Позитивная социализация детей дошкольного возраста через музыкальные игры

Веприкова Ленара Рашидовна, музыкальный руководитель

МБДОУ д/с №1 «Колобок»

Удмуртская Республика, г. Камбарка


 Цель –  улучшение социализации детей  дошкольного возраста  с помощью  музыкальных игр.      

Задачи:

·       акцентировать внимание на понятии «Позитивная социализация».

·       раскрыть опыт работы по позитивной социализации через музыкальные игры.

·       активизировать и совершенствовать игровые формы работы с детьми.

·       снять напряжение, сократив эмоциональную дистанцию в общении.

 

Участники: педагоги.

 

Материалы и оборудование: ширма-домик или платок синего или голубого цвета, шапочка «солнышко» или игрушка «солнышко», барабан, большая деревянная ложка, пластмассовые фрукты, овощи, ягоды, внутри которых различный наполнитель: крупа, бисер, мелкий песок и пр.,поварской колпак, поварешка, вырезанные из картона ноты, яблоки; музыка-сопровождение,             нотный стан, дерево.  
Ожидаемые результаты: повышение уровня коммуникативной компетентности педагогов, сокращение эмоциональной дистанции в общении.

 

План проведения:

Вступительное слово музыкального руководителя;

Теоретическая часть:

·       толкование понятия «позитивная социализация».

·       структура социализации — индивидуализации

·       определение значение игры для развития у дошкольников социальных (коммуникативных) качеств.

Практическая часть:

Музыкальное приветствие«Добрый день»
Музыкальные игры:

 «Здравствуй друг»

 «Солнышко»

 «Барабан»

 «Поварята»

«Урожайный оркестр»

Игровой приём «Оживи животного»

 

Заключительная часть.

Рефлексия.

 

 

Ход.

Уважаемые участники Республиканской научно– практической конференции. Мы рады приветствовать Вас на мастер-классе «Позитивная социализация детей дошкольного возраста через музыкальные игры».

Сегодня мы с вами вспомним понятие: «Позитивная социализация». Конкретизируем значение музыкальной игры для развития коммуникативных качеств, а также включимся в совместную музыкально-игровую деятельность с целью повышения уровня          профессионального     мастерстваи эмоционального сплочения участников          мастер–класса.  

Дошкольное детство – время первоначального становления личности, формирования основ самосознания и индивидуальности ребенка, время, когда определяются траектории его дальнейшего развития. Поэтому именно в дошкольном возрасте важно заложить эти основы.

В связи с вступлением ФГОС ДОпроизошли изменения в профессиональной деятельности музыкального руководителя, а именно – ориентация на социализацию и индивидуализацию развития ребёнка. Позитивная социализация —это умение ребенка взаимодействовать с окружающими людьми, выстраивать свое поведение и деятельность, учитывая потребности и интересы других. Это процесс становления личности, т.е. способность жить в обществе и быть успешным.

Дошкольный возраст – это тот период, когда начинается процесс социализации, устанавливается связь ребенка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром.Играя, занимаясь, общаясь с взрослыми и сверстниками, ребёнок учится жить рядом с другими, старается учитывать их интересы, правила и нормы поведения в обществе, т.е. становится    социально компетентным.  
Образовательная программа ДОУ формируется как программа психолого – педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации развития личности детей дошкольного возраста. В связи с этим музыка и детская музыкальная деятельность есть средство и условие вхождения ребёнка в мир социальных отношений, открытия и презентации своего "Я" социуму.

Структура          социализации - индивидуализации         (3 компонента):
1. Когнитивный (познавательный) — знания и представлении ребенка о социуме          и себе.
2. Эмоционально-оценочный — отношение ребенка к социальному миру и себе.
3. Поведенческий-регуляция социального поведения, саморегуляция.

Психолого-педагогическая поддержка позитивной социализации-индивидуализации ребенка наиболее эффективно осуществляется в игровой деятельности как основной сензитивной для дошкольника. Л.С.Выготский, подчеркивая значение игры для ребенка, утверждал, что игра и игровые формы работы — это наиболее адекватные средства развития и коррекции психического      развития    личности.

  Музыкальные игры можно разделить на две группы:

- игры с пением;

- игры с музыкальным сопровождением.

Музыкальные  игры позволяют сформировать у ребенка следующие коммуникативные (социальные качества):
- уважение           к себе и другим;
- уверенность себе;
- естественность поведения, искренность;
- готовность принимать на себя ответственность за свои действия;
- самостоятельность намерений и решений;
- ориентация на индивидуальные и социальные интересы.

Работая с детьми много лет, часто сталкиваюсь с такой проблемой: в группах разного возраста имеются гиперактивные дети. Они невнимательные, часто отвлекающиеся, импульсивные, у них повышенная двигательная активность. У таких детей бывает занижена самооценка. На музыкальных занятиях, в процессе музыкальных игр  я применяю тактику похвалы. Такие дети более чувствительны к похвале, чем другие. Играя с детьми в музыкальные игры, использую индивидуальный подход к каждому ребёнку, а именно, даю роль водящего. В результате у детей повышается самооценка, позитивное отношение к окружающему миру, к сверстникам, к самому себе,  слуховое внимание становится более организованным, появляется желание и потребность в сотрудничестве.

 

Музыкальная игра - это активная деятельность, направленная на выполнение музыкально-ритмических задач. Она вызывает у детей веселое, бодрое настроение, влияет на активность процесса развития движений, формирует музыкальные способности. Играя, ребенок упражняется в движении, осваивает его, в процессе игры развиваются положительные качества личности ребенка, через игру он познает жизнь.

Мастер – класс позволит всем нам проиграть музыкальные игры для того, чтобы сегодня сблизиться всем педагогам, а завтра  использовать их для работы  с детьми.

 

Практическая часть
Китайская пословица гласит: 
Расскажи мне — и я забуду,
Покажи мне — и я запомню, 
Вовлеки меня — и я пойму, и чему — то научусь.

1. Упражнение «Приветствие» 
Цель: психологический настрой на игровое общение.
Я предлагаю начать  наше  общение с приветственных слов и действий. Поём и выполняем  действия со мной.

Добрый (руки к груди) день (руки вперед), — 2 раза
Солнце (руки рисуют круг), свет (руки — фонарики), земля (поглаживание перед собой руками),
Очень рады видеть вас (руки к груди), 
Мои друзья (руки вперед) и я (руки к груди).

2. Музыкальная игра «Здравствуй друг»(младшая - средняя группа)

Цель: способствовать формированию дружеских отношений между детьми.Уметь быстро находить пару, после движения врассыпную, доброжелательно приветствовать партнера, используя для этого выразительное пение и танцевальные        движения.
Содержание:Дети двигаются врассыпную и поют:

Мы пошли, пошли гулять. Вот как мы гуляем.

Мы пошли, пошли гулять. Друга повстречаем (берутся за руки в парах).

Здравствуй, здравствуй, здравствуй друг! (качают сцеплёнными руками вправо-влево, смотрят друг на друга)

Мне ты улыбнись! (кружатся в паре).

И со мною крепче подружись! (разводят руки широко в стороны, улыбаются, обнимают друг друга).

 

3. Музыкальная игра «Солнышко»(младшая группа)

 

Цель: вовлечь детей в совместную музыкальную деятельность, способствовать общению, воспитывать уважение к себе и другим.

 

 

Содержание:

Отгадайте загадку:Большой подсолнух в небе,

 Цветет он много лет,

Цветет зимой и летом,

 А семечек всё нет (Солнышко).

Дети поют:

 Солнышко, солнышко

Выгляни в окошко(ребёнок – «солнышко» выглядывает из – за ширмы или из - за платочка)

Выйди солнышко скорей

Всех ребяток обогрей! (дети приглашают «солнышко» выйти к ним и переворачивают руки открытыми ладошками вверх) 

На музыкальный проигрыш  «солнышко» подходит по очереди ко всем детям и гладит их по ладошкам или по голове, с окончанием музыки выбирает вместо себя новое «солнышко», передаёт шапочку или игрушку.

 

4. Музыкальная игра «Барабан» (старший возраст)

 

Цель: содействовать объединению в игре. Развивать потребность к сотрудничеству. Способствоватьразвитию ритмического слуха,  быстроты реакции.


Содержание:Дети, держась за руки,  идут по кругу. Внутри круга водящий играет на барабане, идёт по кругу в противоположную сторону.  Дети  поют:

 

Слышен голос барабана

Тра-та-та, тра-та-та.

Слышен голос барабана

Открывайте ворота.  (на последние слова водящий останавливается между двумя детьми, которые образуют ворота. Водящий проходит через «ворота» и поворачивается лицом к детям. Двое детей бегут в разные стороны за кругом. Кто быстрее ударит по барабану, тот становится водящим).

 

5. Музыкальная игра «Поварята»(старший возраст)

 

Цель:способствовать развитию доброжелательных отношений между детьми. Развивать  воображение, быстроту реакции.

Содержание:  Дети,  взявшись за руки, идут по кругу. Ведущий «поварёнок»  с большой ложкой идёт внутри круга. Дети поют:

Мы весёлые ребята

Будем мы, как поварята

Вкусно стряпать, печь, варить.

Всегда с ложкою ходить.

Вариант 1. По окончании пения «поварёнок» с ложкой  останавливается около 2х детей и протягивает ложку между ними вперёд. Эти дети бегут в разные стороны за кругом. Кто быстрей возьмёт ложку.

Вариант 2. Водящий «поварёнок» останавливается в середине круга. Дети придумывают, что они будут делать. Под музыку они изображают руками: пекут оладушки, раскатывают тесто, нарезают овощи для супа и т.д. Ведущий «поварёнок» дирижирует.

 

 

6. Музыкальная игра «Урожайный оркестр»  (старший возраст)

Цель: Развивать коммуникативные навыки.Способствовать проявлению творческого самовыражения. Закреплять и расширять знания детей о ягодах, фруктах, овощах средствами музыкальной игры. Развивать музыкальный слух.

Содержание: На полу по кругу лежат пластмассовые фрукты, овощи, ягоды. Атрибутов на один меньше играющих. Дети идут по кругу, поют 1 куплет.

Музыкантами мы стали,

Друг за другом зашагали.

Инструменты в руки взяли,

Очень весело сыграли.

С окончанием куплета поднимают предмет около которого остановились. Тот, кому не достался предмет, выходит в центр круга, становится поваром, который в шутку «дирижирует» фруктами, овощами, ягодами. Можно на повара надеть поварской колпак, в руки дать поварешку. Все, стоя в кругу, поют 2 куплет, отстукивая простой ритм, повар «дирижирует» поварешкой.

А оркестр наш непростой,

Он веселый, озорной!

Фрукты, ягоды берем,

Вам сыграем и споём!

Затем играющие спрашивают повара (без музыки):

«Что тебе для блюда надо,

Мы поможем, мы тут рядом! »

Повар называет что-то одно. Например, фрукты. Те дети, у кого в руках оказались фрукты, поднимают их высоко и громко, весело шумят ими под музыку. Остальные дети прячут руки за спину, ведь ягоды и овощи пока повару не нужны. Повар проверяет, не попал ли в его фруктовое блюдо, например, лучок или чеснок. Игра повторяется.

Игра проходит весело, интересно, так как каждый раз у детей оказывается в руках другой предмет.

Примечание. В качестве музыкального сопровождения можно использовать  мелодию русской народной песни «Ах вы, сени».

На музыкальных занятиях я использую игровой приём «Оживи животного» в разных возрастных группах.

Цель: развитие коммуникабельности, воображения, чувство ритма.

Задачи: побуждать детей максимально точно изображать животных.

 Развивать доброжелательное отношение друг к другу.

Материал и оборудование: палочка, презентация с картинками животных.

Содержание: Дети, стоя в кругу, под музыку передают палочку. С окончанием музыки музыкальный руководитель показывает на экране слайд с изображением того или иного животного. Ребёнок, у которого в руках палочка, должен изобразить  под музыку животного.

Результат: у детей развивается чувство ритма, воображение, коммуникабельность.

Заключительная часть.

Педагогическая рефлексия

1.     Усвоение материала «Позитивная социализация через музыкальную игру».

Предлагается ответить на вопрос: «Какие социально – коммуникативные качества развивают музыкальные игры?»  (умение ребёнка взаимодействовать с людьми, выстраивать своё поведение и деятельность, учитывать потребности и интересы других, положительно-эмоциональный настрой, повышение самооценки, сокращение эмоциональной дистанции, осознание своей значимости в детском коллективе).

Перед педагогами ватман, на котором изображена  яблоня. На вырезанных из картона яблоках педагоги должны ответить на этот вопрос и приклеить яблоки на ватман.

2.     Предлагается подвести итог.

Выберите, пожалуйста, нотки, характеризующие оценку сегодняшнего мастер – класса. Выложите их на нотный стан от ноты «До1» до «До2» (звукоряд: до, ре, ми, фа, соль, ля, си, до2)

Нота «До1» - не узнала ничего нового и интересного.

Нота «До2» -  узнала много нового и интересного, буду использовать в своей работе(для музыкальных руководителей).

Для воспитателей:  нотки красного, синего, зелёного цвета.

Синий цвет: не узнала ничего нового и интересного.

 Красный цвет: узнала много нового и интересного, буду использовать в своей работе.

Зелёный цвет: затрудняюсь ответить.

 

Рефлексию с детьми провожу в конце музыкального занятия. Для этого я использую большой скрипичный ключ. Дети становятся в круг. Я задаю вопросы: «Что больше всего вам понравилось на занятии? Какие трудности вы испытывали? Ребёнок отвечает на вопросы и передаёт скрипичный ключ другому.Дети охотно делятся своими впечатлениями о занятии.

Также рефлексия проводится с родителями  на собраниях, консультациях, праздниках, развлечениях. Использую приёмы, описанные выше и другие. В детском саду имеется гостевая книга, в которой родители оставляют свои отзывы, пожелания о прошедших мероприятиях.

 

В заключении  я хочу вам подарить  памятки.  Спасибо за внимание!

 

Примечание: предложенные музыкальные игры воспитатели могут использовать в совместной и в самостоятельной деятельности с детьми (на прогулке, в группе).