Конспект НОД по социально-коммуникативному развитию «Путешествие Лунтика в страну Толерантности» для детей подготовительного возраста

Хайбульдинова Марина Николаевна, воспитатель

МКДОУ "Детский сад №3 "Улыбка" г. Калача-на-Дону

Волгоградская область, г. Калач-на-Дону


Цель: формирование культуры межличностных отношений между детьми.

Задачи: Образовательные: 1. Обобщить и расширить знания детей о том, как должны вести себя люди по отношению друг к другу. 2. Активизировать словарь по данной теме. 3. Добиваться умения мотивировать и объяснять свои суждения.

Развивающие: 1. Развивать умение быть внимательными, приветливыми, доброжелательными. 2. Развивать культуру речи, мыслительную активность. Воспитательные: 1. Воспитывать дружеские взаимоотношения, чувство коллективизма.

Предварительная работа: беседа о том, что такое толерантность, волшебные слова, чтение художественной литературы, разучивание физкультминутки.

Методы:

- наглядный: использование картинок, - словесный: объяснение, рассказ,

Приемы: - игры, - опросы к детям, - художественное слово. Материалы и оборудование: Цветик – семицветик - цветок толерантности, картинки автобуса, игрушка Лунтик, руль, мячик, шляпа, картинки с изображением пословиц, картинки с изображением сказочных героев, смайлики, картинки с буквами слова (толерантность, добро)

Структура НОД: 1.Вводная часть 5 мин. 1) мотивационный этап 2) подготовительный этап 2.Основная часть 20 мин. 1) Беседа

2) Игра «Волшебные слова»

3) Игра "Добрый-злой" 4) Пословицы о добре

5) Физкультминутка «Собрались все дети в круг»

6) Игра «Доскажи словечко»

3.Заключительная часть (итог) 5 мин.

1) анализ занятия

Ход НОД

1.Вводная часть 1) мотивационный этап Воспитатель: Здравствуйте, ребята! - Ребята, посмотрите, как много пришло гостей, давайте будем вежливыми и поздороваемся. Дети: Здравствуйте! Воспитатель: - Дорогие, ребята, поздравляю вас с международным днем толерантности. Сегодня 16 ноября жители многих стран мира и мы в том числе, будем отмечать Международный день Толерантности. Сегодня во всех странах мира люди стараются совершать добрые дела и поступки, помогать больным, старикам, никого не обижать. Как вы думаете, что означает слово толерантность? Быть толерантным – означает уважать других людей, несмотря на то, что мы все разные и все мы отличаемся друг от друга, уважать традиции других народов. Это означает быть внимательным, добрым, вежливым к другим людям.

2) подготовительный этап Воспитатель: Сегодня к нам в гости пришел Лунтик. Он хотел тоже сделать всем приятное - подарить цветок толерантности- Цветик – семицветик, но он рассыпался.

Воспитатель: Ребята! Поможем Лунтику его собрать?

Дети: Поможем.

Воспитатель: А мне поможете вспомнить толерантные слова?

Дети: доброта, любовь, нежность, забота, ласка, внимательность, вежливость и. т. д (дети прикрепляют лепестки к середине цветка и говорят слова)

Воспитатель: Спасибо! Наш цветок такой красивый и разноцветный. Он похож на радугу из страны Толерантности.

Воспитатель: Ребята, а вы хотите оказаться в этой стране?

Дети: Хотим.

Воспитатель: Нас ждет волшебный автобус. -Занимайте места (дети садятся). Ребята, а вы помните, что в городском транспорте нужно вести себя вежливо, не забывая о своей безопасности. -Ребята, какие правила безопасности вы знаете? -В этом путешествии мы отдохнем, поиграем, а главное, научимся быть приветливыми, внимательными, дарить радость друг другу.

(дети должны показывать движения)
Едем, едем на машине (движение рулем)
Нажимаем на педаль (ногу согнуть в колене, вытянуть)
Газ включаем, выключаем (рычаг повернуть к себе, от себя)
Смотрим пристально мы в даль (ладонь ко лбу)
Дворники считают капли
Вправо, влево – чистота! («дворники»)
Волосы ерошит ветер (пальцами взъерошить волосы)
Мы шоферы хоть куда! (большой палец правой руки вверх)

2.Основная часть 20 мин.

1) Беседа

Воспитатель: Ребята, мы подъехали к воротам города (дети выходят из автобуса). В город пускают только тех, кто умеет говорить волшебные слова. А вы знаете волшебные слова?

Дети: Знаем.

Воспитатель: А вот мы сейчас проверим. Давайте встанем в кружок и передавая друг другу мячик произнесем "Волшебные слова".

2) Игра «Волшебные слова»

Дети: здравствуйте, доброе утро, добрый день, добрый вечер. Спасибо, большое спасибо, благодарю вас,всего хорошего, всего доброго, будьте здоровы, спокойной ночи, приятного аппетита, доброго пути, простите, пожалуйста; извините, пожалуйста, будьте добры, будьте любезны, прошу вас, до свидания, до скорой встречи, прощайте.

Воспитатель: Молодцы, ребята, все знают волшебные слова. Как вы думаете, можно назвать человека толерантным, добрым, вежливым, если он использует в речи такие волшебные слова?

Дети: Можно.

Воспитатель: Да, ребята, конечно, с помощью этих слов можно даже грустному или обиженному человеку вернуть хорошее настроение.

3) Игра "Добрый-злой" Воспитатель: Ребята, присаживайтесь (за столом). Все вы наверное читали русские народные сказки и я вам предлагаю оценить сказочного героя, если он добрый – хлопайте, а если злой - топайте. (Кощей-Бессмертный, Золотая рыбка, Карабас Барабас, Красная шапочка, Мальвина, Гуси-лебеди, Баба-Яга, Золушка, Волк, Дюймовочка.)

Воспитатель: Все вы сделали правильно. Как вы думаете, каких героев было больше: добрых или злых? Конечно, добрых героев больше и в русских народных сказках добро побеждает зло.

Воспитатель: А как вы думаете, ребята, когда люди приходят в гости или встречаются на улице, что они должны сказать друг другу?

Дети: (здороваются) Здравствуйте.

Воспитатель: А вы хотите научиться здороваться по-новому?

Дети: Хотим.

Воспитатель: На Востоке когда здороваются говорят: «Салам - алейкум» и складывают руки перед грудью.

Воспитатель: Во Франции мужчины снимают головной убор, наклоняют голову вниз и говорят: «Бонжур)

Воспитатель: В Англии говорят: «Хеллоу» и поднимают над головой собранные руки.

Воспитатель: Запомнили?

Дети: Запомнили.

Воспитатель: Теперь давайте потренируемся. Вы подойдете и поздороваетесь с нашими гостями, как вам больше понравилось.

Воспитатель: Молодцы! Присаживайтеь в автобус (дети снова садятся в автобус и едут по стране Толерантности)

(дети должны показывать движения)
Едем, едем на машине (движение рулем)
Нажимаем на педаль (ногу согнуть в колене, вытянуть)
Газ включаем, выключаем (рычаг повернуть к себе, от себя)
Смотрим пристально мы в даль (ладонь ко лбу)
Дворники считают капли
Вправо, влево – чистота! («дворники»)
Волосы ерошит ветер (пальцами взъерошить волосы)
Мы шоферы хоть куда! (большой палец правой руки вверх)

4) Пословицы о добре.

Воспитатель: Мы с вами приехали на улицу «Мудрецов» (за столом) Её жители добры и живут дружно. Сами много знают пословиц и поговорок о добре, дружбе и детей учат и хотят вас научить. Ребята, а вы знаете пословицы о добре? (смотрим картинки и по ним рассказываю) -Доброе слово и кошке приятно. -Добрый человек несет мир -Кто добро творит, тому зло не вредит. -Не одежда красит человека, а добрые дела. -Добрый человек придет - словно свет принесет -Добрые братство лучше богатства. -Доброе слово лечит, а злое калечит.

Воспитатель: А теперь давайте немного разомнемся

5) Физкультминутка Цель: снять эмоциональное напряжение.
«Собрались все дети в круг». «Собрались все дети в круг. Ты мой друг и я твой друг. Крепко за руки возьмемся И друг другу улыбнемся. Мы одна семья Вместе мы всегда. Тому, кто справа, улыбнись, Тому, кто слева, улыбнись. Тому, кто справа поклонись, Тому, кто слева поклонись. Тому, кто справа руку дай, Тому, кто слева руку дай, Теперь по кругу ты шагай, С друзьями вместе ты шагай. Того, кто справа обними, Того кто слева обними. Ну вот, закончилась игра, И снова дружат все. Ура!»

Воспитатель: Ребята, садитесь в машину, мы едим дальше. Следующая остановка - «Переулок Загадок»(в машине)

6) Игра «Доскажи словечко». (кто отгадывает - тому давать слова-отгадки)

«Растает даже ледяная глыба, От доброго слова (Спасибо)

Зазеленеет старый пень, Когда услышит (Добрый день)

Мальчик вежливый и развитый, Говорит, встречаясь (Здравствуйте)

Когда нас бранят за шалости, Говорим: (Простите, пожалуйста)

И во Франции и Дании на прощанье Говорят: (До свидания)

Следующая остановка - «Улица «Пожалуйста»

Воспитатель: Ребят, Лунтик хочет с вами поиграть, чтобы вы выполняли задание, только тогда, когда услышите слово пожалуйста.

-Пожалуйста, поднимите правую руку. -Пожалуйста, похлопайте. -Потопайте. -Будьте добры, встаньте. -Улыбнитесь. -Пожалуйста, улыбнитесь. Воспитатель: Не забывайте говорить, пожалуйста, когда обращаетесь с просьбой.

А вот мы добрались до самой главной площади страны Толерантности. Давайте соберем буквы, прочитаем слово и узнаем как называется главная площадь. На магнитной доске разбросаны буквы с маленькими цифрами, нужно по цифрам собрать слово и прочитать слово (доброта).

 

3.Заключительная часть (итог) 5 мин.

1) анализ занятия

Воспитатель: Наша планета земля – это место, где мы можем любить друг друга, соблюдать традиции и продолжать историю страны Толерантности. Человек рождается на земле, чтобы делать добро. Мы должны держаться вместе, считаться с мнением друг друга, заботиться друг о друге, дарить улыбки, добрые слова. Я предлагаю вам подарить нашим гостям частичку нашей улыбки (дети раздают смайлики). Вот и закончилось наше путешествие, пора возвращаться в детский сад (дети садятся в автобус).

Воспитатель: Вы, ребята, сегодня все были молодцы. Что вам сегодня больше всего понравилось? - Что нового узнали? - Что особенно запомнилось?

Дети:

Воспитатель: Что нужно сказать нашим гостям?

 

Дети: До свидания.