Литературно-музыкальная программа "Вехи памяти и славы"

Юрикова Светлана Геннадьевна, библиотекарь

МБОУ "Начальная школа-детский сад № 44" г. Белгорода

город Белгород


Пояснительная записка

Данное занятие может быть использовано в работе учителей начальных классов, библиотекарей общеобразовательных учреждений, педагогов дополнительного образования в целях воспитания патриотических чувств у обучающихся на примере лучших образцов детской литературы о Великой Отечественной войне.

Время проведения данного внеурочного занятия – канун празднования Дня Победы или как дополнительное внеклассное занятие по литературному чтению в рамках изучения рассказов о подвигах воинов во время Великой Отечественной войны.

Данная разработка рассчитана на обучающихся начальных классов и требует определённой подготовительной работы.

Местом проведения данного занятия может стать школьная библиотека, учебный класс, актовый зал.

 

Цели: создать условия для воспитания патриотических чувств у обучающихся на примере лучших образцов детской литературы о Великой Отечественной войне.

 

Задачи:

1. Формировать уважительное отношение к подвигу советского народа в Великой Отечественной войне.

2. Воспитывать чувство патриотизма, любви к Родине.

3. Познакомить обучающихся с рассказами С. Алексеева о Великой Отечественной войне.

4. Воспитывать интерес к чтению.

 

Подготовительная работа:

1.                Оформление в библиотеке книжной выставки ко Дню Победы «О Родине, о мужестве, о славе».

2.                Создание презентации Microsoft PowerPoint к литературно-музыкальной программе «Вехи памяти и славы».

3.                Регистрация на участие в X Международной акции «Читаем детям о войне» на сайте Самарской областной детской библиотеки.

 

Оборудование, реквизит:

- компьютер или ноутбук для демонстрации презентации;

- книги о Великой Отечественной войне;

- видеоролик на песню «День Победы»;

- видео со звуком метронома;

- буктрейлер к «Повести о настоящем человеке» Бориса Полевого.

 

 

Ход занятия

СЛАЙД № 1

Ведущий 1: Здравствуйте, дорогие ребята и уважаемые учителя! Сегодня мы принимаем участие в X Международной акции «Читаем детям о войне».

СЛАЙД № 2

Ведущий 2: В этот день во многих городах России и в других cтранах в библиотеках, школах, детских садах детям читают вслух произведения, посвященные событиям 1941-1945 годов и великому человеческому подвигу.

СЛАЙД № 3

Ведущий 1: Мужеством наполнены страницы истории нашей Родины. И вершиной этого мужества была самая народная и самая священная из всех войн на земле – Великая Отечественная.

Ведущий 2: Война началась 22 июня 1941 года. Четыре года стали для всей страны порой страданий, голода, холода, потерь, смертей и надежды на скорейшее завершение войны.

СЛАЙД № 4

Ведущий 1: Давайте вспомним мысленно всех воевавших на фронте и погибших на полях сражений. Всех, кто не дожил до славного Дня Победы.

Ведущий 2: Умерших от голода и холода в годы военного лихолетья и тех, кто ушёл из жизни уже после войны от ран, полученных в боевых сражениях. Почтим их минутой молчания. Просим всех встать.

 

Звучит звук метронома

 

Ведущий 1: Пожалуйста, садитесь. Давайте сегодня и мы пройдём немного дорогами нашей Великой Победы, перелистаем страницы истории, вспомним важные даты, основные битвы тех страшных и суровых лет. 

Ведущий 2: Помогать вспоминать нам будут рассказы, стихи о Великой Отечественной войне и песни той поры.

СЛАЙД № 5, СЛАЙД № 6

В первую очередь захватчики устремились к столице нашей Родине, Москве. Шли жестокие бои, немецкие войска приближались к столице. Но в город фашистам пробиться не удалось. На защиту Москвы поднялась вся страна.

СЛАЙД № 7

Ведущий 1: Ученики 4 «В» класса прочтут для вас рассказ Сергея Алексеева о генерале Иване Васильевиче Панфилове, о том, что войска под его руководством добивались огромных успехов в боях под Москвой.

 

Чтение рассказа С. Алексеева «Генерал Панфилов»

 

СЛАЙД № 8

Ведущий 1: Сталинградская битва – одна из крупнейших битв второй мировой войны. Она продолжалась 200 дней.

СЛАЙД № 9

Город был превращен в руины, горели не только здания, горели земля и великая русская река Волга, поскольку были разрушены резервуары с нефтью. На улицах от пожаров стояла такая жара, что возгоралась одежда на людях, бежавших в укрытия.

СЛАЙД № 10

Ведущий 2: Это - один из самых известных снимков Второй Мировой войны, символ Сталинградской трагедии. Он был сделан 23 августа 1942 года на Привокзальной площади Сталинграда.

Немцы 13 сентября начали штурм Сталинграда. Завязались жестокие уличные бои. Наши солдаты продолжали верить в победу, совершали порой самые отчаянные поступки, настоящие подвиги.

СЛАЙД № 11

Ведущий 1: Следующий рассказ Сергея Алексеева из цикла «Рассказы о великом сражении на Волге» называется «Буль-буль».

 

Чтение рассказа С. Алексеева «Буль-буль»

 

Ведущий 2: Несмотря на жестокие, кровопролитные бои, боль, страх и трудности всех сражений и походов, бойцы находили время и для песни. Песня сопровождала их всегда: строевая, народная, частушки, романсы, вальсы.

Ведущий 1: Лирическая и в то же время патриотическая песня «Синий платочек» была впервые исполнена в 1942 году. Давайте послушаем эту песню и посмотрим танец в исполнении хореографического коллектива «Конфетти».

 

Танец «Синий платочек»

 

СЛАЙД № 12, СЛАЙД № 13, СЛАЙД № 14

Ведущий 2: В 1943 году  произошла Курская битва. По своему ожесточению и упорству борьбы эта битва не имеет себе равных. Именно во время проведения военных операций на Курской дуге состоялось крупнейшее за всю вторую мировую войну встречное танковое сражение под Прохоровкой.

СЛАЙД № 15

Ведущий 1: Сейчас здесь открыт музей-заповедник «Третье ратное поле России».

СЛАЙД № 16

А для вас звучит рассказ Сергея Алексеева из цикла «Рассказы о Курской битве» «Железный батальон».

 

Чтение рассказа С. «Железный батальон»

 

СЛАЙД № 17, СЛАЙД № 18, СЛАЙД № 19

Ведущий 2: Многие советские лётчики отличились в боях под Курском. Один из них известен всей стране. Имя его Алексей Петрович Маресьев. Он герой Советского Союза. О нём написана прекрасная книга. Автор её – писатель Борис Полевой. «Повесть о настоящем человеке» - называется эта книга.

Ведущий 1: А как ещё можно назвать человека, который будучи раненым смог добраться до своих, проведя в одиночестве в зимнем лесу 18 дней без еды и воды? Как ещё можно назвать человека, у которого были ампутированы обе ступни, но это не сломило его дух и, заново научившись летать, он вернулся в боевой строй? Как ещё можно назвать такого человека?

 

Просмотр буктрейлера к «Повести о настоящем человеке» Бориса Полевого или чтение детьми рассказа С.П.  Алексеева «Три подвига»

 

СЛАЙД № 20, СЛАЙД № 21

Ведущий 1: Берлинская опе­рация — завершение Великой Отечественной войны. К боям в Берлине готовились тщательно. Берлин занимал большую пло­щадь — там и местному жителю легко заблу­диться! Была проведена огромная подготовка, и в результате к началу наступления каждый ко­мандир держал в своём план­шете карту участка, где предстоя­ло вести бой.

СЛАЙД № 22

Ведущий 2: Берлин пал 2 мая 1945 года. А 9 мая 1945 года был подписан акт о безоговорочной капитуляции германских вооружённых сил. Это была такая долгожданная, такая радостная и одновременно горькая Победа! Это праздник со слезами на глазах…

 

 

Звучит песня «День Победы»