Методическая разработка "Мини-музей "Царицын - Сталинград - Волгоград"

Болдырева Вера Александровна, воспитатель

Ирянова Любовь Александровна, воспитатель

МОУ детский сад № 213

г. Волгоград


                                                                            

Народ в наиболее чистом виде

                                          всегда представляют дети.

                                                             Когда национальное умирает в детях,

                                                                     то это означает смерть нации.                     

Г. Н. Волков

                                                                                                                                                                             

Актуальность

       В современных условиях жизни общества одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится  патриотическое воспитание. Работа  по патриотическому воспитанию актуальна и трудна, требует большого такта и терпения, так как в молодых семьях вопросы  воспитания патриотизма, гражданственности не считаются важными, и зачастую вызывают лишь недоумение.   Отторжение подрастающего поколения от отечественной культуры, от общественно-исторического опыта поколений — одна из серьезных проблем нашего времени.   

       Развивать у детей понимание культурного наследия и воспитывать бережное отношение к нему необходимо с дошкольного возраста. Именно  дошкольный   возраст – благоприятный период воспитания:  патриотизма, любви к малой Родине, воспитания  таких нравственных качеств, которые позволяют вырасти дошкольнику человеком – гражданином своей страны, патриотом, умеющим оценить и сберечь историческое и культурное наследие русского народа.(1,с.8) 

       В содержании ФГОС отмечается острая необходимость активизации процесса воспитания патриотизма дошкольника. Дети в этом возрасте очень любознательны, отзывчивы, восприимчивы. Они легко откликаются на все инициативы, умеют искренне сочувствовать и сопереживать. Для воспитателя это время благодатной почвы. Ведь в этом возрасте возникают большие возможности для систематического и последовательного нравственного воспитания детей. Происходит формирование духовной основы ребенка, эмоций, чувств, мышления, процессов социальной адаптации в обществе, начинается процесс осознания себя в окружающем мире. Именно этот отрезок жизни - является наиболее благоприятным для эмоционально - психологического воздействия на ребенка. Яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, о Родине, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь и формируют у ребенка такие черты характера, которые помогут ему стать патриотом и гражданином своей страны.                 

       Задача педагогов и родителей -  как можно раньше пробудить в детях любовь к родной земле, формировать у них такие черты характера, которые помогут стать достойным человеком и достойным гражданином своей страны, воспитывать любовь и уважение к родному дому, детскому саду, родной улице, городу формировать чувство гордости за достижения страны, любовь и уважение к армии, гордость за мужество воинов, развивать интерес к доступным ребенку явлениям общественной жизни.
        Самостоятельно ребёнок не может найти ответ на все интересующие его вопросы – ему помогают педагоги. В дошкольных учреждениях воспитатели широко используют метод проблемного обучения: вопросы, развивающие логическое мышление, моделирование проблемных ситуаций, экспериментирование, опытно - исследовательскую деятельность  и т.д.                                                                                                                            

       Социальный заказ государства, гуманистические тенденции в образовании, вариативность системы дошкольного образования позволяют использовать инновационные подходы в нравственно-патриотическом воспитании.

       В последние десятилетия музейная педагогика приобрела большую популярность в системе дошкольного образования и воспитания — создаются музейные программы, выходят книги, разрабатываются методические рекомендации (М. Ю. Коваль, О. В. Дыбина). Сохраняя свою популярность у миллионов людей, музей в последние годы обогащает себя новым смыслом. Не случайно его называют информационно-коммуникативной системой. С первых шагов своего профессионального существования музеи выполняют педагогические функции. Там человек не просто получает знания, а учится быть человеком. Включение музея в общеобразовательный процесс способствует формированию у подрастающего поколения психологической и нравственной готовности не только жить в быстро изменяющемся мире, но и быть активным участником происходящих в нем преобразований. (6,с.3)

       И мы нашли в музее партнера по решению задач, связанных с воспитанием патриотизма и образованием детей, через осуществление музейно-педагогической деятельности, как в условиях музейной среды, так и в условиях детского сада. В этом случае сама предметная среда окружающего мира стала играть роль учителя и воспитателя.

Профиль музея:   познавательный.

Цель:  реализация комплексного подхода к развитию ребенка и осуществление интеллектуального, нравственного, духовного развития дошкольников посредством ознакомления со своей Родиной.                                              

Задачи:

Образовательные:

·        Познакомить детей с историей возникновения родного города и его культурными ценностями;

·        Обратить внимание на то, что в названиях отдельных улиц нашла отражение история города;

·         Дать представления о подвиге Сталинграда в годы Великой  Отечественной войны, о героях войны, о том, как народ чтит их память:  в честь героев слагают стихи и песни, воздвигают памятники; 

·        Познакомить с почётными людьми города Волгограда – участниками  и героями войны;

·        Познакомить детей с боевыми наградами, которыми награждали
    воинов во время Великой Отечественной войны.

Развивающие:

·        Средствами нравственно-патриотического воспитания развивать интеллект ребенка, формировать наглядно-образное мышление, творческие способности, элементы самостоятельности, навыки взаимоотношений с взрослыми и сверстниками.

 

Воспитательные:

·        Нравственно воспитывать дошкольника, развивая доброе, заботливое отношение к родному городу, уважение к землякам, чувство гордости от осознания себя волгоградцем.;

·        Воспитание уважения к труду;

·        Формировать бережное отношение к природе и всему живому.

Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в труде, в быту.

В основу решения этих задач положены следующие принципы:

·        Целостности – в работе соблюдены единство обучения, воспитания и развития, с одной стороны, и системность, с другой;

·        Гуманизации личностно-ориентированный подход в воспитании, учет возрастных и индивидуальных особенностей, атмосфера доброжелательности и взаимопонимания;

·        Деятельного подхода – любые знания приобретаются ребенком во время активной деятельности;

·        Интеграции – этот принцип позволяет совместить в одной работе аспекты таких научных и общечеловеческих знаний, как музыка, рисование и др.;

·        Культуросообразности – основывается на ценностях региональной, национальной и мировой культуры, технологически реализуется посредством культурно-средового подхода к организации деятельности в детском объединении;

·        Возрастного и индивидуального подхода – предполагающий выбор тематики, приемов работы в соответствии с субъективным опытом и возрастом детей.

Структура управления мини-музеем

Воспитатели группы являются руководителями мини-музея. Они планируют, координируют, контролируют работу в мини-музее.

 

 

Аспекты музейной деятельности

Мини-музей предназначен для формирования первичных представлений о музеях, для познавательного развития детей.

Формы деятельности:

    -   поисковая;

    -   научная;

    -   экспозиционная;

    -   познавательная.

Оформление мини-музея:

Музейные экспонаты собраны в соответствии с возрастом детей. Коллекции мини-музея располагаются в специально отведенном месте, где располагаются доступные для детей экспонаты. Также  представлены: литература о городе Волгограде, подборки фотографий с достопримечательностями города; подборка дидактических игр  на тему «Путешествие по городу»,  «Люби и знай свой край», (достопримечательности), «Люби и знай свой край» (Красная книга Волгоградской области), «Государственные праздники России».

План работы по созданию мини-музея

«Царицын-Сталинград-Волгоград»

Подготовительный этап:

1.     Проведение консультации  с родителями: «Мини-музей в детском саду»;

2.     Проведение бесед с родителями о создании музея в группе;

3.     Определение темы;  название мини-музея;  разработка его модели;                                                          выбор места для размещения;

4.     Сбор экспонатов для музея;

5.     Рассматривание фотоматериалов, презентаций с детьми.

Основной этап:

1.     Создание мини-музея в группе;

2.     Сбор экспонатов для музея;

3.     Разработка экскурсий;

4.     Пополнение музея экспонатами

 

Заключительный этап:

1.     Открытие мини-музея в группе;

2.     Экскурсия в мини-музей группы;

3.     Приглашение гостей, родителей;

4.     Разработка различных видов экскурсий для музея;

5.     Проведение образовательной деятельности в мини-музее.

Разделы мини-музея, особенности использования

     Экспонаты в музее находятся в свободном доступе у детей и используются ими для сюжетно-ролевых игр, для театральной деятельности. Игрушки могут быть использованы в процессе образовательной деятельности.

«Сами своими руками»                                                          

     Некоторые экспонаты, такие как: «Сталинград в огне», «Битва за Сталинград», «Мельница», Вечный огонь» выполнены воспитателями и родителями.  Экспонаты могут быть применены в процессе организации образовательной деятельности.

 «Библиотека»

       Здесь собраны загадки, стихи, фотографии и произведения о городе Волгограде, которые могут быть использованы как в образовательной деятельности, так и в самостоятельной игровой деятельности детей.

«Игротека»

Игры и атрибуты для игр расположены в доступном для детей месте. Дети могут использовать их самостоятельно в процессе самостоятельной игровой деятельности или вместе с педагогом в процессе образовательной деятельности.

Перспектива развития мини-музея

Подбор детской литературы и наглядного материала   (сюжетной картинки).

– Проведение экскурсий для других групп детского сада.

– На базе мини-музея или с использованием его коллекций можно проводить занятия по разным видам деятельности.

 

 

Работа по организации мини-музея «Царицын-Сталинград-Волгоград»

       Работа по организации мини-музея началась с выбора удобного места в групповой комнате: хорошо освещенное, имеющее свободный доступ для детей со всех сторон. Стремились создать такой музей, чтобы в нем сочетались игротека и мастерская, занятия и театр, чтобы творческая созидательная деятельность ребенка, его мир были связаны с миром его предков. Для того чтобы начать работу по созданию мини-музея, необходимо было выявить уровень знаний детей о родном городе.  В ходе бесед с детьми выяснили, что у детей  разрозненные знания  о городе, в котором мы живём.  
       Любовь  ребенка-дошкольника к Родине начинается с отношения к самым близким людям - отцу, матери, бабушке, дедушке, с любовью к своему народу, дому, улице, на которой он живет, детскому саду, городу.  В этой связи очень важна целенаправленная работа с детьми по начальному формированию чувств  гражданственности и патриотизма, во взаимодействии с семьей. Чтобы расширить круг знаний и представлений о Родине, было проведено занятие по ознакомлению детей с окружающим на тему «С чего начинается Родина…». Объясняли детям, что Россия начинается с маленьких детей, с маленького уголка, где он родился, где он живет со своими родителями, со своими друзьями. У каждого человека есть свой маленький уголок – деревня или город, улица, дом. Из множества таких маленьких уголков и состоит наша общая, великая Родина. Нами был составлен перспективный план работы с детьми на учебный год  (Приложение № 1).                                                                     
       Мы проинформировали родителей о предстоящей деятельности. Они с готовностью откликнулись и помогли.  Развивающая среда данного мини-музея создавалась педагогами, родителями и детьми, которые подбирали экспонаты (Приложение №2). Создание пространственной среды и пополнение фонда мини-музея осуществлялось разными путями. В научный фонд вошли копии документальных материалов, рассказывающие об исторических событиях нашего города, культурном наследии коренных жителей, социальный паспорт окружения детского сада, некоторых архитектурных достопримечательностей. В интерактивном фонде собран и оформлен материал об истории развития родного города. Материалы оформлены в красочных альбомах, находятся в свободном обращении детей. Игровой фонд мини-музея представлен игрушками, поделками, макетами.
В результате совместной творческой деятельности педагогов, воспитанников и родителей в мини-музее появился самодельный пальчиковый театр «Солдаты», куклы-обереги, куклы казак и казачка, берёзка,  авторская игра «Путешествие по городу», макеты «Битва за Сталинград», «Мельница», «У Вечного Огня»  и другие удивительные поделки из разнообразных материалов, а также настоящая каска советского солдата, гильза времён Великой Отечественной войны. В музей принесли даже именные награды своих близких, чтобы все дети наяву могли их рассмотреть. В рамках проекта «Боевая слава наших предков» (Городской конкурс инновационных проектов, моделей и программ по патриотическом воспитанию, посвященном 70-летию Великой Отечественной войны 1941-1945г.г. - 3 место) дети с помощью родителей находили информацию о своих прадедах - участниках Великой Отечественной войны, принесли военные и армейские фотографии из семейных архивов. В этом альбоме были помещены краткие статьи и фотографии прадедушек, прабабушек, принимавших участие в Великой Отечественной войне. Сколько гордости испытывали дети, когда приносили фотографии своих прадедов и рассказывали о них. Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням. На конкретных фактах из жизни старших членов семьи (прадедушек, прабабушек, участников Великой Отечественной войны, их фронтовых и трудовых подвигов) стараемся привить детям такие важные понятия, как "долг перед Родиной", "любовь к Отечеству", "ненависть к врагу", "трудовой подвиг" и т.д. Считаем, очень важно подвести ребенка к пониманию, что мы победили потому, что любим свою Отчизну, Родина чтит своих героев, отдавших жизнь за счастье людей. Их имена увековечены в названиях городов, улиц, площадей, в их честь воздвигнуты памятники. Ребята узнали о тяжелых военных годах, выпавших на долю наших прадедов и дедов, смогли оценить всю значимость военных профессий. Результатом этого стал альбом «Боевая слава наших предков», который стал экспонатом музея.
       Нами был собран  литературный, исторический материал о Великой Отечественной войне, о наших воинах, защитниках нашего Отечества. О детях – героях, которые в годы войны помогали нашим солдатам, о руководителях, под  чьим руководством наши войска одержали победу. Имеются фотографии, рисунки, детские книги о войне. Мини-музей в группе позволил сделать слово «музей» привычным и привлекательным для воспитанников. Экспонаты  используются для проведения образовательной деятельности. Любой предмет из мини-музея может стать предметом интересной беседы, или даже цикла бесед. При необходимости педагоги  с других групп берут материал и используют при проведении своих мероприятий.  Считаем, что наш долг перед погибшими и пережившими войну – сохранить для живущих и будущих поколений имена и подвиги тех, кто умножил славу Родины.
     
Значимость мини-музея достаточно высока, так как здесь дети не только рассматривают книги и репродукции, открытки и карты, знакомятся с материалами из «семейного архива», подлинными предметами и вещами, старинными фотографиями, слушают рассказы о боевых подвигах, песни военных лет, но и сами читают стихи, истории, задают вопросы, размышляют.

Все это, а также выработанные определенные правила общения и поведения в музее зажигают в сердцах ребят искорки любви, уважения и бесконечной гордости к истории своей семьи, родного города, страны.
       Из бесед с дошкольниками постепенно стало выясняться, что они знают о своих родных или близких, фронтовиках, военных, об их воинских званиях, наградах, роде войск, солдатской утвари. Результатом стала победа в районной познавательной игре «Солдатское дело – воевать смело и умело», посвящённой 72-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне.
       Под музейной работой мы понимаем не только сбор материалов, а встречи с интересными  людьми, ветеранами войны и тыла, их воспоминания, проведение досугов и праздников.
      
Наши воспитанники заняли первое место в региональном детском форуме «Земля священная моя!» Приняли участие и заняли призовые места  в открытом областном конкурсе «Родина моя - Россия» в номинации «Театральное творчество. Театр мод» - 1 место;   в номинации «Хореография, Современный танец» - 2 место; в номинации «Инсценированная песня» - 3 место                            

 Принимали участие в патриотическом детско-юношеском конкурсе «Сталинградская сирень» в номинации «Вальс Победы».

       Надолго запомнился и детям и родителям праздник, посвящённый Дню Защитника Отечества. Принимали участие две команды, которые состояли из мальчиков и пап: «Летчики» и «Моряки».  Все участники представляли свои команды, выполняли строевой шаг, военную песню и спортивные игры – соревнования. Было очень интересно. Все участники доказали свою ответственность, спортивные возможности и гордость за наших Защитников Отечества.
      Провели конкурс юных чтецов «Великая Победа», где дети торжественно, эмоционально, с гордостью рассказывали стихи, которые выбрали сами и заучили вместе с родителями.

      Очень трогательным получился праздник, посвящённый Дню Победы. Дети вместе с приглашёнными гостями, родителями, бабушками, дедушками пели песни военных лет. А литературно-музыкальная композиция «Дети войны» и танец «Журавли» тронули присутствующих до слёз.

       Наш мини-музей продолжал обновлять свои экспозиции. Благодаря проекту «Что мы Родиной зовём» он пополнился альбомами «Мой Волгоград», «Мой район» и т.д. А дети пополнили свои знания  по следующим разделам проекта: «Мой дом,  моя  семья», « Мой детский сад», «Моя улица, район», «Мой город Волгоград», «Моя страна Россия». Повысилась  их познавательная активность.

       Благодаря нашему мини-музею дети знакомятся не только с героическим прошлым нашего города, но и с животным и растительным миром Волгоградской области. Так появилась авторская дидактическая игра «В гостях у старого дуба». Игра помогла сформировать представления детей о дубе как живом существе, об его жизненном цикле, об условиях, необходимых для жизни, об его друзьях; вызвать у детей желание ухаживать за  растениями.  
       Большое внимание уделяется подготовке юных экскурсоводов, которые с помощью педагогов проводят экскурсии по музею для родителей и детей младших групп. Такая работа помогает решить следующие задачи:

    - выявление творческих способностей детей;

    - расширение представлений о содержании музейной культуры;

    -развитие начальных навыков восприятия музейного языка;
    - создание условий для творческого общения и сотрудничества.
 

      Патриотическое воспитание пронизывает все виды детской деятельности в повседневной жизни и на занятиях. Мы стараемся формировать у детей потребность участвовать в делах на благо окружающих людей и живой природы, помогаем им осознать себя неотъемлемой частью малой родины.

      Очень ценным является то, что дети чувствуют свою причастность к общему делу. В настоящем музее трогать ничего нельзя, а в мини-музее «Царицын – Сталинград – Волгоград» не только можно, но и нужно. Его удобно посещать каждый день, можно самостоятельно менять, переставлять экспонаты, брать их в руки и рассматривать. В обычном музее ребенок - лишь пассивный созерцатель, а здесь он - соавтор, творец экспозиции, причем не, только он сам, но и его папа, мама, бабушка и дедушка. Каждый экспонат мини-музея – это результат совместного творчества воспитателя, детей и родителей. 

       В результате проведенной работы мы можем сделать вывод, что, мини-музей «Царицын – Сталинград – Волгоград», созданный руками педагогов, воспитанников и их родителей, стал интерактивным, а значит близким и понятным каждому ребенку. Все это позволяет воспитывать в дошкольниках чувство гордости за общее дело, свою группу, детский сад, семью, Родину. (3,с.15) Работа, проводимая в мине-музее «Царицын – Сталинград – Волгоград», лишний раз убедила в том, что тема патриотического воспитания подрастающего поколения актуальна в наши дни и работа над ней имеет глубокий смысл. Дети должны знать прошлое своей Родины, так как им строить её будущее.

 

Литература

1.     Байдина Е.А. Мини-музей в ДОУ как средство патриотического воспитания» Справочник старшего воспитателя. – 2013. - № 2. - С. 32-37.

2.     Малюшова, Н. «Здравствуй, музей!» Журнал «Дошкольное воспитание» -2009. - N11. - С. 24-29

3.     Пантелеева Л.В. Музей и дети. М.: Издательский дом «Карапуз», 2000.

4.     Рыжова Н.А, Логинова Л.В  Мини-музей в детском саду, ЛИНКА-ПРЕСС, 2008

5.     Трунова, М. «Секреты музейной педагогики: из опыта работы» Журнал «Дошкольное воспитание» - 2006. - N 4. - С. 38-42.

6.     Фаткуллина Э, Никитина Н., Кутюкова Т., Бучинская М. Давайте откроем музей. Методические рекомендации по созданию музея в дошкольном учреждении

7.     Чумалова, Т. «Музейная педагогика для дошкольников» Журнал «Дошкольное воспитание». - 2007. - N 10. - С. 44-50.

8.     Чумалова, Т. «Основные принципы музейной педагогики: путешествие на машине времени «Журнал «Дошкольное воспитание» - 2008. - N 3. - С. 58-63.

 

 

 

 

 

                                

 

 

 

Приложение №1

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ЗАНЯТИЙ В МИНИ-МУЗЕЕ

 

Тема цикла занятий

Образовательная область

Цель занятия

месяц

 

1.

День рождение города

Познавательное, Социально-коммуникативное развитие

Закрепить знание о символике родного города, о возрасте города.

сентябрь

2.

  Создание аппликации «флаг города Волгограда» (барельеф) 

Художественно-эстетическое развитие

 Закреплять знание символике города Волгограда

октябрь

3.

История возникновения города

Познавательное, Социально-коммуникативное развитие

Знакомить детей с историей города

ноябрь

4.

Мост через Волгу

Познавательное,

Художественно-эстетическое развитие

Развивать творческое начало, учить применять различные игровые материалы в игре.

декабрь

5.

Рассматривание фотографий с изображением достопримечательностей города Волгограда

Познавательное, Социально-коммуникативное развитие

Формировать логическое мышление; вызвать желание посетить достопримечательности Волгограда

январь

6.

Они прославили наш город

Познавательное, Социально-коммуникативное развитие

Беседа о важности труда всех людей.

февраль

8.

Папа, мама, я – Волгоградская семья (викторина)

 

Познавательное, Социально-коммуникативное развитие

Вызвать желание сделать город лучше; воспитывать любовь к близким.

март

9.

«Мой любимый город»

(рисование)

Художественно-эстетическое развитие

Развивать мелкую моторику руки, закрепить знание о городе Волгограде.

апрель

10.

Боевая слава города

 Познавательное

развитие

Знакомить детей с подвигами героев ВОВ Волгограда  и Волгоградской области.

май

 

 

 

 

 

Приложение №2

Экспонаты мини-музея «Царицын-Сталинград-Волгоград»

Название экспоната

Количество (шт.)

Постоянное/

временное хранение

1

Панно «Лента времени»

1

постоянное

2

Макет «Битва за Сталинград»

1

постоянное

3

Макет «Сталинград в огне»

1

постоянное

4

Макет «Мельница»

1

постоянное

5

Макет «У Вечного огня»

1

постоянное

6

Каска

1

постоянное

7

Берёзка

1

постоянное

8

Монументы

4

постоянное

9

Гильза

1

постоянное

10

Гвоздики

2

постоянное

11

Георгиевская лента

1

постоянное

12

Орден Победы

1

постоянное

13

Демонстрационный  материал

1

постоянное

14

Военный грузовик

1

постоянное

15

Пособие « Аты - баты шли солдаты»

1

постоянное

16

Бинокль

1

постоянное

17

Фляжка

1

постоянное

18

Пальчиковый театр «Солдаты»

1

постоянное

19

Альбом «Памятники Кировского района»

1

постоянное

20

Альбом «Царицын – Сталинград - Волгоград»

1

постоянное

21

Альбом «Сталинградская битва»

1

постоянное

22

Альбом «Герои Сталинградской битвы»

1

постоянное

23

Альбом «Мамаев Курган»

1

постоянное

24

Альбом «Уголки моей Родины,  Волгоград»

1

постоянное

25

Альбом «Волгоград»

1

постоянное

26

Журнал «100 битв, которые изменили мир. Сталинград»

1

постоянное

27

Паспорт «Социального окружения»

1

      постоянное

28

Фотоальбом «Это мой, это твой, это наш город Волгоград»

1

постоянное

29

Творческий альбом «Мой город»

1

постоянное

30

Д/игра «Люби и знай свой край» (достопримечательности)

1

постоянное

31

Д/игра «Люби и знай свой край» (Красная Книга Волгоградской области)

1

постоянное

32

Авторская игра «Путешествие по городу»

1

постоянное

33

Альбом «Боевая техника»

1

постоянное

34

Портрет Саши Чекалина

1

постоянное

35

Кубики «Военная техника»

1

постоянное

36

Фотоаппарат

1

постоянное

37

Д/игра «Государственные праздники России»

1

постоянное

38

Символика России

1

постоянное

39

Флаг

1

постоянное

40

Кукла в русском народном костюме

1

постоянное

41

Куклы-обереги

6

постоянное

42

Макет «Русская изба»

1

постоянное

43

Кукла Казак

1

постоянное

44

Кукла Казачка

1

постоянное

45

Демонстрационный материал «Славянская семья. Родство, занятия»

1

постоянное

 

Путин В.В.

Описание: портрет с изображением президента России

Цель: познакомить детей с президентом нашей страны.

Флаг России

описание: фотография с изображением флага.

Цель: знакомить детей с символикой нашей страны

Герб России

описание: фотография с изображением герба России.

Цель: знакомить детей символикой нашей страны.

Животный мир Волгоградской области

описание: д/и «Люби и знай свой край» (Красная Книга Волгоградской области) животных живущих в Волгоградской области.

Цель: знакомить с животными нашего края; воспитывать бережное отношение к природе.

Город Волгоград

описание: фотографии с достопримечательностями города Волгограда

Цель: знакомить детей с достопримечательностями города Волгограда.

Флаг и герб Волгограда

Цель: знакомить детей символикой нашего города.

Герои Великой Отечественной войны

описание: альбом с фотографиями героев волгоградцев с описанием их подвигов.

цель: знакомить детей с подвигами наших героев; воспитывать чувство патриотизма к нашему городу.

цель: для всестороннего развития детей.