Программа литературных занятий "Книжные КРАЙности"

Агапитова Яна Васильевна, заведующий методическим отделом

Центральная районная библиотека МБУК "Чердынская централизованная библиотечная система" г. Чердынь


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

    Актуальная проблема современного общества — приобщение детей к чтению. Не секрет, что уже в дошкольном возрасте слушанию сказок многие малыши предпочитают просмотр мультфильмов, компьютерные игры. Естественно, что и в школе такому ребёнку сложно будет полюбить чтение. Между тем литература — это мощное средство интеллектуального, нравственного и эстетического воспитания. Она обогащает детскую речь, эмоции, формирует гуманные чувства, даёт возможность размышления, фантазирования. Со стороны взрослых крайне важно вовремя вызвать интерес и любовь дошкольника к книге, открыть в малыше читателя.

    Дошкольный возраст  – благоприятный возраст для развития и обучения ребёнка.  Это обусловлено ускоренным развитием необходимых для данного периода психофизиологических функций. Ребёнка отличает острота и свежесть восприятия, любознательность и яркость воображения. Важное место занимает  развитие мышления и процесс развития речевого восприятия - способности слушать и слышать, умения пересказывать и составлять рассказы. 

Задачи повышения роли литературы и чтения в воспитании и образовании детей дошкольного возраста требуют использования всех видов и форм работы, в том числе и литературного краеведения. Ценность литературного краеведения заключается в том, что оно, расширяя и обогащая знания дошкольников о родных местах, о людях проживающих рядом, прививает им любовь и уважение к истории культуры родного края, помогает полнее ощутить и осознать связь литературы с жизнью. 
Литературное краеведение располагает богатейшими возможностями для формирования сознания дошкольников. Приобщение к духовно-культурным ценностям малой родины, оформление патриотического отношения к отчизне самым тесным образом связано с открытием литературы родного края, творчества пермских детских писателей и поэтов, писателей Урала. На это и направлены литературные занятия программы «Книжные КРАЙности».

    Главная цель занятий по чтению художественной литературы в детском саду — формирование у дошкольников интереса к чтению. Для этого необходимо предложить детям для прослушивания увлекательные художественные произведения, соответствующие их мировоззрению.

        Литературные занятия для детей 5-7 лет не должны сводиться к простому перечитыванию текстов. В них обязательно должны найти свое место и эстетические переживания, и литературное творчество самих детей.

        Настоящая программа предусматривает разнообразные методические приемы, формы подачи текстов, систему вопросов и виды заданий, которые помогают максимально раскрыть художественную ценность произведений.

К ним относятся:

- громкое чтение;

- импровизированные сценки, чтение по ролям;

- рассматривание иллюстраций и репродукций;

- сочинительство;

- разнообразные игровые приемы: литературные викторины, конкурсы, игры-путешествия, «тексты с ошибками», игры-лото и т.д.

      Структура литературного занятия состоит из следующих частей:

1. Знакомство с биографией писателя или научно-популярными фактами по теме занятия.

2. Непосредственное чтение художественного произведения (сказки, рассказы, стихи, отрывки из произведений и т.д.)

3. Игры (подвижные, дидактические и т.п.)

4. В структуру занятия может быть включено выполнение творческой работы.

     Программа занятий предназначена для детей 5-7 лет. Занятия проводятся на базе МАДОУ «Детский сад № 3» 1-2 раза в месяц в течение 25 - 30 минут. Оптимальное количество детей в группе – 15 - 20 человек.

         Ожидаемые результаты:

- Приобщение детей к книге и библиотеке;

- Целенаправленная организация детского чтения;

- Развитие интеллектуальных и творческих способностей детей.

Систематические занятия с дошкольниками по ознакомлению с литературным наследием писателей Пермского края и Урала способствуют воспитанию у детей любви и уважения к отчему краю, формированию чувства кровного родства с его прошлым и настоящим, знакомству c бoгатствoм миpa вечных ценностей художественной культуры, созданных на Уральской земле.

 

    

Цели и задачи:

Цели программы:

- Формирование у дошкольников устойчивого читательского интереса к книге и чтению посредством приобщения детей к творческому наследию писателей Пермского края и Урала.

Задачи:

Образовательные:

- Способствовать повышению интереса дошкольников к литературной истории родного края.

Развивающие:

- Создавать условия для развития художественного и эстетического вкуса ребенка, открытия для него лучших образцов детской литературы.

Воспитательные:

- Воспитывать у детей читательскую потребность, которая будет выражаться  в постоянном общении с книгой, бережном отношении к книге.

- Воспитывать у детей чувства любви к родному краю, гордости за выдающихся земляков.

 

 

 

ПЛАН-ГРАФИК ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ

 

Форма и наименование мероприятия

Структурные части

Сроки

Художественное  произведение

Научно-популярный материал

Игры

Творчество

1.

«Путешествие в волшебную страну Льва Кузьмина»

Л. Кузьмин

«Если бы да кабы»,

«Звездочет», «Загадки»

Презентация о жизни и творчестве Льва Кузьмина;

выставка книг Кузьмина;

иллюстрации обложек книг писателя

Загадки,

флэшмоб

Домашнее задание: нарисовать рисунок к стихотворениям Льва Кузьмина для выставки в библиотеке

04.06.2018 г.

2.

Час тихого чтения «Мы читаем и рисуем»

Е. Трутнева

«Ходит солнышко высоко»

Презентация о жизни и творчестве Евгении Трутневой;

Выставка книг писательницы

 

Рисунок по мотивам стихотворения «Ходит солнышко высоко»

22.06.2018 г.

3.

Уличная литературная игровая программа «Играем со стихами, стихи играют с нами»

Н. Нелюбина «Что за чудо – эти дети»

Портрет писательницы;

Зеленые цветные стеклышки

«Кошки-мышки», «Именной хоровод» «Лукошко»

 

13.07.2018 г.

4.

Слайд-урок «Родного края красота»

А. Тумбасов «Шмель на этюднике»

Слайд-презентация: портрет А. Тумбасова, биография, картины

 

Рисунок  природы, любимых мест в родном городе

17.08.2018 г.

5.

Литературная экскурсия «Машинный садик»

Т. Заостровская «Урок рисования»

Слайд-презентация с иллюстрациями к сказке

Игра «Ты дежурный»

 

14.09.2018 г.

6.

Веселый час «В стране фантазий»

Б. Ширшов «Сто загадок»

Портрет писателя

Презентация с картинками-отгадками к загадкам

 

 

19.10.2018 г.

7.

Экологический урок «Синичкин день»

В. Бианки «Синичкин календарь»

Картинки с изображениями перелетных и зимующих птиц;

Презентация «Виды синиц»;

Изображение кормушки и бумажные макеты птиц и птичьего корма;

Портрет В. Бианки

Выставка книг Бианки

«Перышки с загадками»,

«Птичье кафе»

Поделка из подручного материала «Птичья кормушка»

12.11.2018 г.

8.

Творческая мастерская «Зимние узоры»

Т. Леванова «Зимний мальчик»

Презентация «Зимние узоры»;

Портрет Т. Левановой, книжная выставка

Игра «Найди снежинке пару»

Рисунок морозных узоров на окне или вырезание снежинки

14.12.2018 г.

9.

Литературное путешествие «В гости к Хозяйке Медной горы»

П. Бажов «Серебряное копытце»

Презентация:

- Природа Урала

- П.П. Бажов

- сборник сказов «Малахитовая шкатулка»

- дома-музеи П. Бажова

- иллюстрации к сказам

Фрагмент мультфильма «Серебряное копытце»

Игра-викторина «Что за сказы – просто диво!»

Раскраски с героями сказов Бажова

27.01.2019 г.

10.

Интерактивная игра «Знакомые следы»

Е. Пермяк «Знакомые следы»

Презентация «Животные и их следы»;

Песенка «Про следы» из мультфильма «Маша и Медведь»

Игра «Чьи следы»;

Игра «Распутай след»

 

15.02.2019 г.

11.

Час знакомств с пермскими сказками

И. Зырянов «Как я горох сторожил», В. Баталов «Волк и гусь», В. Климов «Как заяц Епуохотника проучил»

Презентация «Сказки народов Урала»;

Книжная выставка;

Мультфильм «Жихарка» (из серии «Гора-самоцветов»)

 

 

15.03.2019 г.

12.

Кукольный спектакль по пьесе Е. Трутневой «Дед Ерема»

Е. Трутнева «Дед Ерема»

Ширма, куклы-персонажи пьесы;

Портрет Елены Трутневой, книжная выставка

 

 

18.04.2019 г.

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЙ

 

«Путешествие в волшебную страну Льва Кузьмина»

   Литература: книга Льва Кузьмина «Шагал один Чудак», двухтомник сказок «Счастливые жемчужинки».

Оформление: Презентация о жизни и творчестве Л. Кузьмина, выставка книг Льва Кузьмина, распечатанные на цветном принтере иллюстрации обложек книг писателя.

  Оборудование: мультимедийное оборудование для показа презентации.

Предметный ряд: костюмы звездочета, черта, Ивана-дурака, зайца; искусственный очаг, подзорная труба, звезды из фольги, золотые монетки, корзина с животными: зайцем, индюшкой, козленком, теленком, бычком, лошадкой; макеты деревьев и мостика; детская лошадка на длинной палке.

   Музыка: легкая инструментальная музыка для фона презентации и слов ведущего.

 

   Ход занятия:

I. Знакомство с писателем:

(слайд 1)

Ведущий-звездочет: Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами совершим увлекательное путешествие в одно прекрасное царство и познакомимся с волшебником, который это царство придумал.

(слайд 2)

Звездочет: Ой, ребята, извините, я забыл представиться. Я – звездочет! Меня придумал самый лучший в мире детский писатель Лев Иванович Кузьмин.

Итак, начинаем! (Звучит легкая музыка)

В одном прекрасном царстве

Жил сказочник один,

Чье имя – Лев Иванович,

Фамилия – Кузьмин.

Он брал фантазий краски

И много лет подряд

Придумывал сам сказки

Для взрослых и ребят.

А вам, ребята, знакомо это имя – Лев Иванович Кузьмин? Может быть, вы читали уже его книжки? (выслушивает ответы детей)

Писатель родился в с. Задорино Костромской области, но мы по праву можем считать Льва Ивановича своим земляком: ведь он прожил у нас в крае, в Перми несколько десятков лет. Именно здесь он написал свои замечательные стихи, сказки, повести и рассказы. Имя Кузьмина носит краевая детская библиотека. 6 января у этого замечательного писателя день рождения.

(слайд 3)

К сожалению, Лев Иванович ушел из жизни, но он оставил нам в наследство свое прекрасное царство – свои произведения, населенные самыми разными персонажами. Это и веселый звездочет, и гном-маляр, и капитан Коко, и девочки Ягобабочки, и многие другие.

И Кашку, и Коко

Он выдумал легко,

И мышку, и сверчка,

Смешного чудака,

Царя Болтуниана

И кузнеца Ивана,

Кольцо, что всем поможет,

И звездочета – тоже.

     Его первая книга стихов называлась «Апрель» и была написана для взрослых. А потом появилось вот это стихотворение «Как до небес добраться» (читает).

Что нужно сделать, братцы,

Чтоб до небес добраться?

За стол сначала надо сесть,

Тарелку манной каши съесть,

Потом в зелёный лес пойти,

Большое дерево найти

И вверх

По крепким сучьям

Подняться к белым тучам.

А там

На тучу встать ногой,

Шагнуть на радугу – другой…

И вот

Уже нас не достать,

И небеса все наши!

Но, повторяю,

Начинать

Нам надо с манной каши.

А потом появились на свет замечательные детские книжки: «Кто что умеет?», «Башмаки-простаки», «Дом с колокольчиком» «Шагал один чудак» и многие другие (показывает книги на выставке).

(слайд 4)

Лев Иванович писал не только стихи, но и замечательные волшебные сказки. Одни из них полностью придумал он сам («Баба Яга и ее внучки Ягобабочки»), другие пересказал, используя сказки разных народов.

И сказки белорусские,

И прибалтийских стран,

Родные наши – русские,

Где прав всегда Иван.

Казахские, грузинские,

А также украинские,

Девчонкам и мальчишкам,

Чтоб каждый счастлив был,

Собрал писатель в книжку

И щедро подарил.

(показывает двухтомник «Счастливые жемчужинки»)

В этих книгах, ребята, Лев Иванович собрал и обработал для вас сказки пятидесяти одной народности России, Украины, Белоруссии, Средней Азии, Кавказа и других стран (зачитать текст на слайде).

II. Игровой момент:

Звездочет:А еще Лев Кузьмин придумывал веселые загадки. Давайте попробуем угадать некоторые (загадывает загадки, выслушивает ответы детей, затем отгадка появляется на экране)

Белые лошадки,

Гривасты, легки,

По синему полю

Бегут наперегонки;

Их никому

Никогда не поймать,

В упряжку не поставить,

Уздой не зануздать

(Тучки)(слайд 5)

Лапки-царапки,

Ушки чутки,

Спинка, грудка –

В атласной шубке, –

Сидит у окошка

Совсем, как кошка…

Но всё же, но всё же

Это не кошка!

Так кто же он?

(Кот)                                              (слайд 6)

 

Сидим, глядим в окошко.

А там через лесок

Торопится Антошка –

Он лёгок и высок!

Реку перебегает

И под весёлый гром

Вдруг пляску затевает

За нашим за двором.

Пускается вприсядку,

Шумливый, озорной,

По кустикам, по грядкам,

По зелени резной.

А мы кричим Антошке:

– Отплясывай, пляши!

Твои босые ножки

И звонкие ладошки

Для лука, для картошки

Куда как хороши!
        (Дождик)                                       
(слайд 7)

 

III. Чтение текста: (в данном случае – инсценировки двух стихотворений Л. Кузьмина: «Если бы да кабы» и «Звездочет»)

Звездочет: Вот видите, как весело!

Сам себя Лев Иванович называл чудаком. Он даже стихотворение сочинил, которое называется «Жил один чудак…»

Когда-то жил один чудак,

Что верил в чудеса…

Воспринимали все не так

Лукавые глаза…

Взирали радужным огнем

На землю облака

И ночь сияла ясным днем

Под взором чудака…

Он брал перо, он брал листок,

На радость детворы,

И проявлялись между строк

Волшебные миры…

И развеселый звездочет,

И чистый родничок,

И печь, что каравай печет,

И Ваня – простачок…

Вот про такого Ваню-простачка-дурачка мы сейчас покажем вам веселую историю, которую сочинил Лев Иванович Кузьмин.

(Инсценировка стихотворения «Если бы да кабы»)

Звездочет: А про меня – Звездочета – у Льва Кузьмина тоже есть одна история, хотите ее узнать? (Инсценировка стихотворения «Звездочет»).

(слайд 9)

Звездочет: Вот и заканчивается наше с вами знакомство с замечательным детским писателем Львом Ивановичем Кузьминым. Понравились вам его стихи и загадки? (ответы детей). Давайте я дам вам домашнее задание: нарисуйте понравившегося вам героя произведений Льва Кузьмина, а мы у себя в библиотеке сделаем выставку ваших рисунков.

Звездочет: А теперь я предлагаю всем вместе поучаствовать в флэшмобе. Каждый из вас выберет понравившуюся ему обложку книжки Льва Кузьмина, и мы все вместе произнесем слова «Да здравствует Кузьмин!» и сфотографируемся.

(флэшмоб: дети с поднятыми вверх обложками книг Кузьмина)

Звездочет: Прекрасных книг создатель,

                   Душ детских властелин,

Да здравствует писатель,

Все вместе: Да здравствует Кузьмин!      (слайд 10)

 

 

 

Экологический урок «Синичкин день»

      Литература: книга Виталия Бианки «Синичкин календарь».

      Оформление: выставка книг пермских писателей, в которых есть рассказы и стихи о птицах; костюм синички для ведущего; картинки перелетных и зимующих птиц; презентация «Виды синиц».

     Оборудование: мультимедийное оборудование для показа презентации, магнитная доска и магниты.

     Предметный ряд:бумажные макеты птичьих перьев с напечатанными на них загадками; небольшие тарелочки с разным кормом для птиц: семечки, сало, крупа, крошки, конфеты, ягоды рябины; изображение кормушки и бумажные макеты зимующих птиц и птичьего корма для игры «Птичье кафе».

Ход занятия:

I. Вступительная беседа

Ведущий-синичка: Здравствуйте, детишки – девчонки и мальчишки! Вы меня узнали? Что я за птичка? (ответы детей) А вы знает, что сегодня, 12 ноября отмечается наш птичий праздник – Синичкин день, т.е. день встречи зимующих птиц? Как вы думаете, что в этот праздник делают люди, чтобы порадовать птичек? (выслушивает ответы детей). Правильно, в этот день люди готовят кормушки и угощения для птиц.

 

II. Рассказ о птицах

Синичка: Я очень рада, что вы меня узнали. А кто из вас видел меня в своих садах и огородах, на улице? Все лето я жила в лесу. А сейчас за окном поздняя осень, и мои перелетные собратья уже улетели на юг, в теплые края. Как вы думаете, ребята, почему некоторые птицы покидают осенью родные края? (ответы детей). Правильно, друзья, потому что с наступлением осени птицам не хватает корма.  (Показывает детям картинки перелетных птиц, просит детей назвать этих птиц, называет тех, кого еще дети не знают).

А мы, птицы оседлые, к зиме перебрались в город, поближе к жилью человека, которого совершенно не боимся и даже надеемся на его дружбу и помощь. (Показывает картинки зимующих птиц,просит детей назвать этих птиц, называет тех, кого еще дети не знают).

 

III. Игровой момент «Перья с загадками»

Синичка: Посмотрите, ребята, какие-то птички свои перышки потеряли. Давайте угадаем, что это за птицы. (Показывает детям перо и зачитывает загадку, дети отгадывают и внимательно рассматривают перышко)

 

1. Угадайте, что за птица. Скачет по дорожке,

Словно кошки не боится – собирает крошки,

А потом на ветку прыг и чирикает: «Чик-чирик!». (Воробей.)

 

2. Как лиса среди зверей. Эта птица всех хитрей,

Прячется в зеленых кронах, а зовут ее… (Ворона.)

 

3. Кто присел на толстый сук и стучит: «Тук-тук, тук-тук!»? (Дятел.)

 

4. Кто летает? Кто стрекочет – рассказать нам новость хочет? (Сорока.)

 

5. Угадай, какая птица, бойкая, задорная, ловкая, проворная,

Звонко тенькает: «Тень-тень! Как хорош весенний день!». (Синица.)

 

6. Что за птица мороза не боится,

Хоть снега лежат везде, у нее птенцы в гнезде? (Клест.)

 

7. Грудка ярче, чем заря, у кого? (У снегиря.)

 

IV. Разговор о птицах

 

Синичка: Правильно, молодцы, всех птичек отгадали. Теперь мы с вами знаем, что птицы бывают разными:

Одни боятся вьюг

И улетают на зиму

На добрый, тёплый юг.

Другие-те народ иной:

В мороз над лесом кружат,

Для них разлука с родиной

Страшнее лютой стужи.

К их пёрышкам взъерошенным

Не пристают снежинки,

Они и под порошами

Резвятся для разминки. (К.Мухаммади.)

   Ребята, а как вы думаете, мы - синички - полезные птички? (Выслушивает мнения детей). Да, синицы- очень полезные птицы. Весной и летом они очищают леса и сады от вредных насекомых. За сутки эта маленькая пташка поедает столько вредных для растений насекомых, сколько весит сама.

   А посмотрите, какие разные бывают синички (Презентация «Виды синиц», ведущий называет птицу на слайде и объясняет, почему она так названа).

Синичка: Сейчас на улице зима, стало холодно, все жучки-паучки попрятались, ягоды и зернышки снегом засыпало, голодно нам птичкам в лесу становится. Ребята, а как вы, люди, можете помочь птицам зимой? (подкармливать птиц, делать кормушки)

Правильно, но сделать кормушку мало, надо знать, какой корм можно положить для птиц.

V. Игра «Птичье кафе»

(На столе в блюдцах разложены семечки, сало, крупа, крошки, конфеты, ягоды рябины.)

Синичка: Скажите мне ребята, а чем же из этих блюд нельзя кормить птичек? (конфеты). А теперь давайте поиграем, и попробуем угадать какая птичка, чем питается. У нас с вами есть вот такая кормушка, есть зимующие птички и разный корм для них. Вы, по двое, будете подходить ко мне, выбирать птичку и корм, который она любит, а затем прикреплять их магнитами в нашу кормушку. (На импровизированную кормушку на магнитной доске дети прикрепляют модель птицы и корм для нее).

Синичка: Теперь давайте проверим, всем ли птичкам мы их любимый корм дали? Скажите, какая птица с удовольствием полакомится хлебными крошками? (Воробей) Какая птица любит сало? (Синичка). Какая птица зимой питается ягодами рябины? (Снегирь) и т.д.

 

VI. Чтение рассказа

Синичка: А еще мы – синички – очень запасливые птицы и заботимся не только о себе, но и о других птичках. Про нас даже писатели рассказы сочиняют. Вот послушайте, я вам прочитаю отрывок из рассказа Виталия Бианки «Синичкин календарь», и мы с вами узнаем, как животные и птицы готовятся к зиме. (Читает отрывок из рассказа «Синичкин календарь» об октябре и ноябре).

VII. Выполнение творческого задания

Материалы и оборудование: большие бумажные коробки от сока, палочки для мороженого, шнурки или толстый шпагат, ножницы, карандаши, фломастеры, цветная бумага, клей.

  Делаем кормушки для птиц. Дети рисуют на коробке форму будущего отверстия, с помощью воспитателя и библиотекаря делают прорези. Воспитатель показывает, как правильно в коробку вставить палочку от мороженого, объясняет, что это будет жердочка для птиц. Дети по желанию разрисовывают коробки фломастерами или оформляют цветной бумагой. Воспитатель делает отверстия для веревки, дети продергивают шнур, веревку или шпагат, на веревке делается петля для подвешивания кормушки на гвоздь. Кормушка готова, можно добавлять корм.

VIII. Заключение

Синичка: Спасибо вам, ребята, за угощение! Надеюсь, что вы не забудете пополнять кормушки, чтобы наши красивые птичьи кафе не висели всю зиму пустыми. Ведь нам, зимующим птицам, ваша забота необходима! Когда будете  насыпать в кормушки корм, то приговаривайте: «Птичка, птичка, вот тебе крошки с моей ладошки».

Синичка: Вы сегодня постарались на славу, порадовали меня своими знаниями и бережным отношением к  природе! Молодцы!

 

 

 

 

Литература

 

1. Бажов, П. Малахитовая шкатулка. – Москва : АСТ : Астрель, 2009.

 

2. Бианки, В. Лесные происшествия : Рассказы и сказки. – Москва : «МИР «ИСКАТЕЛЯ», 2007.

 

3. Десять сказочников под одной крышей : Сказки писателей Прикамья / Сост. А. Домнин. – Пермь : Пермское книжное издательство, 1974.

 

4. Кузьмин, Л. Шагал один чудак : Стихи, повесть-сказка. – Пермь : Пермское книжное издательство, 1988.

 

5. Литературная Пермь : Альманах / Гл. ред. В.В. Якушев. – Пермь, 2012. - № 10-11.

 

6. Нелюбина, Н. Что за чудо – эти дети : Стихи для детей / Н.Я. Нелюбина. – Березники : ООО «Издательский дом «Типография купца Тарасова», 2016.

 

7. Пермяк, Е. Заповедный остров : Рассказы. – М. : ЭКСМО, 2007.

 

8. Трутнева, Е.Ф. Время водит хоровод : Стихи. – Пермь : «Книжный мир», 2006.

 

9. Тумбасов, А. Шмель на этюднике : Рассказы. – Пермь : Пермское книжное издательство, 1990.

 

10. Чудесное Прикамье : Сказки, стихи, рассказы и загадки о Пермском крае / Ред. К. Гашева. – Пермь : ООО «Лира-2», 2016.