Тренинг для детей "Дружба"

Исаева Галина Ивановна, ведущий психолог по работе с детьми

ЦГДБ имени В.И. Ленина

город Ростов-на-Дону


Цель: Воспитание дружелюбия, взаимоуважения

Задачи:

- Формировать у детей доброжелательное и доверительное отношение друг к другу

- Развивать коммуникативные навыки

- Обучить сотрудничеству и умению совместно решать поставленные задачи

Возраст участников: 5-10 лет

Оборудование и материалы: проектор, мультфильмы «Мой друг зонтик» и «Радуга», цветные карточки в форме звёзд, детская музыка, верёвочное кольцо

Продолжительность: 60 минут

Сценарный план:

1.  Приветствие, активизация внимания

2.  Постановка проблемы

3.  Просмотр мультфильма

4.  Обсуждение мультфильма

5.  Проработка проблемы

6.  Рефлексия

7.  Завершение занятия

 

Ход занятия

 

Приветствие

Психолог: Здравствуйте, ребята! Рада снова видеть вас в нашей библиотеке.

 

Активизация внимания

(Психолог раздаёт детям карточки разных цветов – белого, черного, серого, красного, зеленого, желтого, синего, голубого, розового)

Посмотрите, какого цвета карточка вам досталась. А теперь послушайте стишок. Когда услышите свой цвет, хлопните в ладоши один раз. Вот так: (хлопок). Будьте внимательны! Готовы? (дети отвечают) Итак...

Как-то раз мне подарили
Коробок карандашей:
Можно все раскрасить ими,
Всех, от пяток до ушей.
Белый, розовый, зеленый,
Желтый, красный, синий, черный,
Серый (или же простой)
И небесно-голубой.

Взял я чистую тетрадку,
Нарисую по порядку:
Небо светло-голубое,
Солнце желтое, большое.
Белым крашу облака,
Синий — для тебя, река!
Красный мак, зеленый луг.
Огляделся я вокруг...
«А почему меня не взял?!» —
Какой так карандаш сказал?

 (Дети отвечают: «Серый!», «Черный!», «Розовый!»)

А ну-ка, лист переверну
И все сначала я начну.
Пожалуй, нарисую дом.
Простым — ну серым — дым столбом,
Зеленым — крышу, красным — дверь.
Так. Что осталось мне теперь?
Раскрашу розовым окошки,
Пусть черной с белым будет кошка,
На окнах — желтые цветы,
Пускай растут для красоты!
Совсем я выбился из сил...
Какой я карандаш забыл?

 (Дети отвечают: «Синий!», «Голубой!»)

Тогда решил я сделать вот что:
Пожалуй, нарисую площадь.
На площади — большой парад,
И всех цветов флажки висят!
Желтый, серый, черный, белый,
Реет синий гордо, смело.
Голубой, зеленый, красный,
Ярко-розовый. Прекрасно!
Все цвета отметил я?

(Дети отвечают: Да!)

Все теперь мои...

(Дети продолжают: Друзья!)

 

Постановка проблемы

Сегодня мы с вами поговорим о дружбе. Но для начала мы посмотрим мультфильм.

(Психолог включает мультфильм)

 

Просмотр мультфильма «Мой друг зонтик» (1982)

 

Обсуждение мультфильма «Мой друг зонтик»

– Какое у Вас настроение после просмотра?

– Что происходило в мультфильме?

– Как вёл себя Поросёнок?

– Правильно ли он поступал?

– Можно ли так себя вести?

– А что делал Слонёнок?

– Что случилось потом?

– А в жизни такое бывает?

– Находились ли вы в такой ситуации?

– Как вы преодолеваете подобную проблему?

– Что бы вы сделали по-другому?

–Что бы вы хотели добавить, изменить в мультфильме?

Хорошо, а теперь для сравнения мы с вами посмотрим ещё один мультфильм.

(Психолог включает мультфильм)

 

Просмотр мультфильма «Радуга» (1975)

 

Обсуждение мультфильма «Радуга»

– Понравился вам этот мультфильм?

– Что показано в этом мультфильме?

– Чем отличаются друг от друга мультфильмы, которые мы только что посмотрели?

– В каком мультфильме показана настоящая дружба? Почему вы так думаете?

 

 

Проработка проблемы

Скажите мне, пожалуйста, что такое дружба? (ответы детей) Кто такой друг? (ответы детей) Конечно, друг – это тот человек, который помогает, волнуется, переживает и радуется за своего друга. Какими качествами должен обладать человек, чтобы с ним хотелось дружить? (ответы детей) А у вас есть друзья? (ответы детей) Как вы думаете, трудно ли быть настоящим другом? (ответы детей)

 

Упражнение «Кольцо понимания»

А теперь мы с вами выполним одно интересное упражнение. Для этого нам нужно встать (психолог выдаёт детям верёвочное кольцо) Станьте так, чтобы каждый мог держаться за это верёвочное кольцо одной рукой. Ваша задача – по моей команде образовать из этой верёвки ту фигуру, которую я назову. Понятно задание? (ответы детей) Готовы? (ответы детей) Тогда начинаем! Круг! (дети выстраиваются в круг) Квадрат! (дети выстраиваются в квадрат) (психолог продолжает игру, опираясь на успехи детей)

Молодцы! Давайте присядем. Ну что, друзья, трудно было выполнять задания? (ответы детей) Как у вас получалось договориться, чтобы образовать нужную фигуру? (ответы детей) Вы отлично справились с заданием. Думаю, вы сейчас на себе почувствовали, как это важно уметь договориться. Ведь если бы вы не действовали сообща, у вас бы ничего не получилось. А умение действовать вместе и не ссориться – основа дружбы.

 

Телесно-ориентированное упражнение «Рисуем на ладошках»

А для следующего упражнения нам необходимо разделиться на пары (дети делятся на пары, психолог включает музыку для релаксации)  Сядьте друг напротив друга. Одни человек закрывает глазки и протягивает к своему соседу руки ладошками вверх. Второй человек сейчас будет своими пальчиками рисовать своему другу на ладошках. Понятно задание? (ответы детей) Итак, нарисуйте на ладошках друга море, его тихие спокойные волны (дети рисуют), которые постепенно усиливаются. Тут налетает ветер… И приносит большую тучку… Из которой начинает идти дождик… Но вот тучи рассеиваются… И на небе снова появляется тёплое солнышко, которое обнимает нас, наши ладошки своими ласковыми лучиками… А теперь нарисуйте на ладошках свою дружбу, то, как бы вы её изобразили, если бы были художниками.

Молодцы, ребята! А теперь поменяйтесь местами – те, кто рисовал, закройте глазки и протяните ручки ладошками вверх к своему другу, а те, кто был с закрытыми глазами, приготовьтесь рисовать. Готовы? (ответы детей)(упражнение повторяется)

Молодцы! Расскажите, пожалуйста, что вы чувствовали, когда рисовали? (ответы детей)А что вы чувствовали, когда рисовали вам? (ответы детей)Видите, ребята, доброе отношение друг к другу всегда приятно.

 

Рефлексия

Ну что, пришла пора подвести итоги. Давайте сейчас каждый из вас расскажет, что ему больше всего запомнилось сегодня, но начнёт свою речь с фразы «Когда я буду вспоминать о сегодняшнем дне, то вспомню в первую очередь…».

(дети делятся впечатлениями)

 

Завершение занятия

И напоследок мы с вами похлопаем себе и друг другу, но сделаем это особым способом. Вы знаете, что такое «Дождик дружбы»? (ответы детей)Я вас сейчас научу, повторяйте за мной:

По левой ладошке легко постукиваем указательным пальцем правой руки. Потом добавляем второй палец и постукиваем двумя. Затем три пальца. Четыре. Пять. Хлопаем всей ладонью. Хлопаем только пальцами. Убираем один палец и стучим четырьмя. Три пальца. Два. Один.

Молодцы! На этом наше занятие заканчивается. До свидания! До новых встреч! Ждём вас в гости снова!