Театрализованная литературно-музыкальная композиция "Российскому казачеству посвящается…"

Санжарова Валентина Николаевна, инструктор по физической культуре

Рыковская Лилия Викторовна, воспитатель

МБДОУ №1 "Аленушка"

г. Константиновск, Ростовская обл.


Цель: приобщение детей к культурным богатствам русского народа, патриотическое и нравственное воспитание на примере героических страниц русской истории.

 

Задачи:

– познакомить с историей русского народа, его искусством, традициями, обычаями;

– формировать нравственно-патриотические качества и духовность младших школьников;

– способствовать решению задач творческого развития личности;

– мотивировать подлинный интерес к культуре и искусству российского казачества;

– помочь глубже осознать связь песни, танца с народным бытом;

– вызвать необходимый настрой чувств для проявления исполнительского мастерства.

 

Звучит фонограмма припева казачьей народной песни “Ай, донцы-молодцы”. Строевым шагом входят дети, маршируют.

Мизансцена “Казаки на привале” (дети изображают неподвижные образы русского казачества в действии).

Казачка.

Кто сказал, что прошло наше время?!

С чьей нелегкой, недоброй руки

Превратился в туземное племя

Православный народ – казаки?!

 

Казачка.

Кровью предков пропитаны степи

От Балкан до Курильской гряды.

Тот, кто новую летопись лепит,

Пусть в глаза не пускает нам дым.

 

Казачка.

Нашу память не раз полоскали

В мутной проруби Леты-реки.

Но из пепла державных развалин

Возрождался народ – казаки.

 

Хором. Российскому казачеству посвящается…

Казачья народная песня “Ай, донцы-молодцы”.

 

Дети становятся полукругом.

 

Казак. Чего раскричались, расшумелись? Почему всех на круг созвали?

Казак. Так праздник у нас, воинской славы и братства!

Казак. Надо всем рассказать: за что и почему уважают и гордятся Донским казачеством – самым старинным и заслуженным войском России.

Несколько детей садятся вокруг воображаемого костра.

Казак. Жили казаки самоуправляющейся общиной.

Казачка. На Дону существовал круг – народное собрание всего войска.

Казак. На этих общественных сходбищах, происходивших на открытой площади, казаки становились в круг.

 

Казачка.

Всколыхнулся, взволновался

Православный Тихий Дон

И послушно отозвался

На призыв свободы он.

 

Казачка.

Зеленеет степь родная,

Золотятся волны нив,

И с простора долетая,

Вольный слышится призыв!

 

Казачка.

Дон детей своих сзывает

В круг державный, войсковой

Атамана выбирает

Всенародною душой!

 

Казак. На кругу выбирали атамана, которому подчинялись беспрекословно.

На передний план выходит атаман.

Хором. Куда атаман глазом кинет – туда мы кинем головы.

Песня “Казачата” муз. И.Хрисаниди, сл. В.Будакова.

 

Мизансцена “Казачий Совет”.

Казак. Лет с трех-пяти казачок приучался к верховой езде. Стрелять учили с семи лет, рубить шашкой с десяти.

Казак. Рукопашному бою учили тоже с трех лет. Жизнь маленького казачонка была заполнены трудом и обучением, даже в играх казачата обучались военному искусству.

Казак. С 5–7 лет казачат отцы забирали на службу или войну, приговаривая: “Терпи казак – атаманом будешь”. А поговорка “Жизнь собачья, да слава казачья” – говорит о тяжелой участи рядового казака, всю жизнь проводившего в трудных походах, о том, как нелегко доставалась ему казачья слава. А служили они 20 лет.

Казак. Казаки, прежде всего, были воинами. Поэтому в сыновьях они воспитывали смелость, ловкость, находчивость, смекалку.

Передача казачьей шашки по кругу, символизирующая переход прав в казачьем роду от старого поколения молодому.

Казак. Казаком быть – не розиня рот ходить.

Казак. И шашка остра, а дух – сильнее.

Казак. Шашка – символ всей полноты прав у казака. Вручалась в 17 лет стариками.

Казак. Шашка хранилась на видном месте, передавалась от деда к внуку. Потеря шашки большой позор.

Казак. Голосовали шашками. Решением круга казака могли наказать лишением шашки, следующее наказание – исключение из казачества.

Хором. Казачьему роду – нет переводу.

Дети перестраиваются друг за другом, символизируя казачью дружину.

Казак. Одна серьга в ухе казака служила знаком, что он один сын в семье, таких берегли в бою.

Казак. Сам погибай, а товарища выручай.

Казак. У казаков были малые потери в боях, поскольку воевали они рядом со своими станичниками, оберегая друг друга, и позволят скорее ранить себя, чем своего товарища.

Казак. Казак скорей умрет, чем с родной земли уйдет!

Казак. И один в поле воин, если он по-казачьи скроен!

Казак. Казачья смелость порушит любую крепость!

Казак. Казак с конем и ночью и днем.

Казак. Веселы привалы, где казаки запевалы!

Казак. Казачьи песни слушать, что мед ложкой кушать!

Инсценировка русской народной песни “Посею лебеду…”

Казак. Атаман зовет!

Казак. Всем на круг!

Казак.

Погоны желтые, шашки острые,

Пики длинные, кони борзые,

Полем едут с песнями

Искать царю чести, а себе славы?

Мизансцена “Казаки” (неподвижные образы).

Казачка.

Мы помним времена, когда на поле славы

Был страшен грозный лик метущихся донцов,

Когда под шум знамен ходили наши лавы

Вспахать ненужный холм запущенных дворцов.

Казачка.

Мы берегли, как перл, одну свою свободу,

Как коршуны бросались на врагов,

Посмевших замутить донскую нашу воду,

Топтать камыш родимых берегов.

Казак. Казачество – особое военное сословие в царской России – имеет вековую историю.

Казак. Слово “казак” – “вольный человек” появилось в 15 веке. Для несения сторожевой службы в степь высылались конные, вооруженные отряды-станицы.

Казак. Казаки жили в укрепленных городах по берегам Дона, Волги и Днепра. В 16 веке резко увеличился приток русского населения на Дон. Они объединились во Всевеликое войско Донское.

Казак. Крупнейшие российские бунтари: Разин, Болотников, Пугачев были донскими казаками, а Ермак, Дежнев, Платонов, Шолохов – принесли России славу иного толка.

Казак. Колоритный народ казаки, кого хочешь за пояс заткнут!

Казак. Три подвига казака – охрана рубежей, землепроходство и освоение новых земель, участие войнах, которое вело российское государство – вечной признательностью должны жить в сердце каждого русского человека.

Казак. Казаки участвовали во всех войнах, которые вела Россия, начиная с 18 века, а войско Донское – не войско без знамени и тогда казаки стали добывать его славными победами над врагами.

Казак. Только в эпоху Петра І казаки получили 30 знамен. Принимали участие в походах Суворова.

Казак. Самой яркой страницей военной истории казачества стала отечественная война 1812 года с Наполеоном. “Для того казак родился, чтоб царю на службе пригодится”. Далеко не случайно, Наполеон сказал: “Дайте мне одних казаков, и я пройду с ними всю Европу”.

Казак. В 1877 году казачьи полки приняли участие в войне с Турцией, за освобождение Болгарии от османского ига, в Первой мировой войне, воевали на Кавказе.

Казак. За подвиги в Великой Отечественной войне казачьи корпуса и дивизии получили звание гвардейских. Вместе с другими победоносными полками Красной Армии прошли по площади во время Парада 1945 года

 

Песня “Казаки в Берлине” муз. Дм. и Д. Покрасс, сл. Ц.Солодаря.

 

Казачка.

Мы с веселой песней дружим

По казачьи говорим,

Хорошо живем не тужим,

Со сметаной хлеб едим.

 

Казачка.

Эх! Донское государство!

Возле Дона куреня!

До чего же ты красива

Дорогая сторона!!!

Стилизованный танец “Казачья кадриль”.

 

Казачка.

Гордый, смелый народ, непокорный.

Плоть от плоти – российский народ.

В глубь столетий ушли наши корни.

Родословное древо живет!

 

Казак.

Мы – не богом забытое племя,

Наша память вулканом ревет.

Шашки – вон, казаки! Ногу – в стремя!

Только – лавой! И только – вперед!

Под торжественную музыку гимна союза казаков вносится флаг Российского Казачества. Дети читают казачьи заповеди.

•        Служи верно своему народу.

•        Держи слово. Слово казака дорого.

•        Чти старших. Уважай старость.

•        Держись веры предков, поступай по обычаям своего народа.

•        Будь трудолюбив, не бездействуй.

•        Береги семью свою и служи ей примером.

Хором. Честь и достоинство казака неси выше своей головы. (Из присяги казака на верность Отчизне и родному очагу.)

 

В исполнении детей звучит Гимн союза казаков слова и музыка В.Ф.Садовского.