Развитие слоговой структуры слова в подвижной деятельности

Скрынникова Наталия Николаевна, учитель-логопед

МДОУ «Детский сад комбинированного вида «Дубравушка» города Балашова Саратовской области

город Балашов

 


В речевых проявлениях действуют моторные механизмы не только речевого аппарата, но моторный механизм ребенка в целом. 

Движения тесно связано с памятью, языком, обучением и эмоциями. Физические движения стимулируют мозг.

Часть мозга, отвечающая за речь, активизируется не только, когда мы говорим, но и когда жестикулируем, выполняем определенные движения. 

Самыми привлекательными для детей являются игры, которые дают возможность подвигаться, попрыгать побегать, т. е. подвижные игры. Подвижную игру можно и нужно приспособить к интересам развития языка ребенка.

Подвижные игры воспитывают у детей: самостоятельность, инициативу, выдержку, решительность, чувство товарищества; развитие фразовой речи, автоматизацию звуков в тексте, развитие темпа и ритма речи.

Под воздействием взрослого, подвижная игра, как и любая дидактическая, направлена на достижение определённых целей воспитания и обучения. 

Подвижные игры используются как часть двигательной и музыкальной деятельности, проводиться на утренниках, развлечениях, на прогулке, в самостоятельной деятельности.

Подвижная игра помогает в  решении одной из основных задач – вызвать у детей желание говорить, подтолкнуть их к речевым контактам, к побуждению у детей подражательной речевой деятельности, расширению объема понимания речи и словарного запаса.

 Развитие слоговой структуры речи так же можно развивать посредством подвижной игры.

Эти игры можно использовать как часть подгрупповых и фронтальных занятий. Или рекомендовать воспитателям при закреплении слогового состава слов на прогулке или во время режимных моментов.

Мы в своей практике используем следующие подвижные игры на развитие слоговой структуры слова.

1. Игра «С кочки на кочку». Деление слов на слоги.

Снова поиграем, слова прошагаем. 

Слова произнеси и на слоги раздели.

На картинки смотри, 

Чётко слова произноси. 

Сколько в слове – слогов, 

Столько шагов.

Ребёнок делает столько шагов или прыжков по коврикам раздражителям сколько в данном слове слогов.

2. «Поднимись по лесенке».

Необходимо, проговаривая слово по слогам, подниматься по ступенькам или гимнастической лесенке. Слова могут быть предложены устно или изображены на картинке.

 

3. «Игра с мячом».

Необходимо ударить мячом об пол (или невысоко подкинуть мяч) столько раз, сколько слогов в слове. Удары (или подкидывания) сопровождаются чётким произнесением слогов.

 

4. Игра с мячом «Передай дальше»

Цель: учить делить слова на слоги, одновременно выполняя механическое действие.

Материал: мяч.

Ход игры: дети передают мяч друг другу  и одновременно называют слог заданного слова. Ребёнку,  на котором слоги  данного слова закончились, задают новое слово.

 

5. Игра «Конец слова за тобой»

Цель: учить синтезировать слова из слогов.

Материал: мяч.

Ход игры: логопед начинает слово и бросает мяч ребёнку, он добавляет одинаковый слог ША: ка…, ва…, Да…, Ма…, Ми…

6. «Прошагай слово».

 На полу лежат «листы клёна» («камушки», «облака», «цветы» и т.п.), вырезанные из цветной бумаги. Дети делятся на две команды. При произнесении слов на каждый слог делается шаг. Если слово разделено на слоги неверно, ребёнок возвращается на исходную позицию. Второй игрок начинает движение с листа, на котором остановился первый игрок и т. д. Побеждает команда, которая первая дойдёт до финиша. Общее количество слогов в словах у обеих команд должно быть равным.

7. «Найди гласную букву».

В групповом помещении в разных местах распределяются гласные буквы. Детям раздаются картинки. Ребёнок должен определить гласный звук в слове, затем найти  и подойти к данной букве.

 

8. «Расставь кегли».

Ребёнок выбирает картинку определяет количество слогов и ставит в обруч такое же количество кеглей.

Таким образом, подвижная  игра способствуют ускорению развития речи, что особенно ценно для детей с нарушениями в развитии речи, активизирует, способствует эмоциональной разрядке, обеспечивает необходимую физическую нагрузку, развивает моторику.