Формирование здорового образа жизни дошкольников в условиях ДОУ через здоровьесберегающие технологии

Хайбульдинова Марина Николаевна, воспитатель

МКДОУ "Детский сад №3 "Улыбка" г.Калача-на-Дону

Волгоградская область, г. Калач-на-Дону


Цель: раскрыть значение здоровьесберегающих технологий работе с дошкольниками; охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия.

Форма проведения: методическое объединение                                                                                    Участники: воспитатели

СЛАЙД 1. Добрый день, уважаемые коллеги, тема моего доклада: "Формирование здорового образа жизни дошкольников в условиях ДОУ через здоровьесберегающие технологии"    

       Дошкольное детство – период интенсивного роста и развития организма и повышенной его чувствительности к влияниям природной и социальной среды, в том числе, к профилактическим и оздоровительным мероприятиям. Здоровьесберегающая технология- это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития.  Поэтому, передо мной встала необходимость в целесообразном подборе здоровьесберегающих педагогических методик и технологий.

СЛАЙД 2. Я определила цель своей деятельности: сохранение и укрепление здоровья воспитанников путём внедрения здоровьесберегающих технологий.                                            Поставила следующие задачи:

1. Формировать необходимые знания, умения и навыки здорового образа жизни.                     2. Воспитать у них потребности в здоровье как жизненно важной ценности,         сознательного стремления к ведению здорового образа жизни, ответственного отношения к своему здоровью.

3. Создать здоровьесберегающую среду на занятиях.

      4. Обеспечить преемственность дошкольного и семейного воспитания путём активного вовлечения родителей в воспитательно-образовательный процесс (приобщение родителей к традициям в ДОУ).                                                                                     СЛАЙД 3,4,5. Повышая интерес детей к физическим упражнениям, исхожу из природной потребности дошкольников в игре. Проводится  утренняя гимнастика такая как: обычная, игровая, музыкально-ритмическая, с различными предметами и без них, по схемам, со стихотворным текстом. В теплое время года утреннюю гимнастику проводим на улице, что способствует лучшему закаливанию организма, проводятся физкультурные занятия.  Летом детям очень  нравится ходить по дорожкам «Здоровья».  

СЛАЙД 6,7. В своей работе я использую разные формы иммунопрофилактики:                                - Гимнастика после сна.                                                                                                  После дневного сна проводим бодрящую гимнастику: упражнения на кроватках, обширное умывание, ходьба по дорожкам «здоровья». Любой комплекс бодрящей гимнастики  имеет очень важную цель - поднять настроение и мышечный тонус детей с помощью контрастных воздушных ванн  и  физических упражнений. Сохранить и укрепить здоровье детей.

 

 

 

СЛАЙД 8 - дыхательная гим­настика.                                                                          

Дыхательная гимнастика укрепляет дыхательную мускулатуру, улучшает

кровообращение в верхних отделах дыхательных путей и повышает сопротивляемость к простудным заболеваниям, а также выносливость при физических нагрузках.

СЛАЙД 9- точечный массаж.

Это очень полезная процедура. Цель комплексов массажа заключается не только в профилактике простудных и других заболеваний, укреплении иммунитета,  повышении жизненного тонуса у детей, но и в привитии им чувства ответственности за своё здоровье, уверенности в том, что они сами могут помочь себе улучшить своё самочувствие.                                                                                                                                                          - гимнастика для глаз.

Это один из приемов оздоровления детей, целью является     профилактика нарушений зрения дошкольников, предупреждение утомления, укрепление глазных мышц, снятие напряжения.

СЛАЙД  10- профилактика плоскостопия.

Плоскостопие является одной из причин нарушения осанки. В своей работе я использую упражнения с мячиками, платочками, массажеры  «Орешки» - из киндер-сюрпризов; камешками, шишками; хождение босиком по массажным дорожкам, коврикам.

Цель таких дорожек - формирование правильного свода стопы, активизация общего тонуса, систем организма ребенка, создание положительного эмоционального состояния. Это оказывает не только оздоровительное, но и закаливающее воздействие. Мною была собрана картотека игр и упражнений по профилактике плоскостопия.

СЛАЙД  11- песочная терапия.                                                                                                                                                                  Песочная терапия представляет собой один из видов арт - терапии и сейчас очень актуальна в работе с детьми дошкольного возраста. Игры с песком имеют большое значение для поддержания психического здоровья ребёнка, развития его познавательных процессов, влияют на становление всех сторон личности ребёнка, формируют гуманное, искреннее отношение к людям и всему живому. И станут незаменимыми помощниками для чрезмерно эмоциональных, гиперактивных и беспокойных детей. Можно использовать песок, манку, пшено. Я использую манку. Ребятам очень нравится песочная терапия.

СЛАЙД 12. Проводя физ.минутки  с детьми использую пальчиковые игры. Например, при проведении досуга «Прогулка в лес» дети выполняют пальчиковую игру «По грибы». В методической копилке имеется: картотека стихов, пальчиковых игр, книги. Пальчиковая гимнастика рекомендуется всем детям, особенно с речевыми проблемами. Проводится в любой удобный отрезок времени.

СЛАЙД 13,14. Проводим с детьми уроки здоровья, на которых  дети учатся заботиться о своем здоровье, у детей формируется представление о здоровье как одной из главных ценностей жизни,  что здоровье зависит от человека, что за здоровьем можно и нужно следить, его нужно беречь, сохранять и поддерживать, при этом развивается познавательный интерес, память, мышление, речь, умение рассуждать и делать умозаключение.

СЛАЙД   15. Прогулку организую так, чтобы она была интересной для детей, включаю сюрпризный момент, подвижные, хороводные игры, игры малой активности. Подвижные игры подбираются в соответствии с возрастом ребенка.                                                             Являясь важным средством физического развития, подвижная игра одновременно оказывает оздоровительное воздействие на организм ребенка.

В игре он упражняется в самых разнообразных движениях: беге, прыжках, лазании, перелезании, бросании, ловле, увертывании и т. д. Оздоровительный эффект подвижных игр усиливается при проведении их на свежем воздухе.

СЛАЙД  16. Ребята сами в свободной деятельности очень любят заниматься спортивными играми.

СЛАЙД  17,18,19. Наши родители тесно  сотрудничают с нами: участвуют в спортивных соревнованиях, физкультурных досугах,  помогают в изготовлении нетрадиционного спортивного оборудования в спортивный уголок.

СЛАЙД 20. В  следствии проведенной работы дети занимают призовые места, повысилась посещаемость. Таким образом, данная система работы с детьми, родителями и сотрудниками детского сада  даёт свои положительные результаты по здоровьесбережению.  В дальнейшем оздоровительная система будет  совершенствоваться, развиваться и реализовываться.

 

СЛАЙД 21. Спасибо за внимание!!!