Тема: "Символика России и твоей малой Родины – города Кемерово,

и ее исторические корни"

Асфандиярова Светлана Геннадьевна, воспитатель

МБДОУ №118

г. Кемерово


«Человеку никак нельзя

жить без Родины,

как нельзя жить без сердца»
К. Паустовский

 

1.    ГОСУДАРСТВЕННАЯ СИМВОЛИКА, КАК СРЕДСТВО ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ 

 Россия, Русь, Родина, родимый край, отчий дом – самые дорогие слова для русского человека. Непознанная, загадочная, могущественная страна со своими обычаями, со своими поражениями и победами.

Наша Родина имеет богатую историю, и каждая её страница вызывает у нас неподдельное чувство гордости. Все мы – дети великой России, защищённые Российским флагом и гербом. Наши символы – непреходящие ценности народов России.

Но многие граждане до сих пор не понимают и не принимают той смысловой нагрузки, которую несут нынешние цвета Государственного флага и державный орел в Государственном гербе. В 1998 г. среди российских школьников в возрасте от 7 до 13 лет («постсоветские дети») было проведено социологическое исследование об отношении к различным национально-государственным символам. Чувство гордости за свою страну у 16,2% детей вызывал Московский Кремль, у 21,65% — Герб России, у 25,7% — Герб Москвы, у 14,2% — храм Василия Блаженного. 14,8% заявили, что не признают ни одного из этих символов, а у 6,8% все указанные символы вызывали чувство гордости.

В современном «Новом энциклопедическом словаре» определение понятий «родина» и «патриотизм» довольно скудное: «Родина»: 1) место, страна, где человек родился, где впервые сложился, где возник этнос; 2) место возникновения, открытия или изобретения чего-либо». «Патриотизм (греческое patriots — соотечественник, patris — родина): любовь к родине, привязанность к месту своего рождения, месту жительства». Чтобы объективно оценить реальные возможности формирования у молодежи уважения к государственной и региональной символике, а, следовательно, и к своей Родине (большой и малой), необходимо проанализировать традиции патриотического воспитания в истории России с древнейших времен и до наших дней. Патриотическое воспитание, являясь составной частью общего воспитательного процесса, представляет собой систематическую и целенаправленную деятельность органов государственной власти и общественных организаций по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины. «Патриотическое воспитание» — понятие многогранное, оно может подразумевать военное воспитание, воспитание кулачного бойца, народного умельца, воспитание гражданина или духовно развитую личность. Проблема использования государственных и региональных символов в патриотическом воспитании молодежи сих пор ставилась редко. Греческое слово «символ» в переводе на русский язык — это знак, примета, отличительная черта. «Символ — это наиболее емкая и значительная, продуктивная и концентрированная форма выражения культурных ценностей и смыслов». Символом может стать любой предмет, мелодия. За отдельным предметом или документом, имеющим символическое значение, мы видим события, ход истории государства. Именно поэтому символике в патриотическом воспитании должна отводиться особая роль.

Каждый народ создает и почитает собственную национально-государственную символику. Единство всякой культуры покоится на общем языке ее символов. Символы серьезно воздействуют на людей. Вспомним, как защищают знамя в бою, как воодушевляют символы государства его граждан на достижения во всех сферах жизни. В рассказе о гербе, флаге и гимне обозначены их значение, путь символов сквозь столетия к нашему времени, к недавним событиям, когда в новой России были официально приняты новые государственные символы — герб, флаг и гимн. Они нужны как воплощение истории каждой страны и отражение настоящего, как выражение патриотизма ее граждан и обозначение на международной арене, как ее зрительный и музыкальный образ. Вот почему отношение к гербу, флагу и гимну — «это и отношение к самому государству. А оно должно быть уважительным не только к своему Отечеству. Оскорбление же государственных символов сродни оскорблению и государства, и его народа, его истории и культуры».

 В символах обновленной России переплелись традиции прошлого, веяния настоящего и надежды будущего. Понятие «cимволы государства» является довольно широким — к ним можно отнести и самого монарха и такие атрибуты монаршей и государственной власти, как трон, скипетр, державу. Реликвии государства, его исторические и культурные ценности также могут являться символами. Несомненным государственным символом является столица. Но, безусловно, важнейшими символами государства являются герб, гимн и флаг. Изображения герба и флага — обязательные атрибуты на государственных учреждениях, военной форме, морских судах.

Без государственной символики не обходится ни одно знаменательное событие — будь то международный форум, спортивные состязания или военный парад. Несмотря на то, что советская власть в свое время отреклась от прежней символики, нельзя сказать, что символы перестали быть мощным орудием патриотического воспитания. В основе воздействия государственных символов на идейно-нравственное воспитание школьников лежит способность символики влиять на сознание человека посредством наглядного образа: «Символы придают воспитательным мероприятиям особую торжественность, эмоциональность, романтику, способствуют идейному и организационному сплочению детского коллектива».

Сегодня популяризация государственной символики в русле патриотического воспитания граждан приобретает общегосударственное значение. В апреле 2002 г. правительством Российской Федерации был разработан комплекс мероприятий по популяризации государственной символики в разных сферах жизни общества в 2002—2004 гг. Включены в этот комплекс и мероприятия в сфере образования и культуры, которые направлены на формирование знания о происхождении и роли государственных символов и создание посредством этого гражданской позиции у учащихся. Основной функцией занятий в процессе изучения государственных символов является содействие социализации личности, т.е. ее становлению, усвоению учеником культурных ценностей, норм, установок, достойных образцов поведения, формированию жизненной позиции ученика на основе усвоения социального опыта.

Изучение символов Родины содействует самоопределению личности, созданию условий для ее реализации; формированию гражданина, интегрированного в современное общество и нацеленного на его совершенствование, его ориентации на развитие гражданского общества и утверждение правового государства, воспитание гражданственности и любви к Родине; формированию основ мировоззренческой, нравственной, правовой культуры. Общая направленность воздействия государственной символики на сознание и поведение детей сохраняется на всех возрастных этапах становления личности. Формирование у воспитанников и учащихся понимания сущности и значения государственных символов Российской Федерации, воспитание уважения к ним складывается на уроках, факультативных занятиях, во внеклассной работе, в системе дошкольного и дополнительного образования детей, а также в процессе проведения гражданских ритуалов, связанных с государственными символами России.

 В соответствии с письмом Минобразования России от 10.05.01 № 22-06-626 «Об официальных ритуалах в общеобразовательных учреждениях, связанных с применением государственных символов Российской Федерации» устанавливается порядок применения государственных символов России: Государственного флага, Государственного герба и Государственного гимна Российской Федерации. Исполнение гражданских ритуалов, связанных с государственными символами России, включается в проведение торжественных мероприятий с участием родителей, общественности, посвященных государственным праздникам Российской Федерации, а также в местные и общешкольные мероприятия, такие, как традиционные праздники начала и окончания учебного года, вручение аттестатов выпускникам образовательных учреждений и др. Отдавая почести символам государства, мы тем самым проявляем любовь и уважение к своей Родине, гордость за принадлежность к гражданам России.

Ознакомление с важнейшими государственными символами — гербом и флагом нашей страны традиционно входит в содержание патриотического воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста. В ряде воспитательных программ сформулированы задачи ознакомления дошкольников с государственной символикой Российской Федерации. В начальной школе учащиеся знакомятся с государственной символикой на уроках, посвященных воспитанию патриотизма, любви к отчизне, гордости за свою Родину, таких как «Урок России», «Урок гражданина». У старших дошкольников и младших школьников представления о государственных символах России начинают формироваться преимущественно на эмоциональной основе. Каждый элемент государственных символов несет большую смысловую нагрузку. Педагог обращает внимание детей на то, что государственная символика или ее элементы постоянно окружают нас в повседневной жизни.

Современные Герб и Флаг России имеют глубокие исторические корни. Их происхождение связано с народным искусством, с древними поэтическими представлениями о природе и мироздании. Поэтому целесообразно начинать работу по ознакомлению детей с гербом и флагом нашей страны, основываясь на эстетической стороне государственных символов, их связи с фольклором. Ребенку дошкольного возраста близки и доступны сказочные, песенные, фольклорные образы. Их яркость и красота помогают сформировать положительное отношение к Государственным гербу и флагу. Важным условием эффективности работы по ознакомлении детей дошкольного и младшего школьного возраста с Государственными гербом и флагом является просвещение родителей. Нам не удастся сформировать у ребенка положительного отношения к государственным символам, если в его семье, у его родителей не будет адекватного понимания происхождения и образносимволического смысла современного Герба и Флага России.

На новом уровне работа с государственными символами продолжается на основной ступени образования в средней школе. В образовательных учреждениях проводятся циклы бесед, посвященных истории возникновения Флага и Герба Российской Федерации, флагов и гербов республик в составе Российской Федерации, текста и музыки Гимна Российской Федерации. Разбирается сам текст гимна, он заучивается наизусть. Дети могут петь его в одноголосном исполнении. Пониманию роли государственных символов России, их исторической преемственности способствует участие школьников в краеведческой деятельности, региональных и местных краеведческих программах, туристско-краеведческом движении «Отечество», Всероссийской акции «Я — гражданин России», работе музеев в образовательных учреждениях. Привлечь внимание детей к символам нашего государства позволяет также экскурсионная, туристская и музейная работа, встречи и беседы с местными жителями, старожилами, достойными людьми, пользующимися уважением окружающих, участниками Великой Отечественной войны, военнослужащими, известными спортсменами. Все это дает возможность наполнить конкретным содержанием понятия о символах государства, их роли и значении в жизни каждого человека. Раскрытию сущности государственных символов.

 

2.    ФОРМИРОВАНИЕ ЗНАНИЙ ПО СИМВОЛИКЕ РОССИИ И РОДНОГО КРАЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

 

— это сложный педагогический процесс, предполагающий совместную деятельность педагога, родителей и воспитанников.

 

Помочь дошкольникам шире познакомиться с символами России и малой родины – в этом заключается одна из задач по внедрению национально-регионального компонента федеральных государственных образовательных стандартов:

ü               сформировать представления детей о государственных символах России и родного края – флаге, гимне, гербе;

ü               подвести детей к пониманию того, что символы не просто обозначают, а описывают, раскрывают явления;

ü               воспитывать любовь и чувство гордости.

Методы:

1.                наблюдение,

2.                совместные игры,

3.                анкетирование,

4.                познавательные НОД,

5.                беседы,

6.                экскурсии.

Обеспечение деятельности:

 

 

 

Методическое:

1.     Ветохина А.Я., Дмитренко З.С., Жигналь Е.Н. «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста» Е.С. Евдокимова «Проектирование модели гражданского воспитания в ДОУ». Управление ДОУ 2002 №6.

2.     Закон Кемеровской области от 28 декабря 2000 г. № 110-ОЗ «Об образовании в Кемеровской области» И.В. Штанько «Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста». Управление ДОУ 2004 № 4.

3.     М.А. Васильева, В.В. Гербова, Т.С. Комарова «Программа воспитания и обучения в детском саду» Л.Н. Коротовских «Методическое сопровождение краеведения в ДОУ. Управление ДОУ 2006 № 8.

4.     Т.И. Доможакова«Воспитание патриотизма у детей старшего дошкольного возраста». Управление ДОУ 2006 № 8.

5.     М.Д. Маханева«Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников». Управление ДОУ 2005 №1.

6.     Н.Г. Комратова, Л.Ф. Грибова «Моя малая Родина». Управление ДОУ 2005 №1.

7.     И.В. Жирякова«Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников через музейную педагогику». Управление ДОУ 2008 № 4.

8.     З.А. Ершова, Н.А. Краскина «Никто не забыт, ничто не забыто…»

9.     Материалы Интернет.

Материально-технические ресурсы, необходимые для выполнения проекта:

1.     подбор исторической литературы;

2.     подбор произведений русского народного творчества;

3.     подбор наглядного материала (иллюстрации, фотографии, зарисовки);

4.     подготовка разного вида бросового материала;

5.     подготовка изобразительного материала для продуктивной деятельности;

6.     дидактические игры, сюжетно-ролевые игры;

7.     выставки книг, рисунков, поделок;

8.     создание условий для проведения открытых мероприятий (оформление групповой комнаты, музыкального зала, приёмной (для родителей – информационные стенды, папки-раскладушки, буклеты);

9.     создание мини-музея «Русская изба».

Предполагаемый результат:

1.     Итоговым результатом является диагностика, где дети покажут свои знания.

2.     Умение выражать собственное мнение, анализировать, живо реагировать на происходящее, оказывать посильную помощь.

3.     Освоение доступных знаний о символике России, родного края.

4.     Приобретение детьми дошкольного возраста навыков социального общения со взрослыми.

 


Приложение:

 

Направления практической работы

 

Проведение цикла познавательной непосредственно образовательной деятельности, на тему: «Символы моей Родины – России!», «Символы моей малой Родины – города Кемерово»

Оформление альбомов «Символика моей Родины –России», «Символика моего города».

Разучивание стихов, песен, гимна о символах России, г. Кемерово, Кузбасса.

Оформление дидактических игр:

«Собери картинку», «Я — фотограф», «Найди отличия»

Игра«Собери флаг» (герб) Кемеровской области

Цель: На экране 5 флагов (гербов, из которых нужно собрать флаг (герб)Кемерово. Затем дети объясняют значение цветов и символов, расположенных на гербе и флаге.

Физкультминутка

1. Упражнение выполняем сидя за столами.  Нужно поднять правую или левую руку соответственно цвету флага. Например: белый цвет- чистота, значит, поднимаете левую руку. Голубой цвет – небо, значит, поднимаете правую руку. И красный цвет – мужество, поднимаем обе руки вверх. (10 раз)

2. Упражнение выполняем стоя. Встаньте, пожалуйста, выпрямьтесь, немного потянитесь. А сейчас представьте себе, что у вас в руках флаг, который вам нужно поднять на флагштоке: поднимаем руки вверх и натягиваем флаг. (10 раз)

3. Упражнение выполняем сидя за столами. Наклоны головой налево, направо и вперёд. Я буду произносить цвета, а вы соответственно наклонять голову в нужном направлении. Например, я вам скажу белый, значит, вы должны наклонить голову налево, голубой – направо и красный вперёд. (10раз)

 

Выставка продуктов детской деятельности, совместная деятельность «Родитель + ребёнок»:

ü               Лепка, Аппликация «Символы России, города  Кемерово»;

ü               изготовление детьми и родителями книжки — малышки.

Экскурсии и фотоэкскурсии по городу.

Оформление патриотического уголка, где представлены символы России, Кемеровской области.

Оформление фото – выставки «Символы России и родного края».

Беседа «Что мы хотели узнать, что узнали о символах России и города Кемерово».

 

 Выявление усвоенных знаний детьми - анкета для детей и родителей «Что ты знаешь о символах России и города Кемерово?»