Квест - как средство продвижения книги и чтения в детской библиотеке "Зеленый мир"

Миллер Наталия Петровна, заведующий читальным залом

МБУК "Централизованная библиотечная система г.Глазова", Детский филиал

город Глазов, Удмуртская Республика


Одной из наиболее популярных форм приобщения подрастающего поколения к книгам и чтению в нашей библиотеке является проведение квестов. Популярность этого вида мероприятия среди читателей объясняется возможностью потренировать мозг, мышцы, продемонстрировать эрудированность, смекалку, находчивость, умение работать в команде. В данной разработке представлен квест по книге - юбиляру «Властелин колец» Д. Толкина.

Цель: продвижение книги и чтения среди подрастающего поколения креативными средствами.

Действующие лица: Книжный хранитель времени, эльф Леголас, эльфийка Галадриэль, паучиха Шелоб.

Действие происходит на территории библиотеки и на улице на детской площадке. Помещения библиотеки стилизованы под логово Паучихи, эльфийский замок, Мордор.

Книжный хранитель времени встречает детей в зале, стилизованном под Мордор.

Книжный хранитель времени: Здравствуйте, ребята. Я – хранительница времени. Сегодня мы с вами отправимся в путешествие по Средиземью. Кто знает, какой известный английский  автор писал о нем? И как называется произведение? Этого автора зовут Джон Рональд Руэл Толкин. И его книга «Властелин колец», которой в этом году исполняется 65 лет. Прошу вас обратить внимание на выставку «Миры профессора Толкина», здесь представлена вся трилогия писателя. «Властелин колец» был написан как единая книга, но из-за большого объема книгу разделили на 3 части: «Братство кольца», «Две крепости», «Возвращение государя». Ребята, а вы знаете, что своим появлением трилогия обязана неожиданному успеху «Хоббита» - сказки, которую написал Д.Толкин для своих детей? В ней впервые появились придуманные профессором низкорослые румяные человечки – хоббиты, которые больше всего на свете ценят домашний уют и обильную пищу. Когда сказка была издана, читатели стали требовать продолжения истории. И Толкин, подумав, согласился. А чем все это закончилось, - вы уже знаете. Супер популярной книгой в жанре фэнтези XX века. И остается таковой до сих пор. Теперь поднимите руку, кто читал эту трилогию или хотя бы одну из книг? Или смотрели фильм? (Ответы ребят).

Книжный хранитель времени: итак, среди нас есть те, кто читал книгу или смотрел фильм. Отлично, ваши знания вам сегодня пригодятся. Но и те, кто не читал,  - не волнуйтесь. Возможно, после сегодняшних приключений вам обязательно захочется взять в руки книгу.

Итак, давайте вспомним, как все начиналось.

(Показ отрывков из фильма об истории отливки колец до того момента, как Саурон был повержен– 3 мин.).

Книжный хранитель времени: Кольцо разлетелось на разные части по всему миру и надолго было забыто, пока его история не проявилась с новой силой, ведь дух Саурона остался жив и теперь искал кольцо, чтобы подчинить себе весь мир. Что же делать? Ребята, среди старинных книг я нашла вот эти письма. Возможно, они помогут нам найти ответ на этот вопрос?! Смотрите: на конвертах написано «для чистых душой и добрых сердцем». Можно так о вас сказать? Значит, эти письма точно адресованы вам. Поскольку письма 2, давайте разделимся на 2 команды, выберем себе капитанов и придумаем названия. Итак, у нас есть команды «Огонь» и «Родина». Возьмите письма. (Открыв конверты, команды находят отрывок листа бумаги, на котором, на первый взгляд, ничего нет; и карточки с изображением красок, кисточек, стакана воды. Дети догадываются, что письмо написано невидимыми чернилами и чтобы его прочитать, надо закрасить.)

Текст письма:

Дорогие друзья! Вас, чистых и добрых сердцем, прошу я найти кольцо всевластья и передать его книжному хранителю времени. Только он владеет временем и сможет спрятать кольцо так, что его никто не найдет. Гэндальф.

Книжный хранитель времени: ребята, вы согласны помочь Гэндальфу?

Но учтите, путь вам предстоит не из легких, придется преодолеть множество испытаний. И одно из них прямо сейчас. Каждая команда может в течение путешествия дважды воспользоваться «помощью другу». Помощь «придет» к вам, когда будете нуждаться в ней больше всего.

«Галерея портретов».

(В зале оформлена галерея портретов персонажей фильма в форме фотосушки)

Книжный хранитель времени: ребята, прежде, чем отправиться в путь, надо знать, кого вы можете встретить в пути, и что-то об особенностях персонажей. Вы, наверно, обратили внимание  на портреты на стене? Это герои книг Толкина. Я буду зачитывать описание персонажа, а вам надо соотнести его с портретом.  На листочках напротив порядкового номера ставьте имя того персонажа, который, по вашему мнению, подходит под описание.

Книжный хранитель времени:  молодцы, отлично справились с заданием. А теперь приглашаю сюда капитанов. Вы же не можете отправиться в путешествие с пустыми руками. Сейчас будем собирать рюкзаки. С закрытыми глазами. Завязываем глаза и складываем в рюкзак то, что, считаете, пригодится вам в путешествии.

«Собери рюкзак».

Книжный хранитель времени: итак, все необходимое мы с вами взяли. Отправляемся в путь.

(Фойе представляет собой полосу препятствий).

Но на пути у нас вековечный лес и болото мертвецов. Пройти через него не так-то просто. Для этих целей нужна веревка. Ею вам придется за руки обвязать всю команду и следовать по кочкам. (Преодолев вековечный лес, команды подходят к развилке).

 Книжный хранитель времени: ребята, здесь ваши пути расходятся. Чтобы не привлекать внимание назгулов, идите к цели разными дорогами. Капитаны, получите свои карты! А вот и указатель. Ориентируйтесь на него. В подарок я дарю вам по 1 фрагменту кольца.  

Команда «Огонь» идет в логово Шелоб,  команда «Родина» в эльфийский замок Кветлориэн.

Маршруты: 1) логово Шелоб          Леголас        Кветлориэн          Мордор.

2) Кветлориэн        логово Шелоб        Леголас        Мордор.

Остановка «Кветлориэн».

(Дверь в Кветлориэн закрыта. Чтобы получить код, нужно отгадать загадки).

Загадки: 1)В семье 5 братьев. У каждого из них есть сестра. Сколько всего детей в семье?

2) Если 5 кошек ловят 5 мышей за 5 минут, то сколько времени нужно одной кошке, чтобы поймать одну мышку?

3) В комнате горело 8 свечей, 3 задули. Сколько свечей останется?

4) Шла баба в Москву и повстречала 3-х мужиков. Каждый из них нес по мешку, в каждом мешке по коту. Сколько существ направлялось в Москву?

(Правильно решив загадки, команда получает код – 6581).

(Открыв кодовый замок, команда попадает в замок. На площадке оформлена  выставка книг «Фантастические миры»).

Галадриэль: приветствую вас, усталые путники. Я – Владычица Лориэна. Долог же был ваш путь сюда. Мне известно, зачем вы отправились в поход. И хотя я не знаю, как он закончится, надеюсь все же, что не зря вы шли к Лориэну. Наша встреча поможет восстановить древнюю дружбу между людьми и эльфами и развеять Черную Тучу над Средиземьем. И я вам помогу, ибо мне открыто не только минувшее, но отчасти и то, что должно случиться.  А пока я скажу вам, что ваш поход-это путь над пропастью по лезвию ножа. Вас, а с вами и все Средиземноморье, погубит первый же неверный шаг и спасет лишь взаимная верность. Давайте проверим, насколько вы верны друг другу, умеете друг другу помогать и поддерживать. А эти качества как нельзя лучше проявляются в танце. Проверю, как вы умеете танцевать.

Танец

(повторяют танцевальные движения за Галадриэль).

Галадриэль: вы хорошо танцуете. А теперь задание посложнее. Танцы по-эльфийски. Мы танцуем уже много столетий. И придумали, как разнообразить наши танцы.

Танцы по-эльфийски

Галадриэль: мне нужны 4 смельчака. Я вам дам карточки, на которых написано, что нужно изобразить. Вы будете изображать, а команда угадывать, что именно вы показываете.

Задания на карточках:

Станцуйте, будто вас кусают муравьи

Станцуйте как пингвин

Станцуйте, будто земля обжигает вам ноги

Станцуйте как гарцующий мопс.

Галадриэль: понравились вам эльфийские танцы? Отлично. Может быть, у вас получится и решить мою проблему? На мой дом каждую ночь нападают гоблины. Чтобы защититься от них, мне нужна крепость. Поможете построить? Для этого можете использовать весь строительный материал, который здесь найдете.

«Строительство крепости» (из коробок).

Галадриэль: вы настоящие герои. А, значит, справитесь ещё с одним моим заданием. Дело в том, что в моем любимом саду с серебряными яблоками поселился орк. (Раздается рык орка). А я ужас как хочу фруктов. Сможете меня побаловать? Вот только как нам быть с орками? (Задумалась). Ах да, вам просили передать. (Дает подсказку «помощь друга»).

«Помощь друга».

Ко всем нужен подход

И выиграет тот,

Кто его найдет.

Человеку-песню,

Горлуму-загадки,

Эльфу-танцы,

Орку-страшные звуки,

Гоблину-драгоценности.

Галадриэль: так что же нужно оркам? Правильно, страшные звуки. Ребята, давайте разделимся. Половина из вас издает страшные звуки, а половина собирает фрукты.

Галадриэль: большое вам спасибо, ребята. Вы меня очень выручили. За это я дам вам то, что вы ищете (дает фрагмент кольца). Счастливого вам пути! Будьте осторожны.

 

Остановка «Логово Шелоб».

Ребята заходят в зал, стилизованный под жилище паука. Оформлена книжная выставка «Паучьи тайны». Везде паутина и сеть, перед входом висят колокольчики. Задев их, ребята разбудили Паучиху.

Паучиха: «Кто пожаловал? Чую, чую запах свежей плоти. Ш-ш-ш…как же я изголодалась…везде сплошь мертвецы. Ни забредают сюда ни эльфы, ни люди, одни разнесчастные орки. Фу, грубая, жесткая пища. Но вот не обманул Горлум свою кошечку, привел мне вкусненькую пищу…» (пытается напасть на ребят). Впрочем, что это я? Съесть вас я всегда успею. Лучше сначала поразвлекаюсь. (На полу объемный паук, на брюшке которого нарисованы буквы).

Игра «Угадай блюдо».

Видите этого паука? Вот эти переставленные буквы на животе – зашифрованные названия блюд. Отгадайте 3 блюда, которые я съела сегодня на завтрак.                              

Шелоб: что ж, меню вы отгадали. Говорят, люди – существа трусливые. Мне нужны 3 человека. Лучше девочки. У меня на столе стоят банки. В них находятся остатки того, чем я сегодня завтракала. Ахаха, где-то среди них спрятана подсказка. Закрытыми глазами найдите подсказку.

Подсказка «В самую гущу паутины зайдешь – то, что ищешь, сразу найдешь.

(Ребята догадываются, что надо искать в комнате место, где больше всего паутины. Паутина натянута между стеллажами).

Шелоб: идёте в правильном направлении. (В гуще паутины находят вопросы).

Вопросы на паутине.

1.       Чтобы его не терять, Его нужно проявлять, а чтобы им обладать, Его нужно воспитать, и никогда не терять ⃰ (характер)

2.       Мужественная, живая, летящая. Тайная или административная. На земле по ней узнают моряка *(походка)

3.       Высокий, властный, низкий, робкий. На склоне лет он может измениться, От страха мы можем потерять его *(голос)

4.       Когда её мы потеряем, Не знаем больше ничего, Но стоит только обрести её, становишься, кем был ⃰ (память)

5.       Некоторые сходят от неё с ума. Она расцветает и увядает. А иные предпочитают ей счастье. Хотя именно в ней ищут спасение *(красота)

6.       Ветер его колышет и возбуждает. Всѐ, что он видит, пожирает, но если его не усмирить, то это конец. ⃰ (огонь)

Шелоб: всё-то они знают…думаете, позабавили меня? Думаете, отпущу вас? А вот и нет. Ещё хочу поиграть. Играть будем в «Пауки и мухи». Вы будете мухами. Пока музыка играет, - можете летать. Музыка стихнет – замирайте в разных фигурах. Кто шевельнется – того съем. Ахаха.

Игра «Паук и мухи».

Шелоб: неплохо, неплохо. А теперь обратите внимание на выставку и скажите, какие виды пауков бывают, и их особенности. (Знакомство с выставкой). Хорошо, с моими сородичами вы познакомились. Но я хочу посмотреть, как вы умеете бегать по-паучьи, ахаха. Вставайте парами спиной друг к другу. Бегите до отметки, затем возвращайтесь и передавайте эстафету следующей паре.

Шелоб: ох, и повеселили вы меня. Но все равно я вас съем. Только пить очень хочется. Раздобудьте-ка мне чего-нибудь. (Роняет карточку с помощью друга).

 

Помощь друга:

чтобы усыпить паучиху, сварите ей зелье. Для этого найдите в комнате мухомор, ягоду,  летучую мышь, рыбку, бабочку, жука, хамелеона. Перемешайте все это в кастрюле и дайте выпить паучихе.

Ребята дают зелье выпить паучихе. Она засыпает. В руках у нее видят фрагмент кольца, забирают его и идут дальше.

 Остановка «Леголас».

(остановка расположена на улице на детской площадке за библиотекой.

Оформлена книжная выставка «Правила поведения в лесу»).

Леголас: здравствуйте, мои юные друзья. Меня зовут Леголас. Дело пытаете или от дела лытаете? А, может, ищете чего? Знаю, знаю, кольцо ищете. Но чтобы его найти, придется постараться. Видите ту веревку между деревьями? На одной её половине замочек, а на другой ключик. Ваша задача, не развязывая веревку, открыть замочек. Посмотрим, насколько вы дружная команда.

«Замочек и ключик».

Леголас: молодцы, отлично справились с заданием. Но это была разминка, следующее задание будет посложнее.

Игра «Поймай рыбку».

Леголас: Находясь в дикой природе, вы должны уметь добыть себе пищу. Давайте разделимся на 2 команды. Видите эти большие сапоги? Ваша задача: надеть сапоги (по 1 участнику от каждой команды), взять удочку, ведро под рыбу, пройти полосу препятствий и добраться до пруда с рыбой. Поймать одну! рыбку, положить её в ведро, не забыть удочку, и вернуться к команде, передать удочку, ведро и сапоги следующему игроку.

Леголас: итак, рыбу ловить вы научились.

Игра «Собери кузовок».

Леголас: Теперь посмотрим, как хорошо вы знаете грибы, можете ли отличить съедобные от несъедобных. Вставайте в 2 колонны. По одному участнику от каждой команды подбегаете с корзинкой к «грибной полянке», берете по одному съедобному грибу, возвращаетесь к команде, передаете корзинку с грибами следующему участнику. Потом проверим, что вы насобирали в свою корзинку. Помочь вам может книжная выставка. В представленных книгах узнаете, какие грибы съедобные, какие – нет.

«Дартс».

Леголас: в лесу бывает всякое. Кого там только не встретишь. Поэтому надо быть метким. Поупражняемся в меткости.

Леголас: ну что, друзья мои, вы показали блестящие умения для выживания в природе. И, думаю, заслуженно, получите свой приз. Держите кусочек кольца. Следуйте дальнейшим указаниям карты.

Пройдя весь маршрут по карте и собрав по 4 фрагмента кольца, команды встречаются в Мордоре.

Хранитель времени: ну, что друзья, вот мы с вами и встретились снова. Удалось ли вам найти кольцо? Сложите фрагменты, что вы получали. Вот кольцо и сложилось. Но то ли это кольцо, что нам нужно? Читайте надпись на нем.

Надпись: А Одно-всесильное – Властелину Мордора,

Чтоб разъединить их всех, чтоб лишить их воли

И объединить навек в их земной юдоли

Под владычеством всесильным Властелина Мордора».

Хранитель времени: да, это именно то кольцо! Вот кольцо и вернулось туда, откуда начало свой путь по миру. И я спрячу его здесь, в книжных хранилищах времени, чтобы больше никто с плохими помыслами не смог его использовать.

Спасибо вам большое за помощь. Приходите к нам снова и переживайте необыкновенные приключения вместе с героями Джона Толкина.

Всего доброго! До свидания!

 

Рекомендации: данная форма мероприятия может использоваться абсолютно для любой аудитории, но планирование конкурсных заданий должно учитывать возрастные и психологические особенности детей. Критерием для отбора книг могут служить юбилеи книг, писателей, важные календарные даты, желание вернуть утраченный интерес к незаслуженно забытым книгам и другие. Подходит для тиражирования.