Статья "Сенсорное воспитание младших дошкольников"

Казыева Дина Нургалеевна, воспитатель

МДОУ "Д/с № 95 к.в"

г. Магнитогорск


Сенсорное развитие дошкольников – это развитие его восприятия и формирование представлений о свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении их в пространстве, а так же запахе, вкусе и т.д. Сенсорное развитие – это основа умственного развития ребенка. Дети младшей группы уже могут выполнить элементарные продуктивные действия: складывание кубиков, выкладывание мозаики и т.д. Если это происходит под руководством взрослого – усвоение будет более полноценным и целенаправленным. Помочь детям усвоить, что цвет, форма, величина – постоянные признаки предметов, которые нужно учитывать при выполнении самых различных действий – это и является целью моей работы в младшей группе. Научить детей четко представлять свойства предмета через игру с правилами, с помощью различных упражнений и хороводных игр.

Для того чтобы правильно определять форму, объем и размер предмета, ребенок должен иметь хорошо развитые скоординированные движения мышц обеих рук, мышц глаз и мышц шеи. Поэтому необходим набор игр развивающих мелкую моторику, глазомер.

В своей работе я выделила следующие этапы:

1.Обзор литературы, интернет источников, выделение методов и приемов:

- метод от простого к сложному

-прием многократного повторения (Все дети по разному и в разном темпе усваивают новое, и только многократное повторение помогает ребенку понять содержание игры (младший возраст!)

- метод повторного задания самими детьми.

- прием наложения, приложения (кубика, кольца, ленточки на плоскость

рисунка, друг к другу)

- прием доказательной речи

- прием игры - используется как итог, результат.

 

2.Определение уровня имеющихся навыков. Выявление у детей наличия умений определять цвет, форму, величину.

- Игра на восприятие цвета «Построй такую же башенку»

Материал: 4 Кубика разного цвета.

Задание: построй башенку по образцу.

Образец: рисунок.

 

 

- Игра на восприятие формы «Узнай и покажи»

Материал: Петушка из плоскостных геометрических форм- треугольника, квадрата, круга и овала.

Задание: Посмотри внимательно на Петрушку, что у него круглое, покажи круг, что треугольное….

 

Игра на восприятие величины «Помоги животным вернуться домой».

Материал: макеты дерева и куста, 2 дорожки – длинная и короткая,

мостика – широкий и узкий.

Задание:воспитатель рассказывает, ребенок действует с персонажами. Медвежонок и зайчик хорошо погуляли и решили пойти домой. Помоги им добраться до домика. Домик медвежонка под высоким деревом. Где он живет? Вот здесь. Домик зайчика под низеньким домиком. Где он живет? Какой дом у медвежонка? (большой), а у зайчика? (маленький). К домику медвежонка идти по длинной дорожке, а к домику зайчика – по короткой дорожке. Где пойдет Медвежонок, а зайчик? Покажи. Дорожки через речку по мостику, зайка пойдет по узкому мостику, а медвежонок по широкому. Вот и добрались друзья до своих домиков. Ты им помог.

 

3.На основе полученных результатов были подобраны игры и упражнения на умение различать цвет, форму, величину, на развитие мелкой моторики, глазомера. Составлен план работы, определены задачи.

 

Задачи на младшую группу:

Обучающие:

1.Научить выделять цвет, форму, величину как особые признаки предметов.

2.Научить сопоставлять два и более предмета, и сравнивать их по цвету, форме и размеру.

3.Располагать предметы в порядке убывания или возрастания какого либо свойства и уметь анализировать свои действия.

4.Воссоздавать внешний облик предмета на основе одной из его частей.

5.Находить противоположные по величине предметы и обозначать их свойства словом.

6.Распределять предметы по группам, классифицировать.

7.Развивать мелкую моторику, глазомер.

8.Воспитательные:

9.1. Формировать целенаправленное внимание, усидчивость.

10.Воспитывать неповторимую индивидуальность, дать возможность ребенку открывать для себя такие виды деятельности, где он раскроет себя.

11.Развивать нравственно-волевые качества.

 

Задачи в средней группе по восприятию цвета, формы, величины.

Обучающие:

1.Совершенствовать умение различать и называть цвета спектра и их оттенки.

2.Познакомить с прямоугольником, многоугольником, овалом.

3.Учить детей узнавать предмет по словесному описанию свойств признаков и возможных действий с ним.

4.Развивать способность комбинировать части разных предметов и создавать предметы с новыми свойствами.

 

Воспитательные:

1.Формировать сообразительность, смекалку, умение анализировать.

2.Развивать усидчивость, терпение, умение слушать ответы сверстников, дожидаться своей очереди.

 

Развивать наблюдательность, любознательность

 

 

4.Целью четвертого этапа является собственно обучение и развитие сенсорных способностей. В технологии «Детский сад – дом радости» Н. М, Крыловой, по которой я работаю, задачи сенсорного воспитания решаются уже в самой развивающей предметной среде группы: подобраны игры и игрушки, игровые пособия стимулирующие тактильные, зрительные, обонятельные ощущения. Каждое утро начинается с опробования (фрукты, овощи) во время приема пищи с детьми обговариваются вкусовые качества, из чего приготовлено, какого цвета. На протяжении всего дня уделяется много времени ознакомлению с предметами, их свойствами: в индивидуальной и подгрупповой работе.

По результатам диагностики было выделено три группы: дети с низким уровнем сенсорного развития, со средним уровнем сенсорного развития и с высоким уровнем сенсорного развития. Для каждой категории детей обозначены свои задачи и задания. Игры предлагались в любое свободное время: после завтрака, на прогулке, перед сном, в вечернее время.

С детьми низкого уровня работа проводилась индивидуально. Наиболее эффективными для них стали приемы многократного повторения, интерес взрослого к деятельности ребенка, радостные эмоции – чудо, поощрение.

С детьми среднего уровня игры предлагались в подгруппе (3-4 человека). Эффективно использовался метод повторение задания самими детьми, анализ результата.

Детям с высоким уровнем предлагались игры с усложнением, устная инструкция.

В конце учебного года проведена итоговая диагностика. На основе полученных данных, были поставлены новые задачи наследующую возрастную группу.

 

5.Родительское собрание:

Цель: познакомить родителей с играми, с их назначением и задачами.

Родителям самостоятельно было предложено сделать пособия и игры.

В уголке для родителей оформлена информация о новых , правила и задачи этой игры. Проведены индивидуальные консультации. Для лучшего усвоения предлагались игры взять домой. Родители приносили в группу игры, которые заинтересовали детей и которых нет в группе.

 

Литература:

1.Безруких М.М. Сенсомоторное развитие дошкольников на занятиях по изобразительному искусству. 2003г.

2.Богусловская З.М. Развивающие игры.2003г.

3.ВенгерЛ.А Сенсорное воспитание. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников.1998г.

4.Никитин Б.П Ступеньки творчества. 2006г.

5.Симоновский А.Э. Развитие творческого мышления детей. 2004г.