Консультация для педагогов-наставников

Деменчук Татьяна Васильевна, методист

МКДОУ  "Детский сад "Светлячок"

с. Мильково, Камчатский край


Плохой хозяин растит сорняк,

Хороший выращивает рис.

Умный культивирует почву,

Дальновидный воспитывает работника.

                                                                                                                         И. Иманцуми

Актуальность проблемы подготовки высококвалифицированного, свободно мыслящего, активно действующего педагога на современном этапе в связи с возрождающимся подходом к человеку как самоценности очевидна для всех.

В последние годы появление в дошкольном учреждении молодого специалиста большая радость и головная боль, прежде всего для руководителя.  Поэтому основная задача и руководителя и педагогического коллектива помочь в адаптации к непростым условиям труда, и вопрос наставничества сейчас как никогда актуален.

 Основной задачей работы с начинающими педагогами (молодыми специалистами) — повышение качества и эффективности образовательного процесса в ДОУ и стимулирование роста уровня профессионально-педагогической компетентности начинающих педагогов.

 Многолетний опыт  педагогического коллектива  позволяет наметить следующие направления деятельности по введению молодого специалиста в профессию педагога:

1.      Индивидуальные и групповые беседы администрации, педагогов - наставников о цели, назначении, принципах и содержании деятельности данного ОУ, о психолого-педагогических особенностях воспитанников, о личностной позиции и педагогической миссии воспитателя детского сада.

2.      Создание в учреждении условий для личностных проявлений начинающего педагога, для его самореализации.

3.      Организация систематического, грамотного, увлекательного психолого-педагогического просвещения начинающих педагогов в различных формах.

4.      Создание условий для повышения квалификации, профессионально-педагогической переподготовки воспитателей (если они пришли из других сфер деятельности).

5.      Вовлечение молодых педагогов в научно-методическую и экспериментальную работу.

6.      Деятельность всевозможных клубов, вечеров, интересных встреч, дискуссий, неформального общения профессиональной направленности.

7.      Диагностика и мониторинг образовательного процесса, роста профессионального мастерства начинающего педагога.

8.      Проведение и психолого-педагогический анализ мероприятий, организованных начинающими педагогами.

9.       Контроль, учёт и оказание методической помощи воспитателям.

10. Обеспечение или предложения педагогам самостоятельно изучить необходимую литературу с рекомендациями по организации образовательного процесса, взаимодействию с родителями воспитанников, повышению профессиональной компетентности.

11. Научение педагогов правильному и рациональному ведению документации.

12.Организация индивидуального наставничества  (распределение наставников; оформление документации по наставничеству: положение, приемлемые и наиболее рациональные формы, рекомендации начинающим педагогам и их наставникам, индивидуально-личностная программа повышения профессиональной компетентности начинающего педагога-воспитателя; создание методической копилки начинающего педагога-воспитателя).

13.Своевременное решение конфликтных ситуаций.

 

Разнообразные формы работы с молодыми специалистами способствуют развитию познавательного интереса к профессии, активному освоению приемов работы с детьми и их родителями, оказывает положительное влияние на совершенствование профессиональной деятельности. 

 

В работе старшего воспитателя можно выделить такое направление, как сопровождение деятельности начинающего воспитателя. Статистические данные свидетельствуют о том, что большое количество молодых специалистов, окончивших колледжи и получивших специальность «воспитатель ДОУ», не стремятся посвятить свою трудовую деятельность этой профессии. Причин ухода начинающих педагогов из сферы дошкольного образования несколько:

1.      слабая мотивация труда и дальнейшего профессионального роста;

2.      неумение применять на практике теоретические знания полученные в ходе обучения;

3.      недостаточный или отсутствующий опыт работы с детьми.

К перечисленным причинам можно отнести и невысокий статус профессии в обществе, а так же низкую оплату труда при психологической и социальной напряженности.

В этих условиях очень важныграмотная поддержка и сопровождение молодых специалистов сотрудниками ДОУ и в первую очередь старшим воспитателем.

Иной раз задаешься вопросом: «Почему в отдельных дошкольных организациях начинающие специалисты не задерживаются и уходят, а где-то руководитель с гордостью сообщает о том, что пополняет кадры только молодыми специалистами?»

Действительно, каждый руководитель по-своему решает кадровые вопросы, однако работа с молодыми специалистами требует профессионального подхода.

Известно, что профессионализм складывается на протяжении всего зрелого периода жизни. Темп и скорость, с которыми развивается мастерство педагогов, в разные периоды различны. Особенно быстро оно развивается в первые 5-8 лет – это период становления молодого специалиста.

Начальный этап вхождения начинающего педагога в педагогическую среду, его адаптация в коллективе будут успешны, если четко продумана и спланирована методическая поддержка на основе изучения затруднений и творческого потенциала специалиста, его профессиональных знаний. Старший воспитатель должен постараться создать такую систему сопровождения молодых специалистов. Которая помогла бы им не только адаптироваться, но и развить умение на практике применить знания, полученные в учебном заведении, сформировать педагогические навыки взаимодействия с детьми и их родителями.

В практике работы ДОУ довольно распространены такие формы, как взаимопосещение и наблюдение педагогического процесса у опытных педагогов, консультации, семинары, практикумы, методические объединения, наставничество.

И вот, именно наставничество, считается наиболее одним из эффективных способов передачи знаний и навыков молодым сотрудникам в процессе их адаптации в новом коллективе.

Наставничество можно рассматривать как постоянное обучение непосредственно на рабочем месте под руководством опытного специалиста – наставника. Руководитель ДОУ, определяет наставником одного из педагога, обязательно учитывает его личностные и профессиональные заслуги и знания. Наставник назначается приказом заведующего.

К задаче наставника относится не только оказывать поддержку молодому специалисту, но и показывать своим примером качественный подход к работе с детьми. Наставничество уже доказало свою эффективность. За ним уже стоит опыт многих поколений.

Хочется напомнить, что в методическом сопровождении деятельности начинающих педагогов важны не разрозненные мероприятия, а система, направленная на совершенствование профессиональной подготовки путем освоения целостной работы воспитателя дошкольной образовательной организации.

Вывод: такаясистема планируется и своевременно конкретизируется в зависимости от ожиданий и предпочтений педагога. Эта система согласуется с годовыми задачами и спецификой ДОУ, поэтому она не может разрабатываться единой для всей системы дошкольного образования. Поэтому сегодня мы и обсудим как пример планы работы с молодыми специалистами. Потому что в понятия «профессионализм», «педагогическое мастерство» воспитателя вкладывают довольно большой объем содержания. Это прежде всего умения:

ü      решать педагогические задачи, не теряться в трудных и неожиданных моментах;

ü      привлечь внимание детей, заинтересовать их;

ü      учитывать возрастные, психологические и индивидуальные особенности;

ü      в совершенстве владеть своим «орудием труда» - речью, словом;

ü      иметь свою гражданскую позицию и отстаивать ее;

ü      строить свои взаимоотношения с коллегами, родителями воспитанников, детьми.

Профессионализм приходит не просто с опытом, он зависит от личных способностей, интереса к делу и системе обучения.

Педагогическое мастерство предполагает наличие способностей, общую культуру, компетентность, широкую образованность, психологическую грамотность и методическую подготовленность.

 

Все эти компоненты мастерства проявляются в действиях и поступках, в умении решать возникающие педагогические задачи, в способности организовывать педагогический процесс.