Качество образования на уроках физической культуры через приобщение школьников к изучению основ борьбы самбо и создание тем самым условий для патриотического, физического и духовно-нравственного воспитания молодого поколения

Мачульский Сергей Игорьевич, учитель физической культуры

МБОУ Сметанинская средняя школа

Смоленский район, Смоленская область, д.Сметанино


Борьба «самбо» – один из популярнейших среди молодёжи и школьников вид спорта, имеющей огромное воспитательное, оздоровительное и прикладное значение.

         Занятия борьбой в полной мере обеспечивает: укрепление здоровья и всестороннее гармоничное развитие юных спортсменов, их физической подготовленности, формирование жизненно – важных  двигательных умений и навыков, составляющих основу техники и тактики борьбы, а также необходимых в быту, трудовой и обороной деятельности.

Техника самбо очень разнообразна. В самбо разрешается проводить броски, удержания, болевые приемы, другие атакующие и защитные действия. В боевом разделе сосредоточена техника, используемая в рукопашном бою для уничтожения противника. Занятия самбо оказывают комплексное влияние на развитие организма, всесторонне развивают занимающегося борьбой самбо, улучшают все физические качества спортсмена. Занятия самбо с одной стороны позволяют достигать спортивных результатов (повышать спортивное мастерство), а с другой стороны способствуют подготовке к жизненной практике – различным видам деятельности (учебной, профессиональной, бытовой).

        Для проведения занятий создаются группы, количество которых зависит от общего числа занимающихся, их возраста, спортивной подготовленности и наличия спортивного инвентаря. Выделяются следующие группы: подготовительная для детей младшего школьного возраста 10 – 12 лет, учебно-тренировочная для детей среднего школьного возраста 13 – 16 лет.

Для некоторых ребят интересно сначала посмотреть на то, чем же занимаются на тренировках по борьбе. Для этого необходимо: дать детям возможность присутствовать на тренировках. Провести с ними беседу, лекцию, если есть возможность – посмотреть видеоролики. И привести массу примеров, связанных именно с борьбой.          В процессе учебно-тренировочных занятий дети не только разучивают новый материал, но и закрепляют пройденный ранее. Также большое внимание уделяют повышению общей и специальной работоспособности. Тренировочные занятия целиком посвящаются эффективности выполнения ранее изученных движений и повышению работоспособности.

Проведение занятий по борьбе, требует очень осторожного применения упражнений, оказывающих значительные нагрузки на двигательный аппарат, внутренние органы. Поскольку окостенение позвоночника, грудной клетки, таза и конечностей у детей ещё не закончено. Нужно ограничивать воздействия, направленные на развитие силы. Относительная слабость связок, особенно мышц брюшного пресса, требует ограниченного применения упражнений, связанных с большим  натуживанием.

         Для профилактики травм на занятиях борьбой, важное значение имеет хорошее состояние борцовского ковра. Неровный ковёр, расхождение матов, плохо натянутая или порванная покрышка могут быть причиной серьёзных травм. Если ковёр мал, а на нём занимается много пар, то возможно ушибы от столкновения занимающихся. Пары следует комплектовать с учётом физической и технической подготовленности партнёров. От ковра до стены должно быть не менее 2х метров. Если размеры зала не позволяют выполнить это условие, то надо закрыть стену матами. Борцовский ковёр, составленный из гимнастических матов, обязательно застилают ковровой тканью.

         Большое значение имеет воспитание сознательной дисциплины. Учащиеся должны осмысленно выполнять те или иные упражнения и приёмы. Это может быстрее усвоить новый и совершенствовать пройденный материал и, кроме того, позволит избежать травм.

         При правильной подготовке работы, более подготовленные учащиеся должны помогать более слабым в изучении новых приёмов, специальных и подводящих упражнений. Такая взаимопомощь способствует воспитанию чувств товарищества и коллективизма.

        Каждое занятие начинается с разминки. Она проводится на каждой тренировке. Специфика её в том, что разогреваются все крупные мышцы и суставы. После разминки организм готов к предстоящей деятельности. Необходимо с первых тренировок напоминать ребятам о запрещённых приёмах.

Например: производить удары по телу соперника, выкручивать руки, ударять головой соперника о ковёр.

 Наиболее серьёзными травмами во время занятий являются полные или частичные вывихи, ушибы и растяжения. Поэтому необходимо следить и контролировать за ходом занятий. Для закрепления результатов своей работы и спортивных достижений учеников в процессе тренировок, необходимо проводить спортивные соревнования.

Соревнования проводятся внутришкольные, районные и областные.   Внутришкольные         назначает   сам      тренер и        планирует        по        собственному усмотрению,  но строго  соблюдает     все правила   соревнования. Назначает  время и место,  ставит   цели и задачи        перед участниками.  Учитывая         всё         это, соревнования               надо        тщательно готовить,      чтобы     они    прошли чётко организованно  и  торжественно.  

 Чтобы соревнования остались в памяти участников, за 5-10 дней до открытия соревнований нужно написать и вывесить в холле школы яркое, красочное объявление. Также надо продумать все вопросы с награждением участников соревнований.

Призёры в каждой весовой категории должны быть награждены дипломами соответствующих степеней и призами. Кроме того, желательно подготовить грамоты отдельным участникам: «За хорошую технику», «За самую быструю схватку», «За волю к победе».

 

Цель программы:  формирование основ здорового образа жизни, укрепление здоровья и разностороннее физическое развитие обучающихся через обучение самбо.

Задачи:

1.   научить  элементам, разнообразным комбинациям тактики и техники самбо, техническим приемам борьбы самбо;

2.   развивать физические качества воспитанников, кондиционные и координационные способности; формировать осанку и корректировать функциональные возможности ребенка;

3.   освоить основные понятия, классификацию и терминологию гигиены, физиологии, анатомии, биомеханики и спортивной медицины;

4.   организовать досуг, активный отдых, восстановительные мероприятия;

5.   воспитывать чувство патриотизма, морально-волевые и нравственные качества.

 

Ожидаемые результаты:

1.    положительная динамика уровня подготовленности в технике и тактике в соответствии с индивидуальными особенностями;

2.   динамика прироста индивидуальных показателей развития  физических качеств воспитанников, укрепление здоровья;

3.   освоение обучающимися  системы знаний в области физической культуры и спорта, физиологии, биомеханики, гигиены;

4.   устойчивость интереса, мотивации к занятиям самбо и к здоровому образу жизни;

5.   сформированность нравственных, морально-волевых качеств личности, убеждений, взглядов, идеалов.

Учащиеся должны знать:

ü     Правила поведения в зале;

ü     Виды приемов и контрприемов;

ü     Тактика и техника борьбы в стойке и в партере;

ü     Приемы самостраховки;

ü     Теоретические основы борьбы.

Учащиеся должны уметь:

ü     Выполнять правильно самостраховку;

ü     Технично выполнять прием в стойке и партере;

ü     Определять дозировку физической нагрузки;

ü     Правильно относиться к закаливающим факторам (водным процедурам, воздушным и солнечным ваннам);

ü     Выполнять акробатические элементы.