивационной готовности к школе;

2.Повышение родительской компетентности в вопросах предшкольной подготовки;

3.Благоприятное течение адаптационного школьного периода.

Результат:

Диагностика: на конец учебного года у большинства детей сформирован учебно-познавательный мотив обучения. Проведено проективное рисование «Я в школе» в начале и в конце проекта. По рисункам можно судить об эффективности проведённой работы по формированию положительного образа школы в восприятии будущих первоклассников – мотивация у большинства детей приобрела оптимальный характер (учебно-познавательный).
Организована для родителей фотовыставка – отчёт «Мы будущие школьники!», где можно было увидеть проделанную работу по проекту.

 

 

Использованная литература:

1. Бурухина А.Ф  «Мультфильмы в воспитательно-образовательной работе с детьми» - журнал « Воспитатель ДОУ» 2012

2. Качигина Л.Б. «Создание условий для подготовки старших дошкольников к учебной деятельности» - журнал «Воспитатель ДОУ» №4/2013

3.Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: Мозаика-синтез, 2008. – 112 с.

 

4.Киселева Л.С. и др. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: – М.: АРКТИ, 2003. – 96 с. 4.