Организация театрализованной деятельности в подготовительной группе "Капитошки"

Хайбульдинова Марина Николаевна, воспитатель

МКДОУ "Детский сад №3 "Улыбка"

Волгоградская область, г. Калач-на-Дону


Цель: сделать жизнь воспитанников интересной и содержательной, наполненной яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества, стремиться, чтобы навыки, полученные в театрализованных играх, дети смогли применить в повседневной жизни. Ознакомить педагогов с многообразием видов театра. Форма проведения: педагогический совет. Участники: воспитатели детского сада. Подготовительный этап: оформить уголок театральной деятельности. 

СЛАЙД 1 Театрализованная деятельность - самый распространённый вид детского творчества и занимает особое место среди разнообразных форм обучения и воспитания, всестороннего развития ребенка. 

Понимая значение театрализованных игр в воспитании и обучении ребёнка дошкольного возраста, я использую это в своей работе. Задачи, которые я ставила перед собой, состояли в том, чтобы создать условия для развития творческой активности; приобщить к театральной культуре; обеспечить её взаимосвязь с другими видами деятельности.

 В своей группе в первую очередь я создала определённые условия для развития театральных способностей детей: театрализованную зону, подбор соответствующей литературы, изготовление различных кукол. С детьми мы разучиваем стихи, занимаемся подготовкой различных инсценировок и игр-драматизаций. 

СЛАЙД 2 Чтобы создать достаточно прочные основы творческой деятельности, необходимо расширять опыт ребёнка. В своей работе с детьми по театрализации я использую 15 видов театра: настольный театр; пальчиковый театр; театр масок; куклы на гапите или штоковая кукла; театр на яйце; театр оригами; театр марионеток; теневой театр; театр Би-ба-бо; варежковый театр; театр платковых кукол; ролевой театр; театр ложек; мини-театр из втулок туалетной бумаги; театр на прищепках; картотека театрализованных игр. С помощью театральной деятельности пробуждаю в детях желание быть артистами. Игры с театральными куклами близки, доступны и понятны детям, они помогают им

расслабиться, снимают напряжение, создают радостную атмосферу, вызывают желание пообщаться с куклой, хорошо ее рассмотреть, взять в руки.

 Предлагаю вам познакомиться с каждым театром поближе.

СЛАЙД 3 В настольном театре (театре игрушек, театр картинок - плоскостный театр, конусный театр) можно использовать любые резиновые, плоскостные, пластмассовые или деревянные игрушки, т.е. обыкновенные игрушки, которыми ежедневно играют дети. Сценическая площадка – детский стол. Персонажи до начала игры лучше спрятать. Их появление по ходу действия создает элемент сюрпризности, вызывает интерес детей. Конусный настольный театр помогает детям координировать движения рук и глаз. 

СЛАЙД 4 Пальчиковые куклы Это куклы, сшитые из ткани, склеенные из бумаги или связанные из шерсти и ниток. Выкройка повторяет контур вытянутого пальца взрослого или ребёнка или контур ладони. Играют дети за ширмой или при непосредственном контакте. Работа с ними способствует укреплению мышц пальцев рук, развитию мелкой моторики, помогает в координации движений. 

СЛАЙД 5 Театр масок Изготавливаются маски –шапочки по размерам головы исполнителя. Это могут быть вязаные шапочки или нарисованные на картоне персонажи, которые крепятся резинкой вокруг головы. 

СЛАЙД 6 Куклы на гапите или штоковая кукла Эти куклы водят с помощью одного или двух штоков (палочек).Они очень полезны для развития мелкой моторики, что способствует развитию речи у детей. Эти куклы также развивают гибкость пальцев, кисти и запястья. В работе с детьми младшего возраста используются куклы на одном штоке. Дети учатся держать куклу всеми пальцами (в кулачке). Кукла двигается за счёт движений кисти. Дети старшего возраста управляют куклами на двух штоках. Чтобы манипулировать такими куклами, нужно научить детей держать палочки только подушечками пальцев. 

СЛАЙД 7 Театр на яйце На капсулу от киндер-сюрприза приклеила картинки. Кроме этого, можно купить деревянные яйца –заготовки и расписать их сказочными героями.

СЛАЙД 8 Театр оригами Это сложенные из бумаги фигурки сказочных персонажей. Для удобства кукловождения я их прикрепила на деревянные палочки.

СЛАЙД 9 Театр марионеток У этих кукол одни концы нитей закреплены на голове, руках, ногах, туловище, а другие – на ваге. Вага –инструмент управления куклой: управляя вагой, актёр заставляет марионетку двигаться. Эти куклы способствуют развитию координации движений, помогают ребёнку научиться концентрировать внимание на одном предмете, развивают гибкость пальцев и кисти. Для освоения марионеток на 1 этапе ребенок знакомится с куклой –марионеткой. Она может потанцевать, подойти к каждому ребёнку, пообщаться с ним. На 2 этапе рекомендуется упражнение с «Весёлыми башмачками». "Весёлые башмачки" – это пособие для подготовки к вождению кукол -марионеток, а так же для развития координации движения рук. 

СЛАЙД 10 Театр Би-ба-бо Театром «Петрушки» называется театр, куклы которого надеваются на три полных пальца руки – вроде перчатки (перчаточные куклы). В Италии эти куклы раньше назывались бураттини, теперь они носят имя пупаттцы. В России этот кукольный персонаж получил имя Петрушки. Дети очень любят с ними играть. Однако для них эти куклы сложны в управлении. Связано это с тем, что дети устают долго держать руку выше головы, когда куклы двигаются на ширме. Управляют этими куклами следующим образом: указательный палец держит голову, остальные управляют руками.

СЛАЙД 11 Теневой театр Сказку, рассказ, стихотворение, песню можно сопровождать показом теней. Для этого вида театра нужен источник света (это может быть фильмоскоп, с помощью которого раньше показывали диафильмы или просто настольная лампа) и экран (белая ткань, на которую будет проецироваться тень). Для теневого театра вырезается из картона силуэт персонажа. 

СЛАЙД 12 Варежковый театр Это куклы, сшитые из ткани, или связанные из шерсти и ниток. Выкройка повторяет контур вытянутого пальца взрослого или ребёнка или контур ладони. Варежковые куклы надеваются на кисть руки, как варежка. Эти куклы развивают гибкость и подвижность рук. Управление этими куклами способствует развитию плавности, выразительности и чёткости речи. Они помогают детям фантазировать и импровизировать. Рыбки делаются из обычных варежек. На них пришивают «глаза», чешуйки. Большой палец варежки можно оформить в виде плавника. Если пальцы прижать друг к другу и плавно изгибать кисть руки, то рыбка «поплывёт».

СЛАЙД 13 Ролевой театр

Это театр, где дети берут на себя роль выбранного персонажа. Дети с помощью взрослого или самостоятельно разыгрывают стихотворения, загадки, небольшие сказки, инсценируют песни. Для лучшей наглядности детям нужны костюмы. 

СЛАЙД 14 Платковые куклы Эти куклы называются так потому, что сделаны из платков. К голове куклы прикрепляется платок, а к его краям пришиваются резинки. Голова крепится на шее у кукловода, а резинки – к кистям рук. Платковые куклы удобны тем, что дают возможность кукловоду свободно двигаться, танцевать. 

 Платковые куклы –бабочки сделаны из лёгких газовых платков, которые в центре собраны на мягкую резинку. Резинка крепится к кистям рук. А края платка опускаются на тыльные стороны кистей рук. Если кистями делать плавные взмахи, то края платка будут взлетать, как крылья бабочки. Куклы –бабочки развивают гибкость кистей рук, укрепляют мышцы пальцев и локтевых суставов.

СЛАЙД 15 Театр ложек упрощенный вариант верховых кукол. Их основу составляет деревянная, пластиковая ложка - легкая и удобная в управлении. 

СЛАЙД 16 Мини-театр из втулок туалетной бумаги 

СЛАЙД 17 Театр на прищепках Хорош тем, что развивает мелкую моторику пальцев рук. 

СЛАЙД 18 Занимаясь с детьми, я стараюсь помочь им самостоятельно найти выразительные особенности для своих героев, используя мимику, игровые импровизации. В старшем дошкольном возрасте необходимо развивать самостоятельность детей в организации театрализованных игр, учить понимать эмоциональное состояние другого человека и переживать своё. Этому помогают этюды на выражение внимания, страха, радости, удовольствия, огорчения: «Угадай, что я ем», «Отгадай где я», «Лисичка подслушивает» и др. В играх-драматизациях дети более выразительно передают образы героев, сами ставят сказки-спектакли, договариваются, распределяют роли. С большим желанием показывают спектакли сами себе, среди которых: «Гуси-Лебеди», «Три поросёнка», «Красная шапочка», "Винни-пух", "Фиксики", "Кот в сапогах". Так же проводилась работа с родителями: беседы: «Как привить дошкольникам интерес к театральному искусству», консультации: «Театрализованная игра, как средство развития речи дошкольников», «Игра и театр», «Театр и родители». Родители проявляли живой интерес к театрализованной деятельности, оказывали помощь в изготовлении костюмов, кукол для театра, дома исполняют роли в совместных с ребятами постановках спектаклей. Работа по развитию у дошкольников творческих способностей в процессе театрализованных игр приносит свои плоды: у ребят активизируется и обогащается словарь, они стали свободнее, раскрепощённые в общении, а главное, они испытывают эмоциональный подъём. Спасибо всем за внимание и успешного вам освоения разных видов театра в работе с детьми!