Школьная библиотека как социально-информационный центр

Гугучкина Светлана Маратовна, заведующий библиотекой

МАОУ "Лицей №3"

Республика Башкортостан, г.Стерлитамак


1.                Цель и задачи деятельности библиотеки как социально-информационного центра

Цель  -создание в образовательной организации зоны опережающего развития,  условий для реализации ФГОС и  повышения качества образования через организацию информационно-образовательной среды, библиотечно-информационное обслуживание, образовательную и педагогическую деятельность школьной библиотеки

Задачи:

·       обеспечение пользователям библиотеки доступа к информации, знаниям, культурным ценностям посредством использования библиотечно-информационных ресурсов;

·       обеспечение информационной безопасности участников образовательного процесса;

·       совершенствование услуг на основе внедрения новых информационных технологий и компьютеризации библиотечно-информационных процессов;

·        организация дистанционных информационных услуг учащимся, педагогам, родителям на сайте, в социальных сетях;

·       оказание методической помощи педагогам с использованием медиаресурсов, информационное сопровождение уроков, семинаров, совещаний, педсоветов;

·       организация дополнительного образования пользователей, формирование информационной культуры;

·       создание комфортной развивающей  среды для  интеллектуального развития  и социализации школьников, которая отвечает  их

возрастным и индивидуальным особенностям.

Для реализации основных задач библиотека лицея как социально-информационный центр:формирует фонд библиотечно-информационных ресурсов в соответствии с образовательными программами лицея;осуществляет библиотечно-информационное обслуживание пользователей на абонементе, в читальном зале, удаленно на сайте и в социальных сетях;создает информационно-библиографический контент – электронные каталоги, рекомендательные списки, указатели, обзоры, буктрейлеры, презентации; организует дополнительное образование на занятиях по внеурочной деятельности.

2.              Применяемые формы работы с читателями

Библиотека лицея содействует формированию культурной, гуманной и нравственной личности, развивает гражданские качества, учит нормам общения в духе согласия и терпимости,  информационной культуре и безопасности.

В 2015 году была разработана и введена в действие программа развития библиотеки на 2015–2020 годы «Информационно-библиотечный центр как элемент информационно-образовательной среды лицея». Для ее создания мы опирались  на работы  признанных мастеров библиотечного дела: профессоров И.И. Тихомировой, А.Н. Ванеева, Н.И.Гендиной, А.В.Соколова, Ю.Н. Столярова, В.А. Бородиной.

Библиотека лицея, являясь центром реализации индивидуальных творческих способностей учащихся и инновационного развития педагогов, в содружестве с классными руководителями и учителями-предметниками развивает такие направления работы, как: информационная деятельность, исследовательская деятельность, проектная деятельность, литературно-познавательная деятельность, исследовательская деятельность,  работа с художественным и научным текстом, мультимедийные технологии, информационно-коммуникационные технологии.

Наша библиотека как социально-информационный центр является  центром общественной жизни, чтения и непрерывного образования.Воспитать в детях «привычку к библиотеке» – процесс, требующий постепенности. Эта работа начинается в лицее с первого класса. Библиотека реализует программу внеурочной деятельности «В мире книг» для 1 классов, спецкурс «Формирование информационной культуры школьников» для  1-2, 3-4, 5-7 классов (программа Н.И. Гендиной, КемГИК) [1].

Библиотека лицеяв своей работе использует традиционные формы работы с пользователями  (книжные выставки, беседы, библиотечные уроки, обзоры, Дни информации, Дни семейного чтения, Дни возвращенной книги, благотворительная акция «Книга – школе», «Книги дарят выпускники»,экскурсии) и активно внедряет современные формы, с применением ИКТ.

В библиотеке оформлены книжные выставки и тематические полки: «Стиль жизни – ЭКО», посвященная Году экологии в Российской Федерации; «Люби и знай свой край родной», «Край родной в стихах и прозе» (краеведение); «Народной мудрости источник» (родные языки); «Человек. Космос. Вселенная» (астрономия); «Основы безопасности жизнедеятельности», «Ее величество математика», «По дорогам сказок», «Путешествие в страну Журналию», «Читай, лицеист!»  (продвижение наук и чтения). Оформление библиотеки включает информационные стенды «Уголок безопасности», «Мир книг».

Информационно-визуальная среда не ограничивается стенами библиотеки.В рекреации рядом с библиотекой размещена информационная зона,  оформлен стенд «Ради жизни и мира на земле!», посвященный Великой Отечественной войне, установлен телеэкран.. В читальном зале  и в других рекреациях лицея также имеются телеэкраны, на которых транслируются новости библиотеки, реклама, пропагандирующая чтение, виртуальные выставки, презентации, буктрейлеры. В лицее организована зона буккроссинга – свободного обмена книгами.

Среди новых форм работы -сторителлинг (читательский дневник), библиоквест и библиокэшинг(библиотечное ориентирование), акции по продвижению чтения, Международный День книгодарения.

Библиотека лицея активно участвует в проведении Международного конкурса чтецов «Живая классика», организует творческие конкурсы чтецов, читательских отзывов, эссе, рисунков и иллюстраций, книжных закладок, плакатов, декоративно-прикладного творчества.

Библиотека использует электронные ресурсы внедряет, информационные коммуникации: сайт и социальные сети. В читальном зале имеется  хорошо укомплектованный книжный фонд, доступ к электронным образовательным ресурсам Интернета, оснащение ноутбуками, зона WI-FI.

В2017 году МАОУ «Лицей № 3» получил статус федеральной экспериментальной площадки Ассоциации школьных библиотекарей русского мира (РШБА) в рамках Всероссийского проекта «Читающая мама  - читающая страна», направленного на популяризацию семейного чтения и повышение компетенций родителей в данной области. В читальном зале организован уголок материнского чтения «Читающая мама». Для дистанционной работы с учащимися и родителями как руководителями детского чтения в социальной сети ВКонтакте создано сообщество «Читающая мама» (г.Стерлитамак).

С2018-2019 учебного года в библиотеке работает клуб семейного чтения «Читайка».

На официальном сайте лицея функционирует страница библиотеки, где размещены: нормативная документация, новости библиотеки,папка «Читающая мама», буктрейлеры и т.п.

3.     Охват читательской аудитории, включая педагогов и родителей

В МАОУ «Лицей № 3» обучается 1035 учащихся. Пользователями библиотеки являются 1132 человека -учащиеся, педагоги, сотрудники, родители. Средняя посещаемость библиотеки читателями составляет – 16 раз в год. Средняя книговыдача – 37 экземпляров в год.  

Учебный год

Основной книжный фонд (А)

Фонд учебников

Кол-во учащихся

Число пользователей (В)

Число посещений (С)

Книговыдача (Д)

Средняя посещаемость = С\В

Читаемость =Д/В

Книгообеспеченность = А\В

Обращаемость фонда = А/Д

2014-2015

18403

18369

913

979

14685

30894

15

36

18

3,6

2015-2016

18403

19 114

960

1026

16416

33783

16

35

19

3,9

2016-2017

18477

21 907

1001

1095

18615

36707

17

36

19

4,7

2017-2018

17957

41582

1034

1132

17641

39007

17

37

17

4,6

 

 

4.                Формирование направленности читательского интереса

Формирование направленности читательского интереса  является одной из ключевых задач педагогической деятельности  библиотеки.

Внедрение профессионального стандарта «Специалист в области воспитания»и должности педагог-библиотекарь позволяет в школьной библиотеке как социально-информационному центру  реализовать функцию дополнительного образования. Заведующий библиотекой лицея(педагог и библиотекарь по образованию) выполняет важную социальную миссию – идет от того, что значимо для ребенка, соотносит его потребности с книгой, учит ориентироваться в книжном и информационном пространстве,  вводит ребёнка в мир знаний, культуры и информации.

Определенным образом влияет на детей и сама библиотечная интеллектуально насыщенная среда. Важным педагогическим преимуществом является возможность неформального, свободного, личностно-ориентированного общения  детей между собой, библиотекаря с читателем, исключающего принуждение и с опорой на книги

Необходимым условием для работы по формированию читательских интересов детей является изучение уровня сформированности этих интересов. В 2018 г. среди учащихся и родителей 1-6 классов проводился мониторинг особенностей чтения посредством анкетирования «Чтение в моей жизни». Проанализировав анкеты участников, организаторы мониторинга получили следующие результаты: библиотека является одним из популярных мест лицея. Мониторинг поддержал интерес к библиотеке, сделал  ей рекламу, повысил социальный имидж.

Очень важно для развития читательского интереса поддерживать комфортную развивающую среду, интеллектуальное поле, притягивающее к чтению, общению, развитию. В читальном зале оформлена выставка «Любимая книга моего учителя», цель которой развить читательский вкус и поддержать интерес к чтению хороших книг посредством личной рекомендации учителем своей любимой книги.

Библиотека осуществляет информационное сопровождение профессиональной деятельности педагоговпри подготовке к урокам, тематическим классным часам, выступлениям на педагогических советах. 

5.     Распространение опыта работы библиотеки

 

·                        III Всероссийский форум «Школьные библиотеки нового поколения»,г.Москва, 2018г.

·                        Уфимский международный салон образования (УМСО-2018), г.Уфа, 2018 г.

·                   I-Х Всероссийские форумы школьных библиотекарей в «Михайловское»,п.Пушкинские Горы, 2007- 2017гг.

·        Всемирный форум Международной ассоциации школьных библиотек IASL 2014, г. Москва, 2014г.

·        Городской образовательный форум «Образование в Стерлитамаке: точки роста», 2018г.

·        Городской семинар-практикум «Роль семейного чтения в жизни современной семьи  и ребенка», 2019г.

 

·                   Городской образовательный форум «Актуальные проблемы муниципальной системы образования: наука, практика, перспективы развития» г.Стерлитамак, 2017г., площадка «Общественно-государственный подход к развитию школьных библиотек»;

·                   Всероссийская научно-практическая конференция «Экологическое образование, экологическая культура в условиях реализации ФГОС: опыт, проблемы, перспективы»; г. Стерлитамак, 2017г., площадка «Экология во внеурочной деятельности»;

·                   Всероссийский конкурс «Школьная библиотека как центр формирования информационной культуры личности», г. Москва, 2013г.;

·                   Республиканский конкурс «Лучшая школьная библиотека», 2011, 2015 гг.»

·                   Городской мастер-класс «ИКТ в школьной библиотеке»;

·                   Городские курсы «Информационная безопасность»,2015г.

·                   Всероссийский конкурс «Читающая мама»,2017г.;

·                   Межрегиональный форум «Школьные библиотеки нового поколения», Москва,2016,2017г.

·                   Результативность:

·                   Гран-при в Республиканском конкурсе «Читающие родители – читающие дети»,2018 г.

·                   Межрегиональная интернет-акция “Читаем с ЛитРес”, Диплом, 2018г.

·                   Проект «Пространство книги» Национальной библиотеки им.  А.-З. Валиди РБ, Диплом, Сертификат, 2018г.

·        Диплом I степени за победу в конкурсе «Лучшая школьная библиотека Республики Башкортостан – 2017»г.

·                   II место в Республиканском конкурсе «Читающие родители – читающие дети», муниципальный этап, 2017г.

·                   Iместо в городском конкурсе проектов в рамках акции «Неделя детской и юношеской книги – 2017», в номинации «Библиографический указатель», г. Стерлитамак, 2017г.

·                   III место в городском конкурсе проектов в рамках акции «Неделя детской и юношеской книги – 2017» в номинации «Методическая разработка и дидактический материал», г. Стерлитамак, 2017г.

·                   Диплом III степени за победу в конкурсе «Лучшая школьная библиотека Республики Башкортостан – 2015»г.

·                   Грамота за активное участие во Всемирном форуме Международной ассоциации школьных библиотек IASL 2014.

·                   Диплом II степени за победу во всероссийском конкурсе «Школьная библиотека как центр формирования информационной культуры личности», 2013г.

·                   Диплом I степени в городском рейтинге школьных библиотек;

·                   Благодарственные письма за активную деятельность и участие в выставке инновационного опыта на всероссийских форумах РШБА, 2009-2017гг.

·                   Почетная грамота за номинацию в конкурсе «Лучшая школьная библиотека Республики Башкортостан – 2011».

6.                Роль библиотеки в учебно-воспитательном процессе образовательной организации, в том числе во внеурочной деятельности и оказание дополнительных образовательных услуг

Профессиональный стандарт «Специалист в области воспитания» позволяет  в школьной библиотеке как социально-информационном центре организовать дополнительное образование. В январе 2020 г. предусмотрено введение в штат лицея должности педагог-библиотекарь.

Главные задачи библиотеки лицея – образование, развитие и воспитание подрастающего поколения. Однако сама школьная библиотека – это пространство, не регламентированное стандартами системы образования, она обладает большей гибкостью и адаптивностью, чем школа в целом. Это дает возможность библиотеке лицея сохранить свою ценность и свое место в системе при условии, что она реализует и поддерживает направления, выходящие за рамки традиционных в библиотеке, но ориентированные на вызовы современного образования. Школьная библиотека – надпредметная социальная территория, которая может взять на себя не только образовательную, но и воспитательную, информационно-методическую, культурно-просветительскую, профориентационную и досуговую функции.

Классные  часы, работа по профориентации, интегрированные уроки,  дискуссии, литературные игры, викторины,  квесты, конкурсы презентаций,буктрейлеров, чтецов, рисунков, сочинений, работа по краеведению – все находит свое место в работе библиотеки. 

В библиотеке используются активные  формы и методы работы, которые побуждают читателя мыслить, рассуждать, отстаивать свою точку зрения. Этому способствует работа школьника с информацией, размещенной на страничке библиотеки на сайте лицея, внеурочные занятия «В мире книг». В программу развития библиотеки на 2015–2020 годы «Информационно-библиотечный центр как элемент информационно-образовательной среды лицея»входит цикл занятий по внеурочной деятельности «Формирование информационной культуры школьников» (программа Н.И. Гендиной) для учащихся 1-2, 3-4, 5–7 классов.

В проведении библиотечных уроков и внеурочной деятельности  используются игровые технологии. Например, «Экскурсия в библиотеку» проводится в игровой форме, во время работы летнего лагеря проводится библиоквест«По дорогам сказок А.С.Пушкина» и  т.п.Учащимся начальных классов нравятся настольные игры. Библиотека выписывает для них газету «Непоседа», где печатаются настольные игры-путешествия. На переменах дети с удовольствием играют и читают детские журналы, с нетерпением ждут выхода новых номеров, приносят свои игры.

Одним из основных направлений деятельности  библиотеки лицея является воспитание культуры чтения. Чтение – базовый компонент учебной деятельности, обеспечивающий успех школьника по всем дисциплинам. Без чтения нет образования. 03.06.2017 г.утверждена «Концепция программы поддержки детского и юношеского чтения в Российской Федерации», в которой обозначены возможности и обязательства, которые накладываются на всех, кто занимается поддержкой и развитием детского и юношеского чтения» [7].Считаем  важным в своей работе следующий тезис Концепции: «Приобщение детей к чтению есть необходимое условие формирования нового поколения российских граждан, которым предстоит на высоком интеллектуальном уровне ответить на вызовы современности, обеспечить устойчивое развитие страны в ситуации усиливающейся глобальной конкуренции в экономике, политике, образовании, науке, искусстве и в других сферах».

Библиотека лицея является федеральной экспериментальной площадкой РШБА в рамках проекта по чтению «Читающая мама – читающая страна».Проект  реализует идеи Общества русской словесности и Национальной программы поддержки детского и юношеского чтения в Российской Федерации, направлен на повышение родительской компетенции в вопросах детского чтения, укрепление школьной библиотеки как эффективного элемента российской инфраструктуры чтения, интеллектуального развития ребенка, как следствие – повышения качества образования. Проект рассчитан  на 2017 - 2021 гг. Цель проекта – возрождение традиций семейного чтения и развитие культуры чтения ребенка на основе усилий лицея, семьи, педагогического коллектива; увеличение читательской активности учащихся начальных классов.

   На странице библиотеки на сайте лицея размещены  новостная лента,  нормативная документация, презентации и буктрейлеры,  папка «Читающая мама». В библиотеке лицея оформлена зона, посвященная продвижению чтения «Положи свое сердце у чтения». Всоциальной сети ВКонтакте для дистанционной работы с родителями учащихся функционирует сообщество «Читающая мама», работает клуб семейного чтения «Читайка»

Еще одно приоритетное направление работы библиотеки нашего лицея - краеведение. В фонде библиотеки краеведческая литература занимает особое место. Этому способствует и столетняя история лицея, расположение в исторической части старого города, работа музея истории школы. Создан краеведческий библиопроект по книге Ф. Юмагузина, А.Наумова «Улицы керосиновых фонарей», посвященной 250-летию Стерлитамака. В лицее проводилась  читательская конференция для учащихся 7 – 11 классов, встреча с автором книги «Улицы керосиновых фонарей», журналистом газеты «Стерлитамакский рабочий», выпускником лицеяФаязомФуатовичемЮмагузиным. Учащиеся совместно с библиотекарем создали видеопрезентацию по книге, которая транслируется на телеэкране в рекреациях и  в читальном зале, младшие школьники приняли участие в городском конкурсе книжных закладок в рамках международного месячника школьных библиотек. Дети сделали книжные закладки об улицах города, используя материал  книги Фаяза Юмагузина и заняли призовые места.  Завершающим этапом работы стало создание буктрейлера, которыйзанял II место в муниципальном этапе Республиканского конкурса «Читающие родители – читающая страна».

В библиотеке лицея широко используются сетевые технологии для взаимодействия читателей, поддержка интереса к чтению применение современных, интересных детям коммуникационных технологий.

Для чтения учащихся в летнее каникулярное время в библиотеке  оформляются информационный стенд и тематическая папка  на странице библиотеки на  сайте школы «Маршруты летнего чтения» для детей и родителей.Ежегодно, 14февраля проводится благотворительная акция «Международный День книгодарения», в ходе акции книжный фонд библиотеки пополняется интересными книгами.

7.                Краткая характеристика библиотечного обслуживания обучающихся и педагогов

Основные группы пользователей библиотеки лицея – учащиеся, учителя, администрация лицея и родители. Их интересы являются приоритетными. Библиотека лицея тесно сотрудничает с учителями-предметниками, классными руководителями, организаторами воспитательной работы. К предметным неделям, олимпиадам, конкурсам педагогического мастерства, при подготовке к аттестации, участию в научно-практических конференциях и семинарах осуществляется библиографический подбор учебной и методической литературы, электронного контента, оформляются книжные выставки, транслируются электронные презентации, проводятся классные часы, интегрированные уроки. Более подробно описано и приведены количественные показатели в п.3 конкурсной работы.

8.                Взаимодействие с органами местной власти, городскими библиотеками, общественностью и другими партнерами.

 

 

С 2007 года библиотека МАОУ «Лицей № 3» является членом Ассоциации школьных библиотекарей русского мира (РШБА), подписчиком  изданий РШБА. На международных, всероссийских, зональных форумах Ассоциации был неоднократно представлен инновационный опыт работы, который получил высокую  общественную и профессиональную оценку.

В 2016 году между МАОУ «Лицей № 3» и МАОУ «Гимназия № 1» г.Стерлитамак был заключен«Договор о сетевом взаимодействии и сотрудничестве»в рамках мероприятия  2.3. Федеральной целевой программы развития образования на 2016 – 2020 гг. («Развитие школьной библиотеки»)с целью сбора, усвоения и распространения инновационного образовательного опыта.

В 2018 году между МАОУ «Лицей №3» и МАОУ «СОШ №31» г.Стерлитамак был заключен«Договор о сетевом взаимодействии и сотрудничестве»в области образовательной, научно-исследовательской, методической и инновационной деятельности в рамках методической сети «Формирование информационной культуры школьника», созданной в целях реализации инновационного проекта «Аэрокосмическая школа» в рамках конкурса 2018-03-03 Министерства просвещения Российской Федерации «Инновации в школьном естественно-научном и инженерно-математическом образовании» отдельных мероприятий государственной программы Российской Федерации «Развитие образования».

 

Библиотеку МАОУ «Лицей № 3» и МБУ «Централизованная библиотечная система» ГО г. Стерлитамак РБ связывают партнерские отношения, заключен «Договор о сотрудничестве».Учащиеся лицея активно участвуют в массовых мероприятиях, проводимых сотрудниками  Центральной городской библиотеки.

9.     Описание деятельности по созданию положительного имиджа библиотеки

Как верно заметил французский писатель Жана Кокто:«Имидж нельзя купить. Его можно только создать. Сначала вы работаете на имидж, а потом он работает на вас». Благодаря славной вековой истории лицея, ее прежнему и нынешнему коллективу:  директорамМалофееву Г.И., Шикановой Л.В., Губайдуллиной А.М., библиотекарям Каримовой Г.Е., Гугучкиной С.М., библиотека лицея имеет хороший книжный фонд, популярность и высокую оценку в профессиональном сообществе, материально-техническую базу. Постоянно пополняемый фонд художественной литературы, современные энциклопедии, компьютер с выходом в Интернет, копировально-множительная техника привлекают в библиотеку учащихся и учителей.  Положительный имидж библиотеки создает доступный  полноценный фонд, комфортный интерьер библиотеки, эстетичное оформление выставок, информационных стендов.

Использование рекламы библиотечных услуг – одно из ключевых звеньев продвижения библиотечной продукции. Популяризации библиотеки лицея содействует создание звуковых рекламных записей и видеороликов, буклетов, закладок, календарей. Информационные материалы о библиотеке оказывают содействие созданию положительного имиджа, раскрывают историю, современное состояние библиотеки. Трансляции объявлений, афиши месяца, презентаций по плазменному экрану в фойе на этажах лицея и в читальном зале библиотеки используются как часть рекламной компании по созданию имиджа. Своевременное обновление новостей, интересных тем и событий на странице библиотеки на сайте лицея, сообщества в социальной сети способствуют увеличению количества читателей и более широкому распространению чтения.

10.           Внедрение инновационныхтехнологий

С сентября 2016 года МАОУ «Лицей №3» является площадкой по реализации (апробации) пилотного тестирования образовательной программы учебного курса «Бюджетная грамотность для старшеклассников», который реализуется Всемирным Банком по заказу Министерства Финансов Российской Федерации.Кроме того, МАОУ «Лицей №3»является федеральной экспериментальной площадкой по работе с одаренными детьми, пилотной площадкой Корпорации «Российский учебник»по апробации учебника «Технология» Е.С.Глозмана и внедрению электронных форм учебников.

В проведении библиотечных уроков и внеурочной деятельности  используются информационно-коммуникационные технологии.В рамках телекоммуникационных библиопроектов «Патриоты Урала»,  «Чтение.ru»осуществляется практика участия в телемостах между школьниками МАОУ «Лицей №3» иМАОУ «СОШ №45» г. Новоуральск Свердловской области.  Традиция зародилась в 2009 году на форуме РШБА в Михайловском, библиотелемост собирает уральских и стерлитамакских школьников накануне праздника День Победы, в рамках Международной  акции «Читаем книги о войне». Учащиеся лицея № 3 вспоминают  выпускников, ушедших на фронт со школьной скамьи, организуют «Бессмертный книжный полк», представляя произведения башкирских поэтов и писателей-фронтовиков. Телеконференции отличает патриотическая, гражданская тематика, например, «Недаром помнит вся Россия», посвященная  Отечественной войне 1812 г., на которой лицеисты рассказали новоуральцам о знаменитых башкирских конниках, называемых «Северными амурами», «Мир без нацизма», «Читаем книги Альберта Лиханова» , «Мы – за здоровый образ жизни» и др.

11. Создание комфортной развивающей среды библиотеки

В отличие от предметного обучения в самой школе, деятельность библиотеки носит универсальный надпредметный характер, направленный на поддержку и развитие как учебной, так и внеурочной деятельности детей, связанной с самообразованием.В книге «Как воспитать талантливого читателя» И.И.Тихомирова пишет: «Ребенок в библиотеке должен чувствовать себя не как ученик, чьи успехи характеризуются оценками, а в большей степени иметь возможность проявлять себя как личность – показывать свои увлечения, интересы, желания [11].Дети приходят в библиотеку как в некое место в школе, где интересно, уютно, безопасно, не ставят отметки. Нам очень важно создать комфортную развивающую среду, интеллектуальное поле, притягивающее к чтению, общению, развитию.

Библиотека включает в себя красивое оформление стеллажей, стендов, расположение фонда, различные дизайнерские решения. Произведено зонирование площади: библиотека занимает два помещения - читальный зал, совмещенный с абонементом,  и книгохранилище. Зона абонементасодержит зону открытого доступа, предоставляющую читателю возможность самостоятельного поиска и выбора документов в библиотечном фонде. Библиотека лицея функционируют как воспитательно-образовательный, информационно-досуговый центр, привлекательное для читателей место, где созданы комфортные условия для работы, общения читателей разных возрастов  при которых ребенок захочет учиться и совершенствоваться.Здесь уютно и комфортно. Зону коллективной работы представляет  «овальный стол», закоторым подросткам удобно работать над совместными научно – исследовательскими проектами, проводить мозговые штурмы, обсуждать животрепещущие вопросы. Презентации проектов, демонстрация учебных фильмов, выставки осуществляются в презентационной зоне,  оборудование которой включает интерактивный комплекс (экран, проектор, ноутбуки). Оформляется рекреационная зона. В ней читателям создаются комфортные условия для досуговой деятельности, отдыха, свободного выхода в Интернет.

Для родительского сообщества и для реализации библиотечного проекта оформлена специальная зона «Читающая мама». Одноименная книжная выставка состоит из трех разделов: 1.Читающая мама – читающая страна. 2.«Читать» должно быть как «дышать» 3. Читаем с мамой. Для родителей и детей рядом с книжной выставкой организовали место для чтения детских книг, газет и журналов. Напротив зоны «Читающей мамы» установлен плазменный экран, что позволяет библиотекарю транслировать учащимся и их родителям новинки детской литературы, презентации, виртуальные книжные выставки, буктрейлеры.

12.Актуальность проекта; инновационность используемых подходов; понятность и востребованность результата; общественная значимость и эффективность воздействия на предполагаемые аудитории проекта; обоснованность запрашиваемых средств, реалистичность исполнения проекта.

Актуальность проекта «Читающая мама – читающая страна» заключается в том, что процесс детского чтения подвержен влиянию различных факторов. Одним из основных является состояние жизни общества в тот или иной исторический период. В последнем десятилетии дети растут в условиях кризиса чтения, в окружении нечитающих взрослых (родителей), чье детство пришлось на книжный дефицит 90-х годов XX века. Большинство детей ни разу не видели своих родителей за книгами. Для них просто нет положительного родительского  примера. К сожалению, среди поколения Z растёт число нечитающих детей обладающих туннельным зрением и клиповым чтением. Для них чтение - тяжкая повинность. Они не осознают его не только как средство общекультурного развития, но и как средство, гарантирующее учебные успехи по всем предметам.Чтение – метапредметно,  оно связано в школе не только с литературой, является основой для изучения всех дисциплин.

В условиях, когда чтение и воспитание рассматриваются как стратегический ресурс российского общества, вопрос о том, что читать детям становится особенно актуальным. От того, что предлагать читать детям, зависит престиж чтения, отношение к нему и у детей, и у взрослых.

Новизна и инновация проекта «Читающая мама – читающая страна» выражается в создании в лицее интерактивной системы по формированию  культуры чтения младших школьников совместно с родительской общественностью. Реализация проекта  способствует обучению  родителей и школьников основам организации чтения в семье как руководителей детского чтения. Это позволит сделать работу с семьей более интересной и эффективной. Проект поможет родителям  воспитать у детей художественно-эстетический вкус, любовь к книгам, а через них духовно-нравственных  ценностей и качеств.Существует немало научных доказательств, что интеллект передается ребенку от матери. Международный опыт школ Шанхая, где имеются не только «учительские», но и «родительские» комнаты в которых мамы читают детям вслух, а школьники лидируют в исследованиях PISA доказывает, что  совместное чтение, и именно материнское, влияет на интеллектуальное и эмоциональное развитие детей.

Возрождение традиций материнского чтения является ответом на утрату учащимися мотивации к чтению книг, на общественную потребность в воспитании детей.Совместное семейное чтение отличается от чтения на уроках комфортными условиями, живым контактом ребёнка с родителем, звучанием голоса, сопровождаемого мимикой, жестами, а также возможностью задать вопрос, получить разъяснение, вести жизненно значимый разговор  о  прочитанной  книге.  Тихие и радостные моменты детства, совместное чтение книг, духовная близость с мамой могут стать человеку опорой на сложном жизненном пути. Важно не растерять эту связь семьи и книги. А укреплять ее так, чтобы она передавалась из поколения в поколение, чтобы чтение стало семейным.

Понятность и востребованность результата - реклама библиотеки лицея и позиционирование чтения;привлечение внимания родительской общественности к  проблеме отказа юного поколения от чтения;организация сотрудничества библиотекаря  с родителями учеников;возрождение традиций семейного и материнского чтения;разностороннее и гармоничное развитие ребенка через знакомство с лучшими произведениями  классической и современной литературы;обобщение и распространение опыта  среди родительской общественности.

Реализация проекта «Читающая мама – читающая страна» реалистична, внедрение данного проекта рассчитано на 2017-2021 гг. Сметой предусмотрены расходы на комплектование фондов, подключение к электронной библиотеке, полиграфическую продукцию и т.д. общим объемом 98 520 рублей из бюджетных средств и средств от иной, приносящей доход деятельности.

13.Перспективы развитиябиблиотечного обслуживания читателей

Перспективы библиотечного обслуживания читателей намечены в Программе развития библиотеки на 2015–2020 годы «Информационно-библиотечный центр как элемент информационно-образовательной среды лицея». Предполагается, что при активном использовании новых технологий  библиотека выйдет на качественно новый уровень обслуживания читателей -  использование электронной информации. Также будут развиваться интерактивные формыбиблиотечной работы по привлечению к чтению, формированию духовно-нравственной и информационной культуры. Продолжатся библиопроекты по краеведению с городскими авторами-краеведами Ф.Ф.Юмагузиным, Н.В.Сидоренко, патриотический библиофлешмоб «Бессмертный книжныйполк», в 2018г. на базе библиотеки лицея пройдет 9 межрегиональнаятелеконференция «Патриоты Урала».Продолжится реализация проекта«Читающая мама – читающая страна»,  родительскийбиблиовсеобуч, на который приглашены преподаватели –психологи Стерлитамакского филиала БашГУ, детские писатели Татьяна Бокова, Дмитрий Рогожкин и др. В рамках проекта будут проведены мероприятия с ведущими российскими и республиканскими журналами для детей, родителей, педагогов «Читайка», «Аллюки», «Акбузат», «Дошкольный мир», «Учитель Башкортостана», «Бельские просторы», «КызалТан». Будет продолжен проект «Пять шагов к читающей школе: стратегии роста». По инициативе городских общественных организаций – Ассоциация школьных библиотекарей русского мира (РШБА) и Русское географическое общество (РГО) совместно с учителями географии, истории и культуры Башкортостана, внедряется новый ГЕО-БИБЛИО-проект «Широка странамоя родная». В марте 2019г. интерактивный телемост свяжет школьников из лицея №3 г.Стерлитамак с школьниками из других регионов России.

Будет продолжена педагогическая деятельность, дополнительное образование в рамках внеурочных занятий по курсу «Формирование информационной культуры школьников», обучению детей безопасности пользования ресурсами  Интернета в летнем школьном лагере.

Не менее важным направлением является информационно-методическая работа с учебным фондом, по выбору и применению учебников, дающих большую эффективность и качество образования. Будет продолжено апробирование новых учебно-методических комплексов, проведение для педагогов на базе лицея всероссийских семинаровиздательств «Просвещение», Корпорации «Российский учебник», «Русское слово», НФМЦ им Л.В.Занкова и др. Активно внедряется в лицее электронное образование, электронные формы учебников  (ЭФУ) по разным предметам издательств «Просвещение», «Вентана-Граф». Необходимо отметить, что учащиеся, родители и педагоги положительно относятся к внедрению ЭФУ в образовательный процесс.С сентября 2018   г. библиотека лицея № 3 подключилась к Электронной библиотеке «ЛитРес».

 С целью финансовой поддержки реализуемых проектов и одаренных детей библиотека будет принимать участие в республиканских ивсероссийских конкурсах «Лучшая школьная библиотека Республики Башкортостан», «Читающая мама - читающая страна», социальных проектах Корпорации «Российский учебник» и др.

14.Перспективыукрепления материально-технической базы, информационногопространства библиотеки

МАОУ «Лицей № 3» – одна из старейших школ города. В ноябре  2017 года школе исполнилось 105 лет. Ресурсной базой обновления образования, современным информационно-образовательным центром для всех участников образовательного процесса в нашем лицее является школьная библиотека.Для укрепления материально-технической базы и информационного пространства библиотеки планируем преобразовать библиотеку в информационно-библиотечный центр. По разрабатываемому проекту «Библиотека без стен»весь лицей представит  как бы единое информационно-библиотечное пространство.

В перспективе планируется проведение реконструкции здания, что позволит значительно расширить  библиотечное пространство, продолжить зонирование, организовав места для интеллектуального и социального развития, комфортную обстановку для детей с разным психологическим фоном, детей с ОВЗ, комплектование фонда современной справочной, научно-популярной литературой по профилю учебного заведения, качественными детскими книгами.

Вторым направлением материально-технического развития является автоматизация  библиотечно-информационных процессов  с применением новейших технологий (RFID-технологий),создание электронной (цифровой) библиотеки.

С целью материально-финансовой поддержки в 2018г. лицей №3 участвовалво  всероссийском  конкурсе инновационных проектов (программ) ФЦПРО по направлению 2.3. «Развитие школьной библиотеки», стал победителем регионального этапа.

15.  Освещение работы библиотеки в СМИ

Опыт работы библиотеки лицея широко освещен в средствах массовой информации. Имеются публикации, отзывы учащихся, статьи педагогов, заведующей библиотекой на страницах городских газет «Деловой Стерлитамак», «Стерлитамакский рабочий», «Стерлитамак-неделя», «Ашкадар». Неоднократно опыт библиотеки представлен на страницах всероссийского журнала «Школьная библиотека» и в сборниках всероссийских форумов школьных библиотекарей. Эффективно используются электронные СМИ, социальные сети Фейсбук, ВКонтакте. 

Публикации в СМИ:

1.       Алиева О.П. Ветер перемен. Школьные библиотекари берут новые высоты // Деловой Стерлитамак. – 2014. – 13.11.- № 21.

2.       Быкова Т. Расстояния не страшны // Наша городская газета. – 2016. – 21.12.-№51.- (Екатеринбург).

3.    ВалиеваГ. Р. Фольклор в современной башкирской сказке: формирование информационной культуры на уроках регионального компонента / Г. Р. Валиева, С. М. Гугучкина //Школьная библиотека. – 2013. - № 9/10. – С.91-94.

4.       Григорьев М.В. Электронное образование в Стерлитамаке: от теории к практике // Образование: традиции и инновации.–2016.–№3.–С.64–65.

5.       Николаева Т. Школьные библиотеки нового поколения: на пути великого перехода: круглый стол // Деловой Стерлитамак.– 2016. –17.11.- №22.

6.       Николаева Т. Экологическое образование, экологическая культура в условиях реализации ФГОС: опыт, проблемы, перспективы // Деловой Стерлитамак. – 2017. –07.09.- №17.

7.       Пысина Л.В. Здоровое поколение – сильная страна! // Деловой Стерлитамак. – 2017.20.04.- №8.

 

8.       Сафиуллина Р.А. Дарите книги с любовью! // Деловой Стерлитамак. – 2017. –16.03.-  №6.