Мир комнатных растений

Подготовительная к школе группа

Франскевич Ольга Васильевна, воспитатель

МДОУ "Детский сад №77"

г. Саратов


Цель: Создать условия для расширенного представления детей о комнатных растениях, их пользе, строении, многообразии.

Задачи:

1. Учить детей различать комнатные растения по внешнему виду.

2. Развивать внимание, наблюдательность, уметь делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи между объектами природы.

3. Воспитывать трудолюбие, бережное отношение к растениям.

Материалы и оборудование: комнатные растения (герань, папоротник, фикус, фиалка), картинки с изображением комнатных растений, лейки, лопатки, салфетки, пульверизаторы, горшок, земля, карандаши, альбомные листы.

Предварительная работа: наблюдение за ростом растений в группе; рассматривание и сравнение стеблей и листьев у разных растений, уход за комнатными растениями, опыты на выявление потребности растений во влаге.

Ход занятия:

В группу заходит Кузя в рука держит горшок с цветком.

Воспитатель: Что-то наш Кузя грустный.Кузенька, что у тебя случилось? 

Кузя: Мой цветок был таким красивым, и вдруг что-то произошло.

Воспитатель: Его любимое растение было таким красивым, как на картине (показываю картинку), а теперь стало вот таким, (показывает растение). Не знаю, что с ним случилось, жалко растение.

Воспитатель: Дети, а вам жалко растение? Давайте его   пожалеем, скажем, ему ласковые слова.

(Дети говорят добрые, ласковые слова: хорошее, не плач, мы тебе поможем, ты снова станешь красивым и здоровым и т.д.)

Воспитатель: Ребята, почему Кузино  растение стало таким? (ответы детей). Послушайте, о чём просит растение. Кузя твоё растение нужно полить и оно поправится.

Воспитатель: А мы можем помочь Кузе?

Дети: Да.

Воспитатель: Как?

Дети: Будем учить Кузю поливать растение.

Воспитатель: Кузя, а ты посиди и учись, как надо ухаживать за комнатными растениями. Ребята, посмотрите, какие комнатные растения у нас в группе? Красивы ли они? Много ли их? Хорошо ли они себя чувствуют?  (Дети рассматривают растения, отвечают на вопросы.) А вы как думаете, для чего нужны эти растения? (Ответы детей).

Воспитатель: «Правильно, чтобы было красиво! Комнатными растениями человек украшает свой дом. Но они не только радуют нас своей красотой, но и очищают воздух от пыли и грязи. Многие комнатные растение хорошо пахнут». Дети, вы уже знаете, что каждое растение имеет своё название. Какие название комнатных растений вы знаете? Знаете ли вы название этого растения? (Показывает герань).  Это растение называется «герань» или «пеларгония». Ещё его называют «журавлиный нос», потому что столбик цветка иногда разрастается в длинный «клювик», очень похожий на клюв журавля. Давайте посмотрим, какие части есть у герани?

Воспитатель: «Листья у герани округлой формы, ярко-зелёного цвета, с коричневатым кругом у края».

Воспитатель: Какого цвета бывают лепестки герани?

Ответы детей: «Цветы герани могут быть разных цветов: белые, розовые, малиновые. Цветы герани собраны в соцветия, словно в зонтик».

Воспитатель: А где находится корни герани?

Дети: В земле.

Воспитатель: Как вы думаете, зачем растению нужны корни?  

Обобщаю ответы детей: «Корни растения находится в земле. За счёт корня растение не падает и крепко держится в земле. Ещё корень питает растение. Когда мы поливаем землю в горшке, корешок впитывает воду, и она поднимается вверх по стеблю к листьям и цветам». (Сопровождая рассказ показом.)

Воспитатель: А кто знает, как называется это растение?     (Показывает фиалку.) Это растение называется фиалка.  Внимательно рассмотрите растение и скажите, что есть у фиалки? Какой формы листья? Какого цвета листья? Какого цвета цветы?   

Дети: У фиалки есть листья, цветы, стебель и корни. Листья округлой формы, темно – зелёного цвета, толстенькие и опущенные. У листьев есть черешок. Стебель у фиалки очень короткий. Цветки фиалки бывают разных цветов.

 

  Давайте ее польем? (Саша поливает растение)

Проводится игра «Что изменилось?»

Перед детьми стоит три комнатных растения, например, герань, фиалка, папоротник. Называю каждое растение. Затем прошу детей отвернуться и закрыть глаза, и убираю одно растение. Дети должны назвать растение, которого не хватает, или описать его внешний вид. Игра проводится 2-3 раза.

Физкультминутка 

На окне в горшочке (Дети сидят на корточках лицом в круг, медленно встают)

Поднялись цветочки.

К солнцу потянулись, (Тянутся на носочках, руки вверх, широко в сторону)

 Солнцу улыбнулись.

К солнышку листочки (Ладони повернуть вверх)

 Повернут цветочки.

Повернут бутоны, (Руки соединить над головой, медленно развести в стороны)

В солнышке утонут.

Воспитатель: А вы знаете, как называется это растение? (Показывает фикус).

Дети: Фикус.

Воспитатель: У него красивые большие листья. Ваня, покажи, где у него листья. Сегодня мы будем учиться протирать листья растений. (Расставляет горшки на парты). Смотрите, я мочу тряпочку в воде, отжимаю, кладу под него ладошку и аккуратно протираю листочек от пыли; от стебля к краешку. А у какого растения самые маленькие листики? У папоротника. У него листики тонкие. Их протереть нельзя. Его листья опрыскивают водой. (Дети протирают листочки. Я помогаю тем, у кого не получается).

Воспитатель: Молодцы, аккуратно протёрли. Теперь мы их польём. (Раздает леечки, поливаем растения). Берём лейку двумя руками: одной рукой за ручку, другой – за носик. Воду льём между стеблями растений и краем горшка. (Дети выполняют трудовые поручения).

   

Воспитатель: По-разному поливают растения осенью, зимой, весной, и летом. Осенью все растения, которые не цветут, надо поливать меньше – у них заканчивается бурный рост, они готовятся к зиме. Растения надо поливать отстоявшиеся водой, комнатной температуры – от холодной воды загнивают корни растений. Зимой все растение требует меньшего полива. Весной и особенно летом растения чаще и обильнее поливают.

Опыт 1. Растение теряет воду через испарение

Воспитатель: Мы с вами поливали растения, а вы не задумывались, куда же девается вода? Оказывается, растения теряет влагу через испарение, Мы на опыте проверим, как это происходит.

Поместим пакетик на лист и надежно прикрепим его к стеблю растения в горшке крепкой   лентой.  Поставим на 2-3 часа на окно. Посмотри, каким стал пакет изнутри?

Дети: Влажным.

Воспитатель:Почему?Растение всасывает воду через корни. Вода идет по стеблям, откуда около 9/10 воды испаряется через устьица.

Упражнение «Закончи предложение»

Воспитатель: Я начинаю предложение, а вы сочиняете вторую его часть, начинающуюся со слов для того чтобы, а потом повторяете предложение целиком.

Комнатные растения необходимо поливать…

Женя …для того, чтобы они не завяли. 

Повторяет предложение целиком.

Листья на комнатных растениях нужно протирать…

Даша…для того, чтобы они могли дышать.

Повторяет предложение целиком.

Комнатным растениям нужен солнечный свет…

Ваня…для того, чтобы они могли хорошо расти.

Повторяет предложение целиком.

Комнатные растения нужны человеку…

Артем…для того, чтобы они украшали его дом

Повторяет предложение целиком.

Опыт 2.  Посадка растения

Воспитатель: Что нужно, чтобы посадить растение?

Дети: Цветочный горшок, земля, дренаж, вода для полива.

Воспитатель: Взгляните на веточку, которую мы сорвали у комнатного растения.  Что произошло с веточкой, пока она стояла в стакане с  водой?

Дети: У веточки появились корни.

Воспитатель: Правильно у веточки появились корни. Теперь мы можем высадить эту веточку в горшок с землёй, ведь теперь у неё есть корни, которые будут питать молодое растение. Берём цветочный горшок. Что сначала будем класть в горшок? В цветочный горшок мы насыплем камни – это дренаж. Дренаж нужен для того, чтобы улучшить доступ воздуха к корням.

Далее дети с помощью воспитателя насыпают в горшок землю, высаживают росток и поливают.

Логоритмика «Вот такие! »

Воспитатель: А сейчас я проверю, умеете ли вы фантазировать. Я предлагаю вам поиграть в игру «Вот такие!» Я буду спрашивать у вас о том, как выглядят разные части комнатных растений или сами комнатные растения. Вы будите изображать их и говорить «Вот такие!»

Воспитатель: Какие у кактуса иголки?

Дети показывают растопыренные пальцы.

Дети: Вот такие!

Воспитатель: Какие пальмы?

Дети встают на носочки, поднимают руки, тянутся вверх.

Дети: Вот такие!

Воспитатель: Какие цветы у глоксинии?

Дети наклоняются, опускают руки.

Дети: Вот такие!

Воспитатель: Мы сегодня с вами сделали два добрых дела: помогли растениям и научили Кузю ухаживать за ними.

Воспитатель: Ребята, а вы рады, что помогли Кузе и растениям?(Эмоционально разделить радость детей). Предлагаю сделать Кузе подарок – нарисовать «Цветы в горшочке».

Воспитатель: А сейчас ребята подумайте и скажите, что нужно всем растениям на земле для того чтобы они нас всегда радовали своей красотой

Ребята понравилось вам занятие? С какими растениями мы познакомились? Что вам понравилось больше всего?

Ответы детей.