Пластилинография как средство развития творческих способностей у детей дошкольного возраста

Синицкая Анастасия Владимировна, воспитатель

ГБОУ ШКОЛА 852

г.Зеленоград


Изобретать, понимать, осваивать новое, быть открытым и способным выражать собственные мысли, уметь принимать решения и помогать друг другу - такими качествами должны овладевать сегодняшние школьники и дошкольники в целях опережающего развития современного общества.   

Творческая доминанта образования базируется на мощной гуманистической традиции. Основополагающий принцип гуманистической педагогики определил поиск методов и средств, позволяющих обеспечить социализацию каждого ребенка как неповторимой личности. На принципе созидательного, творческого отношения к действительности базируется воспитательная традиция.

Сегодня творчество, как процесс рождения нового, ярко входит во все сферы нашей жизни. Оно включает в себя познание и открытие, труд и общение, игру и благотворительность, все то, что позволяет ребенку найти себя, объединиться со сверстниками, сформировать потребность в творчестве.

Дошкольный возраст – это период для становления способностей ребенка: воображения, общения, самоорганизации, которые создают основу для формирования системы компетенций, необходимых для обучения в школе. Известно, что дошкольный период наиболее благоприятен для овладения различными видами деятельности, в том числе и творческими. Известный психолог Г. Г. Кравцова рассматривает творчество в тесной связи с развитием личности и таких ее качеств, как самостоятельность, инициатива, активность. Творчество доступно детям, более того, оно оживляет познавательный процесс, активизирует познающую личность и формирует ее. От сфомированности этих качеств будет зависеть успех обучения и желание посещать школу. Одним из важных и определяющих развитие творческой личности в педагогическом процессе является художественно – эстетическое воспитание. Именно это направление помогает ребенку раскрывать себя наиболее полно, создает условия для динамики творческого роста и познания мира во всех его красках, содействует развитию творческого воображения и фантазии ребенка.

Одним из разделов художественно- эстетического направления является изобразительная деятельность, в которой заключается большой потенциал для раскрытия детского творчества, способностей и влияет на эмоциональное состояние детей. писала: «Воспитание творчества – разностороннее и сложное воздействие на ребенка. В творческой деятельности взрослых принимают участие ум (знание, мышление, воображение), характер (смелость, настойчивость), чувство (любовь к красоте, увлечение образом, мыслью). Эти же стороны личности мы воспитываем и у ребенка для того, чтобы успешнее развивать в нем творчество. Обогатить ребенка разнообразными представлениями, некоторыми знаниями – значит дать обильную пищу для творчества детей».

Изобразительная деятельность всегда для ребенка интересна и увлекательна, так как в ней ребенок имеет возможность передавать свои впечатления об окружающей действительности с помощью разнообразных средств: карандаша, красок, пластилина. Этот процесс вызывает у него чувство радости, удивления, гордости от полученных результатов. Изобразительная деятельность имеет большое значение в развитии мелкой моторики кистей рук.

Изобразительное творчество дошкольника – это, прежде всего «деятельность», в результате которой ребенок создает новое, оригинальное, проявляя воображение, реализуя свой замысел, самостоятельно находя средства для его воплощения. Исследовательница детского изобразительного творчества писала: «Дети, конечно, не делаются художниками от того, что в течение дошкольного детства им удалось создать несколько действительно художественных образов. Но в развитии их личности это оставляет глубокий след, так как они приобретают опыт настоящего творчества, который в дальнейшем приложат к любой области труда». Творческая личность создает нечто субъективно новое в первую очередь для себя. Продукт его творчества не имеет общечеловеческой новизны, но субъективная ценность, как средство творческого роста значима не только для конкретного ребенка, но и для общества.

В качестве эффективного средства для успешного раскрытия творческого потенциала ребенка мною была выбрана пластилинография, в которой заложены колоссальные воспитательные резервы, огромные педагогические возможности, влияющие на формирование и развитие художественно- эстетического и образно – пространственного восприятия окружающего мира детьми дошкольного возраста.

Авторы, исследующие проблему эффективной работы с пластилином и его влияние на творческие способности детей (, , , , , и др.), отмечают наличие тесной взаимосвязи между тонкой двигательной координацией и уровнем работоспособности, степенью овладения техническими навыками и успешностью, качеством выполнения работы.

Процесс рисования пластилином вовлекает в работу движения рук (ладоней, пальцев), зрительное восприятие, а также развивает такие психические процессы как внимание, память, мышление, воображение, речь. Практика пластилинографии требует высокого уровня интеллектуальных, изобразительных и эмоциональных знаний, умений, навыков. При этом она доступна детям различной степени одаренности, способствует развитию мелкой моторики пальцев рук и биологически активных точек. Чем глубже познается этот вид изобразительного творчества, тем больше радости он приносит детям.

В процессе знакомства с пластилинографией и овладения ею у детей дошкольного возраста развиваются внимание, наблюдательность, восприятие (зрительное, слуховое, осязательное), совершенствуется память (образная, словесно- логическая, осязательная, двигательная), мышление, воображение, фантазия.

Исходя из выше изложенного мною была определена цель: создание условий для развития творческих способностей у детей посредством пластилинографии. 

Для достижения данной цели я поставила следующие задачи:

1. Для формирования умения передавать в рисунке, свои впечатления от окружающей действительности:

• Развивать художественное восприятие жизни;

• Уточнять представления об окружающем мире;

• Вырабатывать умение отображать в рисунке предметы сложной формы;

• Развивать творческие способности.

 

2. Для приобретения изобразительного мастерства:

• Развивать умение передавать форму, строение предмета и его частей; цвет предмета;

• Развивать основы цветовосприятия;

• Научить применять основные приемы композиции (ритм, симметрия, цвет);

• Учить использовать средства художественной выразительности;

 

3. Для развития технических навыков:

• Упражнять в использовании разнообразных приемов работы с пластилином: раскатывания, сплющивания, оттягивания, накладывания кусочков пластилина на поверхность и растягивания, размазывания в разных направлениях; плотное соединение частей путем примазывания частей друг к другу;

• Развивать умение смешивать пластилин разного цвета для получения новых цветов и оттенков;

• Помочь освоить технику «вливания» одного цвета в другой;

Помочь овладеть навыками работы с различными изоматериалами и инструментами: цветной пластилин, стеки, гуашь, акварель, палитра, кисти и др.;

 

4. Для развития эмоциональной отзывчивости к прекрасному:

• Вырабатывать умение наслаждаться красотой окружающей природы, любоваться предметами быта, народных промыслов;

• Знакомить с различными жанрами изобразительного искусства; 

• Знакомить с произведениями мастеров живописи, графики, скульптуры;

• Развивать художественно – эстетический вкус.

Организуя работу занятий с детьми, составила план кружковой деятельности, изготовила схемы, наглядные пособия, изучила индивидуальные возможности детей. Содержание занятий определила в зависимости от усвоения материала детьми, индивидуальных интересов и потребностей. В процессе занятий мною замечено, что способности, проявляющиеся в этом виде деятельности, качественно влияют на развитие других способностей. У ребенка появляются черты, характеризующие его как творца. Это – проявление активности и инициативы в применении уже освоенных приемов работы по отношению к новому содержанию, нахождение оригинальных способов решения стоящих перед ним задач, использование различных видов преобразований. Мониторинг, проведенный в начале и в конце учебного года по выявлению знаний, умений, навыков и способностей показал динамику в развитии творческих способностей детей.

говорил, что «Именно творческая деятельность человека делает его существом, обращенным к будущему, созидающим его и видоизменяющим свое настоящее».

 

Список литературы: 

1. Воспитание, образование и развитие детей 5-6 лет в детском саду: метод. руководство для воспитателей, работающих по программе «Радуга» /(, , и др.; сост. ). – М.: Просвещение, 2006. – 191с. 

2. Пластилинография для малышей. – М.: 2008.

3. Природа, искусство и изобразительная деятельность детей. – М.: 1999.

4. Комарова Т. С. Изобразительное творчество дошкольников в детском саду. М.: Педагогика, 1984. – 120с.

5. Интеграция в эстетическом воспитании детей. // Детский сад от А до Я. 2004. №6.

6. , Интеграция искусств в детском саду. Изодеятельность и детская литература. СКАЗКА – М.: Издательский дом «Карапуз» - Творческий центр «Сфера», 2009. – 144с.

7. Программа художественного воспитания, бучения и развития детей 2-7 лет «Цветные лодошки». – М.: «КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА», 2009. – 144 с.

8. , Развиваем способности дошкольников: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2010. – 128с. – (Библиотека Воспитателя) (4).

9. Нетрадиционные техники рисования. Интегрированные занятия в ДОУ. – М.: ТЦ Сфера, 2011. – 128с. – (Библиотека Воспитателя) (8).

10. Пластилиновая живопись. Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2010. – 128с. – (Библиотека Воспитателя) (2).