Долгосрочный проект "Растить патриотов с детства"

Ильинова Ж.В., воспитатель

ДОУ №22 "Золотая рыбка"

Московская область, город Дубна

 


Вид проекта: познавательный.

По продолжительности: долгосрочный.

Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста, педагоги, родители воспитанников и социальные партнёры.

 

Актуальность.

Патриотическое воспитание ребёнка – это основа формирования будущего гражданина. Задача воспитания патриотизма в настоящее время очень сложна. Чтобы достигнуть определённого результата, необходимо находить нетрадиционные методы воздействия на ребёнка, на его эмоциональную и нравственную сферы. Причём такие методы, которые не казались бы ребёнку скучными, чрезмерно назидательными, а естественно и гармонично наполняли его мировоззрение нравственным содержанием, раскрывали бы новые, ранее неизвестные или непонятные ребёнку стороны окружающей действительности.

Патриотическое чувство не возникает само по себе. Это результат длительного целенаправленного воспитательного воздействия на человека,  начиная с самого раннего возраста. Известны педагогические принципы – любовь к Родине начинается с отношения к самым близким людям – отцу,  матери, дедушке, бабушке,  с любви к своему дому, улице, на которой ребёнок живёт, детскому саду, школе, городу.

Большую работу по воспитанию у детей патриотических чувств необходимо вести в дошкольном учреждении.

Опыт подсказывает, что уже в дошкольном возрасте ребёнок может и должен знать, в какой стране он живёт, чем она отличается от других стран, что наше Отечество укреплялось и развивалось в борьбе с врагами, что лучшие люди отдали свои жизни во имя его безоблачного детства. Необходимо осуществлять работу по воспитанию у детей любви к родному городу и его людям. Как можно больше рассказывать детям о Москве – столице нашей Родины, городе, где они живут. Воспитывать чувство гордости за свой город. Приучать детей бережно относиться к тому, что создано бабушками, дедушками, мамами и папами, к их труду, ко всему, что их окружает, поддерживать чистоту и порядок в общественных местах, участвовать в создании красоты и порядка в своём дворе, подъезде, на улице, в парке.

Я использую разнообразные формы воспитания у детей патриотических чувств. Это беседы  о Родине,  о родном городе, о природе,  о хороших людях, чтение  художественной литературы на патриотические темы, соответствующий подбор песен и стихов для разучивания, просмотр кинофильмов, телевизионных передач для детей, целенаправленные игры и, конечно, свой личный пример и родителей. На детей сильное впечатление производят рассказы о героях  Великой  Отечественной войны и труда.

Одной из задач патриотического воспитания дошкольников является формирование у них активного положительного отношения к славным защитникам нашей Родины – к воинам Российской армии.  Героизм, мужество, стойкость, готовность совершать подвиги во имя Родины – эти черты российского воина понятны старшим дошкольникам, вызывают у них желание подражать воинам, быть такими же мужественными и смелыми.

Я стараюсь  передавать детям  свои знания  в доступной и эмоциональной форме. Для достижения определённых результатов  в патриотическом  воспитании, я так же вовлекаю своих воспитанников  в художественно – речевую, изобразительную, театральную и музыкальную деятельность.

Внимательное наблюдение за детьми, изучение их возрастных особенностей, интересов позволяет мне сделать вывод, что уже в старшем дошкольном возрасте ребенок обладает большим количеством знаний, а его интересы связаны часто не только с настоящим, но и с будущим. В разговорах детей, их вопросах можно услышать суждения о добре и зле, о несправедливости. Всё это говорит о том, что воспитание патриотических чувств можно и нужно начинать с дошкольного возраста.

1. Дети, начиная с дошкольного возраста, страдают дефицитом знаний о родном городе, стране, армии.

2. Равнодушное отношение к близким людям, товарищам по группе, недостаток сочувствия и сострадания к чужому горю.

Все это побудило меня обратить внимание на изучение основ нравственно-патриотического воспитания; именно поэтому я взяла тему по самообразованию «Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста».

Проблема: Недостаточное использование на современном этапе патриотического воспитания детей дошкольного возраста.

Таким образом, целью проекта является: Формирование основ патриотического воспитания, привитие любви к Отечеству, своему народу, к своей малой Родине через организацию познавательной и игровой деятельности детей.

Задачи проекта:

1. Изучить методическую литературу по теме «Организация патриотического воспитания у детей дошкольного возраста».

2. Изготовить дидактические игры, направленные на формирование у детей знаний о государственной символике.

3. Создать банк мероприятий направленных на патриотическое воспитание детей дошкольного возраста.

 

Этапы реализации проекта

Проект реализуется в три основных этапа:

I этап – подготовительный. На данном этапе осуществляются мероприятия, необходимые для реализации самого проекта:

1. Подбор и изучение методической литературы по теме: «Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста».

2. Приобретение необходимого материала для изготовления наглядных пособий и дидактических игр.

II этап – основной. На основном этапе происходит реализация запланированных мероприятий. Работа по реализации проекта будет осуществляться по двум направлениям:

1. Организация деятельности с родителями и социальными партнёрами.

2. Организация деятельности с детьми

III этап – заключительный. На заключительном этапе будет осуществлена оценка проделанной работы в период реализации проекта.

Формы работы:

- НОД;

- наблюдения, экскурсии, посещение музеев, рассматривание и составление альбомов;

- беседы, чтение художественной литературы, составление рассказов;

- рисование, аппликацию, изготовление макетов;

- дидактические и сюжетно – ролевые игры;

- совместно с родителями организую праздники, досуги, субботники.

Данные методы и приёмы позволяют расширить и укрепить представления детей, вызвать эмоциональный отклик у дошкольников. Одним словом, реализовать поставленные задачи.

 

 

Задачи нравственно – патриотического воспитания:

- воспитание любви, привязанности к своей семье, детскому саду, улице, стране, городу;

- воспитание уважения к труду;

- расширение представлений о городах России, о разнообразии её животного и растительного мира, климата и природных богатств, народах нашей страны и их обычаях;

- знакомство с символами государства, города  (герб, флаг, гимн);

- развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;

- формирование толерантности, чувства уважения к другим народам и их традициям.

Ожидаемые результаты:

В результате реализации проекта будут получены следующие результаты:

1. Повысится уровень теоретических знаний по теме «Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста».

2. Увеличится разнообразие методов и приемов, которые направлены на расширение у детей знаний о родном городе, стране и ее символике.

3. Расширится предметно-развивающая среда и методическое обеспечение по патриотическому воспитанию.

4. Расширятся знания детей дошкольного возраста о родном городе, стране и ее символике

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Планирование НОД по нравственно – патриотическому воспитанию в старшем дошкольном возрасте.

 

Цель: формирование основ патриотического воспитания, привитие любви к Отечеству, своему народу, семье, к своей малой Родине.

 

«Мой город».

Задачи: расширять знания детей о родном городе, его достопримечательностях, символике; развивать интерес к истории города; воспитывать чувство любви и привязанности к родному городу, чувство преданности и ответственности за будущее родного города.

 

 

Месяц

 

 

Тема НОД

 

 

Совместная образовательная деятельность с родителями воспитанников и социальными партнёрами

Сентябрь

Октябрь

1. «История возникновения города Дубна».

2. «Город Дубна и его символика».

3. «Дубна славится трудом людей».

4. «Улицы Дубны».

5. Рисование «Дорога в детский сад»,

«Дома на моей улице», «Карта – схема левобережья».

6. Макет «Наш город».

1. Оформление фотоальбома «Дубна».

2. Прогулки с родителями по улицам города.

3. Знакомство с достопримечательностями города Дубна.

 

 

 

 

«Мы живем в России»

Задачи: прививать детям любовь к Родине, восхищаться её красотой; вызвать чувство гордости за свою страну; стремиться сделать свою родину богаче и краше; познакомить с символикой России (герб, флаг, гимн)

Ноябрь

1. «Москва – столица нашей Родины».

2. «Краса России».

3. «Путешествие по карте России».

4. «Страны Мира».

5. Рисование «Русская берёзка».

6. Аппликация «Российский флаг»

(мазайка).

7. Декоративное рисование «Русский костюм».

1. Экскурсия в ДК «Октябрь». Выставка творческих работ «Россия Родина моя».

2. Коллекционирование магнитов и сувениров разных стран и городов России.

3. Викторина «Умники и умницы».

4. Создание альбома "

 

 

«Главный город России»

Задачи: прививать  детям любовь к Родине; развивать интерес к истории возникновения  Москвы; познакомить с выдающимися личностями в период становления российского государства.

 

Декабрь

1. «История возникновения Москвы».

2. «История России – царь Пётр I».

3. «День народного единства».

4. «Древний Кремль».

5. Рисование «Кремль»

 

 

 

1. Прогулка по Москве с родителями «Москва и её достопримечательности».

Презентация, фото, рассказы об увиденном.

2. Изготовление макета «Древний город».

3. Викторина «Знатоки Москвы».

 

 

 

«Они сражались за Родину»

Задачи: познакомить с событиями и подвигами героев разных исторических событий периодов становления Российского государства;  вызвать желание быть похожими на них; воспитывать чувство гордости за свою страну.

 

 

Январь

1. «Кутузов М.И. – защитник Отечества».

2. «Бородинское сражение».

3. «Александр Невский – великий полководец».

3. «Суворов Александр Васильевич».

4. Лепка «Войско Александра Невского».

1. Экскурсия в городскую библиотеку. Выставка художественной литературы.

2. Экскурсия «Панорама Бородинского сражения» с родителями.

3. Спортивный праздник на стадионе «Волна» с элементами фольклора «И встали силы русские…»

 

 

«Защитники Отечества»

Задачи: продолжать воспитывать у детей патриотические чувства к Родине; воспитывать уважение к воинам-защитникам Отечества; формировать интерес к разным родам войск; дать знания о Российской Армии; вызвать желание быть сильными и смелыми, как настоящие воины.

 

 

 

Февраль

1. «Российская Армия».

2. «Будем в Армии служить».

3. «Защитникам Родины славу поём».

4. Конструирование «Военная техника».

5. Рисование «Пограничник».

6. Лепка «Пограничник с собакой».

7. Изготовление подарков для пап и дедушек.

1. Рассказы пап о службе в армии. Создание фотостенда с фотографиями пап и дедушек воспитанников.

2. Экскурсия к памятному знаку воинам-интернационалистам Ротонда.

3. Спортивный праздник в гимназии №3 «Есть ещё богатыри на земле русской».

 

«Моя семья»

Задачи: воспитывать в детях такие нравственные качества, как любовь к близким людям, стремление заботиться о них; вызвать интерес к семейным традициям, реликвиям, родословной.

 

Март

1. «Моя дружная семья».

2. «Старшие члены семьи».

3. «Семья и традиции».

4. «Моя семья – моё богатство».

5. Рисование «Моя семья», «Портрет мамы (папы)».

6. Подарки для мам и бабушек к празднику.

1. Создание альбома «Я и моя семья».

2. Конкурс «Фирменное блюдо семьи», «Книга о моей семье».

3. Досуг «Посиделки у самовара».

4. Дворец спорта «Радуга». Спортивный праздник «Папа, мама, я – спортивная семья».

5. Анкетирование.

 

 

 

«Путешествие в космические дали»

Задачи: продолжать прививать детям любовь к Родине; воспитывать чувство гордости за родную страну, которая стала первой в освоении космоса; обогащать и расширять представления и знания детей о науке, о космосе.

Апрель

1. «День космонавтики».

2. «Первый в космосе».

3. «Покорение космоса».

4. «Дорога к звёздам».

5. Рисование «Ракета в звёздном небе».

6. Лепка «Ракета» (на плоскости).

1. Экскурсия к мемориальной доске авиаконструктора А.Я. Березняка.

2. Экскурсия на площадь «Космонавтики».

3. Экскурсия с родителями в планетарий. Рассказы , фото детей об увиденном.

 

«Славься, Отечество!»

Задачи: продолжать воспитывать у детей патриотические чувства: гордости и уважения к Родине, её защитникам; обогащать духовный мир детей через обращение к героическому прошлому нашей страны.

Май

1. «И врагу никогда не добиться, чтоб склонилась твоя голова».

2. «Победа деда – моя победа».

3. «Блокадный Ленинград».

4. «Битва за Москву».

5. Рисование «Салют на Красной площади».

6. Изготовление подарков для ветеранов.

1. Экскурсия в «Музей боевой славы».

2. Встреча с фронтовиками и тружениками тыла.

3. Экскурсия к памятнику легендарного штурмовика ИЛ-2, к памятнику погибшим во время ВОВ.

4. Концерт для ветеранов «Благодарим солдаты, Вас!»