Итоговое занятие по развитию речи в подготовительной группе

Ведерникова Наталья Анатольевна, воспитатель

МДОУ "Детский сад №127 комбинированного вида"

г. Саранск, респ. Мордовия


Цель: Обобщение у детей полученных раннее знаний.

Задачи:

·      Закрепить умение определять местоположения звука в слове.

·      Упражнять в звуковом анализе слов.

·      Закрепить знания о различии гласных и согласных звуков.

·      Закрепить понятие у детей давать основные характеристики звуков.

·      Закрепить понятие, что такое предложение.

·      Составлять предложения с помощью схемы.

·      Развивать фонематический слух и внимание.

·      Воспитывать любовь к родному языку.

Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Физическое развитие».

Материалы к занятию: плакат Буратино,«волшебный мешочек» с буквами,  карточки с пятью клетками на каждого ребёнка,   красные кружки, счётные палочки на каждого ребёнка; схемы предложения, мнемотаблица «Весна».

Раздаточный материал: счетные палочки, карточки, разделённые на 5 квадратов; кружки  красного цвета по 2 на каждого ребёнка; схема предложения.

 

Ход занятия:  

  • Организационный момент

Воспитатель: - Я рада видеть вас таких красивых, добрых, с хорошим настроением! Ребята, давайте улыбнёмся друг другу, нашим гостям! И пусть хорошее настроение не покидает нас до самого вечера!

  • Вводная часть

Воспитатель: - Ребята, отгадайте загадку.

С Букварем шагает в школу

Деревянный мальчуган.

Попадает вместо школы

В полотняный балаган.

Как зовется эта книжка?

Как зовется тот мальчишка? ( Азбука.Буратино.)

 

Воспитатель: - Буратино очень хотел пойти в школу. Вы же тоже очень хотите? Давайте Буратино покажем как много вы уже узнали и многому научились, прежде чем пойти в школу. Давайте, вспомним все те буквы и звуки, которые мы с вами уже изучили. (Воспитатель достает «Чудесный мешочек», в котором лежат  буквы.Дети называют эти буквы и звуки, дают характеристику звукам, крепят букву к магнитной доске).

Воспитатель: - Скажите ребята, чем отличается буква от звука?

(Букву мы видим, пишем, читаем, а звук мы слышим и произносим).

-Давайте с вами вспомним все гласные звуки и сделаем гимнастику для наших губ: А-О-У-Ы-И-Э-Е (выполняется упражнение).

  • Основная часть

 

Задание 1: «Выложи букву»

Воспитатель: - Я сейчас буду называть слова, а вы с помощью счётных палочек выкладываете только первую букву каждого слова.

Абрикос    Укроп   Облако   Экскаватор   Индюк   Ель  

 Задание 2: «Поделите слова на слоги»

(на доске картинки: юбка, шорты, рубашка, футболка, штаны, шарф; дети при помощи хлопков делят слова на слоги).

Воспитатель каждый раз спрашивает, сколько слогов в каждом слове. Воспитатель: - Скажите ребята, а как назвать эти предметы одним словом? (одежда)

Воспитатель: - Правильно, одежда.

Воспитатель: - Переходим к следующему заданию.

Задание 3: Словесная игра «Придумай слово на заданный звук».

Воспитатель: - Ребята, но прежде, чем  определить, с каким звуком мы будем придумывать слова, отгадайте загадку:

Не моторы, а шумят,

Не пилоты, а летят,

Не змеи, а жалят… (осы)

Какой первый звук стоит в отгадке? (о).

Вот с этим звуком мы будем придумывать слова.

  • Физкультминутка «Буратино»

 

Буратино потянулся  (стоя, руки к плечам, поднимание и опускание локтей),

Раз – нагнулся. Два – нагнулся  (наклоны к левой и правой ноге),

Руки в стороны развел,

Ключик, видно, не нашел  (руки в стороны, повороты направо, налево).

Чтобы ключик нам достать,

Нужно на носочки встать  (встают на носки, руки поднимают вверх и медленно садятся за парты.Повторить 2–3 раза).

 

Воспитатель: - Вот мы и набрались сил и теперь можем дальше продолжать.

Задание 4: «Назови гласный звук и определи его местоположение»

Воспитатель: - Ребята, давайте с вами вспомним, каким цветом обозначаем гласные звуки? (красным). Я буду зачитывать слова, а вы на карточке выкладывайте, где стоит этот звук.

(рак, сено, мак, оса, Саша, цветы, свет, ручка, дно, вода).

- Скажите, а что такое предложение? (это 2, 3, 4 и более слов, которые дружат между собой).

Задание 5: «Составьте  схемы к предложениям ».

  1. Мальчик читает.             
  1. Учитель пишет задачу.       
  1. Дети идут в школу.       

А теперь придумайте предложение по схеме: -------   -------  ------- --  ------.

Воспитатель: - Скажите ребята, что означает каждая полоска в предложении? (это  слово)  

Воспитатель: - Молодцы, ребята! И с этим задание мы с вами справились!

Задание 6:Дидактическая игра «Закончи предложение»

Мама улыбнулась, потому что…

Дети прибежали домой, потому что…

Собака грозно зарычала, потому что …

Мама открыла окно, потому что …

Петя громко вскрикнул, потому что …

Мама отругала сына, потому что …

Учительница весело рассмеялась, потому что …

Бабушка выключила телевизор, потому что …

У Саши заболело горло, потому что…

Мальчик решил переодеться, потому что …

Собака весело завиляла хвостом, потому что …

Кот зашипел, потому что …

Машины резко затормозили, потому что …

Мальчик быстро бежал к школе, потому что … .

 Задание 7:Составление рассказа о весне.

Воспитатель:Следующеезадание придумать рассказ о весне. Послушайте мой рассказ.

Воспитатель: Наступила весна. Весной солнце греет теплее. Земля оттаивает, и журчат ручьи. На проталинах появляются первые цветы. Деревья и животные весной просыпаются. Дети одеваются по-весеннему. Они рады весне, пускают кораблики и помогают взрослым - копают, сажают. Вам понравился мой рассказ?

Воспитатель: А теперь вы попробуйте рассказать сами.

Воспитатель: - Ребята, Буратино понравилось, как вы выполнили все задания. Он теперь обязательно будет учиться. Прочитайте надпись на доске.

Итог занятия

Воспитатель: - Ребята, скажите, для вас какими были задания?  Что больше всего вам понравилось на занятии? А по вашему мнению, кто больше всего давал правильных ответов?

 

 

Список литературы:

1.Гербова В.В. «Развитие речи в детском саду. Подготовительная к школе группа» - из-во «Мозаика-синтез», Москва, 2015.

2. Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования / Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева и др. — СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-.ПРЕСС», 2014.

3. Журова Л.Е., Варенцова Н.С., Дурова Н.В., Невская Л.Н. Обучение дошкольников грамоте - М., «Школьная пресса». 2001.

 4.   Ушакова О.С. «Занятия по развитию речи для детей 5 – 7 лет». М.: ТЦ Сфера, 2015.

 5.  Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования

 

  6.  Шумаева Д.Г. "Как хорошо уметь читать", С.-П., 1998г.