Конспект НОД по развитию речи в средней группе

"23 февраля - День защитника Отечества"

Полыгалова Екатерина Игоревна, воспитатель

МАДОУ "Детский сад №22"

город Пермь


Тема:«23 февраля — День защитника Отечества»

Цель: формирование представлений детей об армии; развитие разговорной речи.

Задачи:

Образовательные задачи:

- продолжать формировать представления детей о родах войск,

об особенностях военной службы;

Развивающие задачи:

- развивать внимание, память, логическое мышление;

- стимулировать речевую активность детей, моторику рук;

- расширять и активизировать словарь детей по теме;

- закреплять навыки коллективной работы.

Воспитательные задачи:

- воспитывать уважение к воинам Российской Армии, чувство патриотизма, желание в будущем стать защитниками Отечества.

Используемый материал:

·                   аудиозапись военного марша;

·                   картинки с изображением различных родов войск;

·                   иллюстрации, показывающие будни армии - тренировки солдат на полосе препятствий, на полигоне и т.д.;

·                   изображения военной техники (танки, самолеты, пушки, корабль).

Словарная работа:

введение в активный словарь новых понятий и слов: защитник, служба, Отечество, армия, граница, летчик, моряк, артиллерист, пехотинец, военная техника.

Предварительная работа;беседа об армии, солдатах, разучивание стихов и песен об армии, рассматривание иллюстраций об армии.

Виды детской деятельности:

коммуникативная,  познавательно – исследовательская, музыкально- художественная, двигательная.

Ход НОД

1.Организационный момент

Звучит марш. В военной форме выходит воспитатель. Дети самостоятельно рассматривают иллюстрации на тему Армия; фотографии и картинки воинов. Подходят к воспитателю.

2.Введение в тему

Воспитатель:

Ребята, сегодня я нарядилась в военную форму неспроста, я готовлюсь к важному празднику. Очень скоро вся страна будет его отмечать, знаете какой? (ответы детей) Верно, этот праздник -  День Защитника Отечества!

Как вы думаете, кто такие Защитники Отечества? (ответы детей).

Верно! Защитники Отечества – это воины, солдаты, которые защищают свою Родину, свой народ от врагов из других стран. Солдаты объединяются командирами в Армию.Чтобы стать солдатом и попасть в армию, нужно быть сильным, смелым и умным. Наша армия не раз защищала свой народ от нападений. Армия состоит из разных родов войск. Каждый мальчик, когда станет взрослым, станет воином, солдатом. Они смелые, храбрые. Посмотрите эти картинки (выставляются иллюстрации, с изображением различные рода войск.) Кто здесь изображён? (ответы). Правильно, это все воины, солдаты разных родов войск. Воины умеют стрелять. Они прыгают с парашютом. Они летают на самолетах, плавают на военных кораблях.

Ребята, давайте и мы попробуем стать защитниками?(ответы детей)

Чтобы стать солдатом и попасть в армию, нужно быть сильным, смелым и умным. Готовы проверить свои знания?

Дети рассаживаются на стульчики.

3. Основная часть.

Настоящий солдат хорошо различает военные профессии. Кого мы видим на картинках?(ответы детей)

Воспитатель:

- Верно, это танкисты, моряки, артиллеристы, летчики, пограничники.

Воспитатель:

Ребята, посмотрите, что же ещё у нас изображено на картинках?(ответы детей)

По ходу беседы дети рассматривают фотографии с изображением разных родов войск, военного парада, военной техники. Дети развернуто отвечают на вопросы, дополняют друг друга.

Вы правильно всех назвали — это различные рода войск. Сухопутные, военно-воздушные силы и военно-морские силы.

- Как вы думаете, зачем нужно несколько родов войск? (ответы).

(Примерный ответ)

Если в армии есть различные рода войск — такая армия сильная: она может

защитить свою страну и на море, и на суше, и в воздухе.

Верно! Следующий вопрос к вам.

Настоящий солдат хорошо разбирается в военной технике. А вы ребята сможете рассказать о военной технике?

Как называется техника? Кто ею управляет?

Примерные ответы:

- Это танк, его водит танкист.

- Этосамолет. В самолете летает летчик.

- Этопушка. Из пушки стреляет артиллерист.

- Этокорабль. Кораблем управляет капитан.

Воспитатель:

Настоящий солдат должен быть умным и смекалистым. Отгадайте загадки про военную технику:

Летит птица – небылица (самолет).

Ползет черепаха, стальная рубаха (танк).

На суше он, гигант, родился, а на волнах морских сгодился (корабль).

Воспитатель:

Защитники Отечества обязательно занимаются физкультурой и делают зарядку чтобы быть здоровыми и сильными. И мы с вами тоже сейчас сделаем зарядку.

Физкультминутка:

Шар земной (показ руками)

Мы обойдем (маршируем)

Много там друзей найдем (руки в замок).

Поплывем по океану (плывет лодочка из двух рук)

Мы с отважным капитаном (штурвал).

Мы объездим целый свет (велосипед руками).

Но пока это секрет (пальчик у губ).

Воспитатель:

Настоящий солдат всегда очень внимательный.

Сейчас я буду называть слова, а ваша задача найти лишнее и назвать его.

Проводится игра «Третий лишний»

Дети находят лишнее слово, поднимают руку и называют его, объясняя свой выбор («Футболист лишний, потому что он – спортсмен, а лётчик и танкист военные»)

Летчик, танкист, футболист.

Самолет, танк, парашютист.

Автомат, пистолет, танкист

Капитан, артиллерист, корабль.

Воспитатель:

Дидактическая игра «Узнай род войска».

А теперь представим, что вы – солдаты разведки, а я – вражеский шпион. Ваша задача -  выведать у меня род войск, в котором я служу. Сейчас вы будете задавать мне вопросы о нём, но это могут быть только вопросы, на которые нужно отвечать «да» или «нет». Например: этот род войск защищает нас с воздуха?

На столе изображения солдат различных родов войск. Воспитатель загадывает одного из них. Дети задают вопросы воспитателю, пытаясь отгадать, кого он загадал. Можно отвечать только да или нет (далее игра проводится с кем-то из детей в качестве ведущего).

Воспитатель:

Ребята, про нашу армию есть замечательное стихотворение. Послушайте:

Чтение стихотворения:

Наша армия родная

И отважна, и сильна.

Никому не угрожает,

Охраняет нас она.

Воспитатель:

А теперь давайте выучим его и под него промаршируем.

Воспитатель заучивает с детьми стихотворение, все вместе маршируют под него.

Воспитатель хвалит детей.

Воспитатель:

Настоящий солдат никогда не сидит без дела.

- Ребята, как вы думаете, зачем нужна армия в мирное время? (ответы).

Армия должна быть всегда готова к отражению нападения врагов.

- Что делают солдаты в армии, когда нет войны? (это время называется - мирное время? (ответы).

Чтобы победить, солдаты и офицеры должны быть смелыми, сильными, быстрыми, меткими. Для этого нужно тренироваться. Офицеры учат и тренируют солдат.

Теперь посмотрите на эти картинки, они о том, как живут и тренируются солдаты.

- Что изображено на этой картинке?

(солдаты занимаются в спортивном зале: поднимают штангу, подтягиваются на турнике). Для чего это нужно? (чтобы быть сильными).

- А здесь что делают солдаты? (солдаты учатся стрелять).

Для чего это нужно? (чтобы быть меткими во время боя).

- На этой картинке изображена полоса препятствий.

Что делают солдаты? (бегут по бревну, перелезают через высокую стену, стреляют, перепрыгивают через глубокую яму, проходят через огонь). Зачем они тренируются здесь? (нужно быть выносливыми во время боя и уметь преодолевать различные препятствия).

4. Итог занятия.

Воспитатель:

- Молодцы ребята. Сегодня вы показали, что такие же умные и сильные как настоящие солдаты. Давайте еще раз вспомним, о каком празднике мы сегодня с вами говорили? (23 февраля, День Защитника Отечества).

- Кому посвящен этот праздник? (военным: морякам, пограничникам, танкистам, летчикам)

-Что нужно делать, чтобы стать похожими на них? (служить в армии, много тренироваться, быть смелым, сильным, быстрым, метким, бесстрашным).

Вручение подарка

 

Ребята, вы все отлично занимались и я приготовила для вас подарок: игру о военных профессиях «Кому что нужно?»