ТРИЗ-технология при взаимодействии с родителями

Пачевская Любовь Петровна, заведующий

МБДОУ "Коктебельский детский сад "Жемчужинка"

город Феодосия


Взаимодействие с семьёй для полноценного развития ребёнка является одной из основных задач, стоящих перед дошкольным образовательным учреждением. В связи с этим особая роль в деятельности детского сада отводится работе с родителями:

·        созданию единого образовательного пространства для ребёнка в детском саду и в семье;

·        повышению правовой и психологической культуры родителей;

·        выработке согласованных требований к дошкольнику, с учётом его возрастных особенностей, индивидуального темпа развития, и т.д.

 

Не все родители одинаково грамотны в вопросах воспитания своих детей, не смотря на то, что это ребёнок в семье может быть и не первый.

          

ТРИЗ - технология – одна из педагогических технологий, способствующих развитию не только нестандартного мышления, но и помогающая выстроить партнерские отношения с родителями.  Поскольку педагоги и родители занимаются одним общим делом -  воспитанием дошкольников, то они являются коллегами, и сотрудничество их предполагает понимание единых целей и общих задач.

            Взаимодействие с родителями, выстроенное на принципах  ТРИЗ – технологии, инновационное, многоплановое, хорошо внедряется и совмещается с традиционной работой по программе дошкольного учреждения, дополняет её. ТРИЗ позволяет развивать, воспитывать и «приручать» родителей под девизом «Творчество во всём!». Чтобы получить талантливого родителя - помощника, необходимо развивать в нем его творческое мышление, способность нестандартно мыслить, по-особому смотреть на окружающий мир.

            Заостряя внимание родителя в его «якобы особенном» взгляде на сложившуюся непонравившуюся, по его словам всем родителям, ситуацию нужно обязательно его похвалить. Только он смог высказаться, только он смог это заметить, только он не остался равнодушным к данной ситуации. Похвалив родителя, сразу же предлагайте ему высказать его видение выхода из этой ситуации. «Творчество во всём!» Очень хорошо помогает предложение все его идеи предоставить в письменном виде. Путь подумает, пообщается со всеми неравнодушными родителями и напишет, как лучше изменить ситуацию. И напоследок было бы уместно присоединиться к его словам: «Мы тоже хотим, чтобы детям в детском саду было хорошо! Мы Вас поддерживаем и обязательно прислушаемся к Вашим советам и предложениям.» На такой ноте окончания разговора родитель, как правило, уходит, забыв о своем начальном возмущении.

 

 

ТРИЗ – педагогика одна из самых молодых и популярных инновационных педагогических систем. Она основана на ТРИЗ (теория решения изобретательных задач) и ТРТЛ (теория развития творческой личности), созданной Российским ученым Генрихом Альтшуллером. Ее известное современное название «прикладная диалектика». Диалектика — это форма и способ рефлексивного теоретического мышления, с помощью которого исследуются противоречия, выявляющиеся в мыслимом содержании самого мышления, это метод аргументации в философии.

Целью ТРИЗ является не просто развитие фантазии, а развитие умения  мыслить системно, с пониманием происходящих процессов. Девиз тризовцев – «Можно говорить все!»

Как же правильно ввести элементы ТРИЗ в общение с родителями? Работу необходимо выстраивать поэтапно.

Задачи первого этапа. Развить системное мышление, учить находить и разрешать противоречия в объектах и явлениях повседневной жизни, развивать умение видеть окружающий мир во взаимосвязи всех его компонентов.

Системное мышление, то есть умение осуществлять в комплексе следующие мыслительные операции:

·                   выбирать объект и определять его функцию;

·                   определять линию развития и объекта, и его функции;

·                   выявлять составные части объекта;

·                   определять основания для построения классификационной структуры, в которой существует объект;

·                   осуществлять сравнение данного объекта с другими объектами по различным признакам.

Итоговым результатом на первом этапе станет умение родителя рассматривать работу педагогов в системе взаимодействия с семьей, социумом, во взаимосвязи с любым объектом или предметом материального мира. Прекрасно описывается результат автором стихотворения «Что-то»  М.С. Гафитулиным из города Жуковского:

 

Если мы рассмотрим что-то...

Это что-то из чего-то...

Это что-то для чего-то...

Это что-то часть чего-то...

Чем-то было это что-то...

Что-то будет с этим что-то...

Что-то ты сейчас возьми,

и скорее рассмотри!

 

Разберем на примере наших взаимоотношений с родителями.

Если мы рассмотрим что-то... Рассмотрим процесс воспитания культурно-гигиенических навыков в детском саду.

Это что-то из чего-то... Культурно-гигиенические навыки - это целый ряд навыков: умение мыть руки, самостоятельно одеваться, правильно и аккуратно принимать пищу и д.р.

Это что-то для чего-то... В процессе одевания мы застегиваем пуговицы и для развития мелкой моторики в том числе. Вымыв руку мы, в том числе проводим профилактику кишечной инфекции.

Это что-то часть чего-то... Воспитание культурно-гигиенических навыков  - это один из разделов образовательной программы дошкольного учреждения.

Чем-то было это что-то... Не умея правильно и аккуратно мыть руки, ребёнок просто подставляет ладошки в струю воды, играя, разбрызгивает её. Нет навыка, но есть игра.

Что-то будет с этим что-то... Культурно-гигиенические навыки совпадают с такой линией психического развития, как развитие воли. Для того чтобы сделать всё в правильной последовательности, завершить начатое действие, получить качественный результат, необходимо приложить волевые усилия.

Что-то ты сейчас возьми, и скорее рассмотри! Это призыв к родителям: по предложенной схеме разобрать любой процесс в детском саду: утренник, завтрак, прогулку и д.р.

Обратите внимание: это самая короткая, эффективная консультация о воспитании культурно - гигиенических навыков в доступной форме! Стихотворение всего из 8 строчек!

Главная задача на втором этапе: Научить наших родителей изобретать предметы или процессы с новыми свойствами и качествами: игрушки из бросового материала, макеты местных достопримечательностей, сказки из камней, новые закаливающие процедуры и т.д.

А теперь переходим к последнему самому важному этапу: обучаем родителей находить выход из любой сложной, возмущающей до глубины души ситуации.

Основная цель: найти несколько вариантов выхода из данной ситуации. Только в том случае, когда есть выбор, родитель понимает, что всё нет страшно, как он это себе представил. На этом этапе можно использовать фразу: «Если мы не можем изменить ситуацию, мы можем изменить свое отношение к ней.» Все наши страхи, возмущения – это наша реакция на сложившуюся ситуацию, и не более. Это мы считаем, что это из рамок вон выходящий момент.

Рассмотрим ситуацию, когда дети дерутся. В дошкольном возрасте такое случается часто. Как и что объяснять родителям? Нам поможет ТРИЗ – технология. Самый важный шаг: выслушать отдельно каждого ребёнка, потом выслушать их в присутствии друг друга. Разговор с родителями лучше всего выстраивать отдельно с каждой стороной.

Родитель того, кого ударили. Ему сразу при встрече говорим: «Не ругайте Вашего ребёнка, он не виноват!» Да, именно эта фраза сбивает с толку того, кто настроен с Вами выяснять отношения. Это момент мгновенного присоединения к родителю обиженного ребёнка. Ни у кого не возникает даже мысли о том, что ребёнка ударили, и он при этом может быть виноват. Тот, кого ударили, всегда страдалец! Услышав то, в чем родитель итак был уверен, он вынужден с Вами согласиться. Это то, что нам нужно – быть в спорной ситуации на одной стороне с родителем. Хорошо владея информацией о драке (причины, участники, время, место и др.), Вы имеете все шансы сделать из родителя «сообщника». Чем больше слов выскажет обиженный и его родитель, тем легче будет уладить ситуацию внутри учреждения. Уточните, нуждаются ли они в вашей помощи. Позвоните вечером домой, поинтересуйтесь самочувствием ребёнка, настроением членов семьи, пожелайте им приятного вечера, хорошего сна и т.д. Утром желательно встретиться, уточнить, как прошла ночь. Ваше участие поможет предотвратить лишние переживания в семье.

Родитель того, кто ударил. И опять фраза: «Не ругайте ребёнка, ему нужна помощь!» Вряд ли Вы когда-либо такое слышали! Да, тот, кто дерется, действительно, нуждается в помощи. Основная причина агрессии - насилие над самим ребенком. Те, кто испытал на себе насилие и агрессию, становятся агрессивными по отношению к другим. Вот поэтому и советуем не ругать ребёнка, не усугублять ситуацию. Может помочь слово самого ребёнка, позвольте ему высказаться при родителе, предложите ему сделать рисунок. Будет прекрасно, если у Вас останутся все переживания ребёнка, все его негодования. Узнайте, нужна ли обидчику или родителю Ваша помощь. Уточните, можно ли им вечером позвонить. Ваше особое внимание утром поможет создать у ребёнка одновременно два чувства: 1)он Вам не безразличен и 2)он под Вашим контролем. Найдите, за что драчуна можно похвалить. Часто именно одобрения, похвалы и понимания, что ты еще кому-то нужен, помогают стимулировать ребёнка быть хорошим, поступать справедливо.

Обоим родителям предлагаем высказаться, как поступить в отношении своего и другого ребёнка. И сразу же задаете второй вопрос: «А что еще Вы предложите?» Потом задайте третий вопрос: «А предложите то, чего никогда не было». Чем больше будет предложений, тем лучше – это и есть выход из сложившейся ситуации! Девиз ТРИЗ: «Можно говорить всё! Творчество во всём!»

Нужно давать родителям возможность, где только можно придумывать, как и что сделать, так как еще не было, постоянно поддерживать стремление к новизне. Можно специально учить этому ребёнка и учиться родителю самому на каждом шагу так, как этого еще не было. В том числе и придумывать наказания такие необычные, которых никогда не было.

Если мы ставим себе цель развивать родителей до нужного нам уровня взаимопонимания, то мы должны учитывать, что у каждого из них свои интересы, свои склонности, странности и способности, у каждого свой уровень развития и воспитанности.

ТРИЗ – технология и родителям, и дошкольникам:

·           дает свободу слова и свободу проявления личности

·           учит рассуждать, доказывать, отстаивать свою точку зрения

·           способствует развитию аналитических способностей

·           культивирует стремление познавать и получать новую информацию

·           учит находить выход из сложных ситуаций

 

Родитель – дошкольник уникален,  ибо как сформируется в целом его ребёнок, такова будет  и его родительская жизнь в будущем (когда ребёнок станет школьником, студентом, родителем своих детей и т.д.), именно поэтому важно не упустить этот период взаимодействия для раскрытия творческого потенциала каждого родителя!

 ТРИЗ - технология  позволяет воспитывать и обучать родителя и его ребёнка  под девизом «Творчество во всём!» Хочется обратиться ко  всем родителям: «Найдите время и проведите его с ребенком, используйте игры ТРИЗ технологии!»

Список литературы:

 

1.    Альтшуллер, Генрих Саулович Найти идею. Введение в ТРИЗ - теорию решения изобретательских задач / Альтшуллер Генрих Саулович. - М.: Альпина Паблишер, 2015.

2.    Антипина Г.А. Новые формы работы с родителями в современном ДОУ//Воспитатель ДОУ. - 2011. - №12. - С. 88-94

3.    Гин А.А.  Задачки сказки от кота Потряскина М.: Вита-Прес, 2002 г

4.    Гин С.И. Занятия по ТРИЗ в детском саду 4-е изд. — Минск: ИВЦ Минфина 2010 г.

5.    Горев, П.М. Научное творчество. Практическое руководство по развитию креативного мышления. Методы и приемы ТРИЗ / П.М. Горев. - М.: Либроком, 2014.

6.    Доронова, Т.Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями. Пособие для работников дошкольных образовательных учреждений / Т.Н. Доронова. - М.: Просвещение, 2012.

7.    Кукалев С.В. Правила творческого мышления или тайные пружины ТРИЗ. Учебное пособие ФОРУМ: инфра-м , 2014

8.    Лобанок Т.С. Нетрадиционные формы взаимодействия дошкольного учреждения с семьей. - М.: "Белый Ветер", 2011.

9.    Орлов, М.А. Азбука ТРИЗ. Основы изобретательного мышления / М.А. Орлов, М. Нетрудная ТРИЗ. Универсальный практический курс / М. Орлов. - М.: Солон-Пресс, 2011.

10.              Орлов. - М.: Солон-Пресс, 2016.

11.              Работа дошкольного образовательного учреждения с семьей / Авт. - сост. И.А. Дядюнова. - М.: АПК и ПРО, 2012.

 

12.              Честнова, Н. Ю. Новая настольная книга заведующего детским садом / Н.Ю. Честнова. - М.: Феникс, 2006