Использование игровых компьютерных технологий в познавательно развитии дошкольников

Кирьянова Татьяна Николаевна, воспитатель

МДОУ "Детский сад №103"

г. Саранск


          Пояснительная записка.

          Прогресс не стоит на месте, и вот уже компьютер занимает на детском столе свое почетное место, и Ваш малыш увлеченно сидит час и другой за разными компьютерными играми, так и притягивающими яркими картинками, спецэффектами и лихо завернутыми сюжетами. Ведь компьютерная игра может не только оживить фантазии малыша, но и дать ему возможность самому стать частью этого сказочного мира, управлять им, изменять ход событий. Нравится нам это или нет, но современные цифровые технологии прочно входят в жизнь ребенка уже с самого раннего возраста. Если раньше преимущественным способом получения новых знаний была книга, то теперь наступил век видео- и интерактивного обучения. Нет смысла искусственно ограждать ребенка от мира игр, лучше направить его игровую активность в правильное русло. В многообразии представленных игр постарайтесь найти такие, которые будут не только развлекать, но и обучать ребенка, знакомить его с новыми интересными фактами окружающего мира, тренировать память и внимание, усидчивость и сообразительность. Малыши в большинстве своем воспринимают компьютер как новую, поражающую воображение игрушку, поэтому занятия за ним, не воспринимают, как «урок», и даже самые неусидчивые дети в игровой форме смогут подготовиться к школе при помощи обучающих компьютерных игр.

          Сейчас существует много пособий, специально созданных, чтобы помочь подготовить ребенка к школе, научить его буквам и цифрам, решению логических задач разного уровня сложности. При помощи обучающих компьютерных игр можно освоить и иностранные языки, и основы музыкальной грамоты, изучить принципы смешивания цветов на палитре и научиться рисовать, запомнить расположение материков и стран, и узнать о многообразии форм жизни на Земле.

На сегодня информационные технологии значительно расширяют возможности родителей, педагогов и специалистов в сфере дошкольного обучения. Возможности использования современного компьютера позволяют наиболее полно и успешно реализовать развитие способностей ребенка. В отличие от обычных технических средств обучения компьютер позволяет не только насытить ребенка большим количеством готовых, строго отобранных, соответствующим образом организованных знаний, но и развивать интеллектуальные, творческие способности, и что очень актуально в дошкольном возрасте - умение самостоятельно приобретать новые знания.

          Использование компьютерных игр для развития дошкольников имеет ряд достоинств:

          - появляется интерес к новой технике, пропадает страх перед ней, свойственный в особенности взросли;

          - формируется психологическая готовность к овладению компьютерной грамотностью;

          - позволяют моделировать совершенно новые ситуации, даже в области будущего, в которых реальная жизнь переплетается с воображаемым миром;

          - развиваются внимание и быстрота действий, воспитывается целеустремленность и сосредоточенность;

          - появляется уверенность в своих силах и возможностях, самостоятельность при решении различных задач;

          - ребенок учится планировать и прогнозировать результат своих действий.

          Но есть немало негативных моментов при использовании компьютерных игр:

          - ребенок перестает общаться с друзьями, заниматься спортом и другими полезными для него видами деятельности;

          - развлекательный характер резко снижает интеллектуальную активность детей в игре;

          - переживая в течение дня ту или иную ситуацию, произошедшую в компьютерной игре, ребенок тем самым отодвигает на второй план реальные жизненные события.

         Поэтому не компьютер должен управлять деятельностью ребенка, предлагая ему задания, а, наоборот, ребенку важно использовать компьютер как средство для решения своих собственных задач развития. В первом случае компьютер выступает исключительно как тренажер, а во втором позволяет развиваться деятельности ребенка, обогащая его разными способами действий, обогащая его опыт. Компьютер – обогащающий элемент развивающей предметной среды. Он является средством, которое способствует развитию познавательной активности дошкольников, созданию благоприятного эмоционального фона, социализации личности, благодаря развитию регулятивных способностей (т. е. подчинению правилам) и возможности коммуникативного взаимодействия в игре. Компьютерные игры в современных условиях являются своеобразной формой освоения окружающей действительности. Однако важно отметить, что они должны лишь дополнять, а не замещать самодеятельные игры. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

          Паспорт проекта

          Актуальность проекта: Использование информационно-коммуникационных технологий в учебно-воспитательном процессе в дошкольном образовательном учреждении — это одна из самых новых и актуальных проблем в отечественной дошкольной педагогике. Специфика введения персонального компьютера в процесс воспитания дошкольников в нашей стране состоит в том, что компьютеры сначала используются в семье, далее в детском саду — в условиях коллективного воспитания. Использования компьютера как средства воспитания и развития творческих способностей ребенка, формирования его личности, обогащения интеллектуальной сферы дошкольника позволяют расширить возможности педагога, создает базу для приобщения детей к компьютерным обучающим программам. Соответствующие программы дают огромные возможности для развития мышления детей. Однако изучение опыта работы дошкольных учреждений констатирует, что использующиеся методы и средства в обучении дошкольников в ДОУ реализуют далеко не все возможности заложенные в них. Внедрение эффективных методов и разнообразных форм обучения детей в ДОУ может разрешить это противоречие. Одним из перспективных средств обучения старших дошкольников зрительно-пространственному восприятию, зрительно-моторной координации, умению классифицировать и обобщать, конструировать, проводить простой анализ, является использование информационно-коммуникационных технологий.

          Цель проекта: найти и опробовать новые формы работы с использованием ИКТ, позволяющие повысить эффективность образовательной деятельности педагога ДОУ в аспекте познавательного развития дошкольников.

         Задачи проекта:

- изучить отечественный и зарубежный опыт использования компьютерных игр в развитии дошкольников;

- подобрать, а если необходимо - создать новые компьютерные игры и упражнения на развитие познавательной активности старших дошкольников;

- ознакомить родителей с предстоящей работой над данным проектом;

- апробировать механизмы использования ИКТ на занятиях по познавательному развитию у старших дошкольников; в том числе выяснить возможность использования на занятиях развивающих заданий и дидактических игр и использованием компьютерных технологий в условиях отсутствия в ДОУ индивидуальных компьютеров для каждого ребенка;

- экспериментально проверить эффективность применения компьютерных игр в познавательном развитии старших дошкольников: выяснить, как влияет использование ИКТ на развитие познавательной активности дошкольников, формирование знаний и представлений, уровень развития ребенка;

- пропагандировать использование развивающих компьютерных игр в домашних условиях родителями в соответствии с возрастными и психическими особенностями детей.

          Вид проекта: исследовательский, долгосрочный (1 год)

          Участники проекта: педагог, дети старшей группы, родители.

          Этапы реализации проекта (в течение 2016/2017 учебного года):

          I. Организационно – подготовительный этап (август-сентябрь).

          Задачи этапа:

- изучить литературу по теме проекта;

-подобрать существующие компьютерные игры, а при необходимости, создать новые в соответствии с тематическим планированием занятий по познавательному развитию;

-подобрать диагностический инструментарий в соответствии с развивающими компонентами познавательного развития;

- создать справочник библиографической литературы по теме проекта.

        II. Основной этап( октябрь-апрель).

          Задачи этапа:

-изучить представления родителей об использовании компьютерных игр ориентированных на познавательное развитие ребёнка;

-просветить родителей по вопросам работы над данным проектом;

-провести входящее диагностическое обследование направленное на выявление актуального уровня познавательного развития;

- внедрить на занятиях по познавательному развитию компьютерную

игру, основываясь на задачах занятия;

- экспериментально проверить эффективность применения

компьютерных игр в познавательном развитии старших дошкольников.

          III. Заключительный этап (май-июнь.)

          Задачи этапа:

-провести итоговое диагностическое обследование по выявлению актуального уровня познавательного развития;

-провести сравнительный анализ диагностического обследования на предмет эффективности использования компьютерных игр в познавательном развитии старших дошкольников;

- сделать выводы по теме проекта;

-ознакомить с результатами работы педагогический коллектив ДОУ и родителей.

         

          Компьютерные обучающие программы

1. Серия дисков ―Смешарики‖, 2005-2009 - «Калейдоскоп игр»

2. Серия дисков ―Смешарики‖, 2003-2005 – Энциклопедия «Компьютер ежика»

3. Серия дисков «Компьютер для малышей»- «Учимся пользоваться мыш- кой и клавиатурой», 2008

4. Серия дисков ―Несерьезные уроки‖, ―Новый диск‖

 

         План работы с детьми:

Октябрь: Знакомство с компьютером и его историей.

Ноябрь: Техника безопасности при работе с компьютером

Декабрь:  Знакомство с устройством компьютера, его основными частями.  Компьютерная игра «Компьютер – конструктор».

Январь: Обучение навыкам работы с «мышью».

Февраль: Знакомство с графическим редактором Paint. Компьютерная игра «Раскраска»

Март-апрель: Работа с серией обучающих игр.

Май: Проведение итогового исследования.

 

 

 

 

 

Анкета для родителей

 

«Изучение представлений родителей об использовании компьютерных

игр в познавательном развитии детей старшего дошкольного возраста».

 

       Уважаемые родители!

       Ответьте, пожалуйста, на вопросы предложенной анкеты. Выберите или

несколько представленных вариантов, если варианты не представлены, впишите пожалуйста свой ответ.

 

1. Играет ли ваш ребёнок в компьютерные игры?

-да;

-редко;

-не играет, ввиду отсутствия компьютера;

-не играет, хотя компьютер есть.

 

2. При выборе игр Вы руководствуетесь:

 а) просьбой ребенка;

б) советами друзей;

в) консультацией педагога и психолога;

г) журнальными статьями;

д) телевизионными передачами;

е) другое.

 

3. Считаете ли Вы целесообразным использование компьютерных игр для

познавательного развития?

-да;

-нет;

-затрудняюсь ответить.

 

4.Хотите ли Вы, чтобы компьютерные технологии применялись в

образовательном процессе?

-да;

-нет;

-затрудняюсь ответить.

 

5. В чем Вы видите пользу при использовании компьютерной игры

направленной на познавательное развитие ребёнка?.

-развивается внимание;

-развивается мышление;

-развивается память;

-развивается воображение»

 

-другое.