Конспект "Покормите птиц зимой"

Толстых Татьяна Викторовна, воспитатель

МАДОУ "Сказка"

г. Когалым


Тема осваиваемой социокультурной категории (в соответствии с содержанием курса пропедевтики «Истоки»): Добрая забота

Тема НОД (с указанием ведущей образовательной области): «Покормите птиц зимой», познавательное развитие.

Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое  развитие, физическое.

Цель: Первоначальное освоение социокультурной категории «Добрая забота».

Задачи.

Образовательные:

- расширять представления детей о зимующих птицах (особенности жизни в зимних условиях);

-формировать понимание и вызвать желание помогать птицам выжить в морозы используя презентации родителей;

-учить детей находить и определять на картине добрую заботу;

Развивающие:

-развивать способности договариваться, приходить к единому мнению;

-развивать умение называть добрые поступки, передавать прикосновением руки друг другу «добрую заботу» в ресурсном круге;

овершенствовать навыки вопросно-ответной беседы;

-развивать речь детей: активизация слов, обозначающих отношение человека к птицам (заботливая, жалостливая, чуткая, добрая, ласковая, любящая);

-развивать двигательные способности, умение соотносить движения с текстом;

-развивать внимание, наблюдательность, воображение, умение отвечать на вопросы распространенными ответами;

-поддерживать инициативу и стремления детей высказывать своё мнение, делать простые выводы;

Воспитательные:

- воспитывать любовь и заботу к зимующим птицам;

- воспитывать аккуратность при работе с клейстером и сыпучими материалами;

- способствовать созданию у детей радостного эмоционального настроя.

Задача взаимодействия с родителями:

-Создать атмосферу взаимопонимания, помочь родителям и детям ощутить радость, удовольствие от совместной деятельности.

Методы и приемы:

- словесные:поисковые вопросы, беседа;

- наглядные: презентации родителей и детей «Изготовление кормушки», иллюстрации к рассказу «Добрая девочка»;

- игровые: сюрпризный момент, игровое упражнение «Найди добрый поступок»;

- практические: изготовление кормушки для птиц.

Виды деятельности: коммуникативная, восприятие художественной литературы, познавательная, продуктивная, игровая.

Формы организации: подгрупповая, 12 человек (совместная деятельность взрослого и детей); работа в паре; индивидуальная (самостоятельная деятельность детей).

Формы реализации детских видов деятельности: беседа, создание игровой ситуации, игра, разговор в ресурсном круге, просмотр презентаций родителей и детей, художественно-творческая деятельность детей по изготовлению кормушки.

Оборудование: ТСО, презентации, заготовки к творческой деятельности детей, иллюстрации для работы детей в парах, костюм воробья.

Предварительная работа:

- Беседа «Как живут птицы зимой», «Зачем нужны кормушки?»;

-Чтение рассказа К. Лукашевича «Добрая Девочка», чтение стихотворения «Морозы» Е.Благининой, «Покормите птиц зимой» А. Яшина;

- Пальчиковые игры «Кормушка», «Птички»; 

- Дидактические игры «Перелетные и зимующие птицы»;

- Подготовка презентаций (совместная деятельность родителей и детей) «Мы делаем кормушку для птиц»;

-Изготовление корма для птиц (семечки, пшено, сухарики), шаблона кормушки, клейстера.

 

  ХОД  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 Дети с воспитателем на ковре играют в игру «Будь внимательный»

В.: Ребята, посмотрите, сколько гостей к нам сегодня пришло. Давайте поздороваемся с ними.

В.: Как еще можно поприветствовать гостей?

Д.: (предлагают возможные варианты) Можно рассказать потешку.                                                               С добрым утром гости дорогие!

С новым днём!
С новым солнцем за окном!
Утро доброе встречай!
День хороший начинай!

В.: Ребята, посмотрите, какие светлые и добрые лица у наших гостей. Они нам дарят свое тепло.

Организационный момент

В.: Ой, ребята, я что-то слышу, вы слышите? (чирикает птичка)

Вбегает птичка (ребенок)

 В.: Вот и еще один гость к нам пожаловал. Кто это, ребята?

П.: Здравствуйте, ребята! (грустно)

В.: Здравствуй, воробей, почему ты такой грустный?

П.: Нам птицам холодно зимой                                                                                                                  Нам птицам голодно порой                                                                                                                                      Вы, ребята, поспешите,                                                                                                                                            Нас бедняжек подкормите                                                                                                                           

В.: Ребята, мы поможем птицам в их беде? (ответы детей)

В.: Воробушек, мы с ребятами обязательно тебе поможем, а сейчас садись с детьми погрейся, поиграй.

Присоединение к теме.

 В.: Ребята, давайте вспомним, какой рассказ К.Лукашевич  мы с вами читали о доброй заботе, о птицах?  (Обратить внимание детей на картину)

Д.: Рассказ «Добрая девочка».                                                                                                                       

Основная часть.                                                                                                                                          Беседа по рассказу К. Лукашевич  «Добрая девочка»

(с использованием иллюстрации)

В.: Какое было время года в рассказе?

(суровая зима, все было покрыто снегом)

В.: О каких птицах в рассказе идет речь?

В.: Что случилось с воробьями?

(они нигде не могли найти корма. Летали воробушки вокруг дома и жалобно чирикали)                                                                                                                                                  В.: Как звали девочку, которая позаботилась о птицах?

В.: Ребята, как девочка позаботилась о птицах холодной зимой?

(Пожалела воробышков добрая девочка Маша. Она стала собирать хлебные крошки, и каждый день сыпала их у своего крылечка. Так добрая девочка прокормила бедных птичек до самой весны)                                                                                         

 В.: А если Маша заботилась о воробьях, то какая она, как можно о ней сказать?

(заботливая, жалостливая, чуткая, добрая, ласковая, любящая…)

В.: Что стало с воробьями?

(Воробышки прилетали на корм и скоро перестали бояться Маши)

В.: Ребята, давайте, мы тоже станем воробышками и поиграем!                                            

Физкультминутка «Воробушки». 
Птички прыгают, летают (дети прыгают)

Крошки птички собирают. (клюют)
Пёрышки почистили.
Клювики почистили (изображают)
Птички летают, поют. (машут руками)
Зёрнышки клюют (наклоняются)
Дальше полетели,
И на место сели (улетают, садятся)

В.: Какие замечательные воробушки из вас получились!                                                       

В.: Да, ребята, зима – очень тяжелое время года для птиц. В зимний период, когда земля покрыта снегом, корм найти становится трудно. Из-за холода птицы теряют много тепла. Для того чтобы согреться им необходимо питаться. Как мы можем помогать птицам зимой? (ответы детей)

Просмотр презентации (перед телевизором)    

-Ребята, давайте посмотрим и послушаем, как наши дети вместе с родителями заботятся о  зимующих птицах (двое детей и родителей показывают презентацию и рассказывают)

В.: Как заботятся о  птицах остальные дети с родителями, мы посмотрим после сна, согласны? 

Ресурсный круг.

В.: Ребята, молодцы, все вы добрые, отзывчивые, заботитесь о зимующих птицах!

Давайте подумаем и скажем, еще какие добрую заботу мы можем совершать?

-Для этого нам нужно сесть в тесный, теплый круг. Каждый из вас будет называть добрый поступок, и брать другого ребенка за руку, у нас получится дружеский круг из рук (начинает воспитатель, передает прикосновением ребенку - воробышку, дети продолжают)

В.: Посмотрите, сколько добрых поступков можно совершить.

Работа в парах     

В.:  Мы сегодня очень много говорили о доброй заботе. Предлагаю вам пройти за столы, кто с кем хочет, и выполнить задания в паре.                                  (Дети садятся за столы).

 – Ребята, рассмотрите внимательно иллюстрации, на ней изображены две картинки. Определите, на какой из этих картинок нарисована добрая забота. В углу каждой картинки есть белый квадратик. Подумайте, договаривайтесь между собой и придите к совместному решению: квадратик, где добрый поступок – закрашивайте  красным карандашом, синим карандашом – квадратик другого рисунка.

- Легко ли было договориться друг с другом?  Молодцы, ребята, правильно выполнили задание.

В.:Ребята, посмотрите,  наш воробей повеселел, согрелся, мне кажется, он  что-то хочет сказать:

Крошки, семечки и сало,                                                                                                                                   Вот чего нам не хватало.                                                                                                                               Ягоды рябины, орехи и пшено,                                                                                                                                              В кормушки положите,                                                                                                                                                                                       Сделайте добро!

Самостоятельная практическая деятельность детей

В.: Какую хорошую идею подал наш воробей. Хотите, сделаем Птичью столовую? Как вы думаете, что это, почему называют птичьей столовой?                                                                                                                                                                                                                                                      (дети садятся за столы, в тарелочках клейстер, кисточки по количеству детей, шаблоны кормушки, корм: пшено, просо, и т.д. Дети намазывают клейстер на шаблон приклеивают корм)

В.: Вот и готовы кормушки для птиц. Дети, посмотрите, какая столовая у нас получилась. Когда мы пойдем на прогулку, повесим наши кормушки на ветки деревьев, вы согласны? Будет настоящая столовая для наших зимующих друзей.

В.: Что ж, ребята, пора прощаться с птичкой.                                           

  – Лети, птичка, зови своих друзей в нашу птичью столовую. 

П.: Спасибо вам, ребята, вы помогли нам птицам. Полечу звать своих друзей. До свидания, ребята!

Заключительная часть

Рефлексивный круг

В.: Ребята, о чем мы сегодня говорили?  Кому и как мы сегодня помогли?

Вы добрый поступок совершили? Почему вы так думаете, что это доброе дело?

 

В.: Ребята, сегодня мы говорили о добрых делах, о доброй заботе. Мы приготовили для птиц замечательные кормушки, посмотрели, как вы дома с родителями заботитесь о зимующих птицах. Молодцы! Мне очень понравилось, как вы работали, отвечали. Все вы добрые, заботливые, оставайтесь всегда такими!