Конспект совместной организовано-образовательной

поисково-исследовательской деятельности с детьми старшего дошкольного возраста "Минеральные воды как лечебные ресурсы"

Фадина Дарья Алексеевна, воспитатель

Рыбакина Юля Владимировна, воспитатель

Давыдчева Елена Геннадьевна, воспитатель

МБУ детский сад № 48 "Дружная семейка" г.о. Тольятти

г.Тольятти


Цель:

Сформировать эколого-экономических представлений у детей в процессе познавательно-исследовательской деятельности на материале изучения минеральных вод Самарской области.

Задачи:

ü    Расширять, уточнять, систематизировать представления о природных ресурсах родного края.

ü    Способствовать усвоению детьми  представлений о минеральных водах Самарской области, как лечебном ресурсе.

ü    Стимулировать проявление детской активности   в поисково - исследовательской деятельности по поиску минеральных источников на карте Самарской области.

ü    Поощрять желание детей узнавать все больше и больше о природных ресурсах родного края, используемых людьми для оздоровления и удовлетворения своих потребностей.

ü    Продолжать развивать интерес детей к сырьевым источникам и природным ресурсам Самарской области, как объекту экономической деятельности человека.

ü    Формировать у детей исследовательские умения, определяющие развитие поисково-исследовательской деятельности:

•        умение выдвигать гипотезы и  задавать вопросы; 

•        умение давать определение понятиям; 

•        умения и навыки проведения экспериментов;

•        умения делать выводы и умозаключения и защищать свои идеи.

ü    Активизировать способы действий с географической картой Самарской области (поиск и макетирование).

ü    Продолжать совершенствовать речевые  навыки детей при произношении названий минеральных источников и минеральных вод, получаемых из этих источников.

 

Оборудование:

Ноутбук, интерактивная доска, презентация «Минеральные источники Самарского края», фотографии источников и месторождений минеральных вод Самарской области и видов минерально – столовой и минерально – лечебной воды, картинный материал с изображением людей, профессии которых связанны с минеральной водой (гидрогеолог, инженер по бурению, учёный химик, физиотерапевт, доктор, медсестра, буфетчица, продавец), две куклы в национальных костюмах народов Поволжья (Аленушка и Иванушка), мягкая игрушка Козлёнок, фартук, чепчик, халат и шапочка врача, халат медсестры, каски, очки, пробирки, интерактивный макет «Минеральное месторождение», контурная карта Самарской области с акцентами на минеральные источники, магнитная доска, магниты, маркеры – карточки с названиями природных источников минеральной воды, алгоритм добычи и производства минеральной воды, карты – задания, фишки - символы, несколько видов питьевой минеральной воды в бутылках с этикетками, разовые пластиковые стаканчики, экран – самоанализа в виде гор с тремя высотами, фишки – смайлики.

 

Ход ООД:

 

Педагогом создаётся проблемная ситуация: появляется кукла Алёнушка и мягкая игрушка Козлёнок.

- Ребята, посмотрите! Кажется, у нас гости! Кто это к нам пришёл?

(ответы детей)

Педагог говорит от имени персонажей.

- Конечно, это сестрица Алёнушка и её братец Иванушка! Алёнушка плачет, у неё случилось горе! Иванушка попил грязной воды из лужи и стал Козлёночком! По - этому они к нам и пришли, за помощью! Нужно знать какую воду можно пить, чтоб не заболеть. А ещё есть лечебная вода – минеральная, которая может помочь человеку поправить здоровье!

Ну что, ребята, поможем Алёнушке, расскажем про минеральную воду?

(ответы детей)

Педагог демонстрирует презентацию «Минеральные источники Самарского края» на интерактивной доске, по ходу презентации даёт комментарии и пояснения.

В ходе просмотра делается пауза, для выполнения пальчиковой гимнастики (по теме ООД) в качестве физической и зрительной разгрузки.

- Вот теперь Алёнушка и Иванушка знают о том, что существует лечебная вода - минеральная, которая так же берёт начала из земли, как и лужа, из которой попил Иванушка. Но от такой воды не превратишься в Козлёночка, а наоборот оздоровишь свой организм.

Давайте, ребята, рассмотрим фотографии минеральных источников нашего края, Самарской области.

Педагог выставляет на магнитной доске фото источников, говорит  их названия и месторасположение.

- На территории Самарской области 8 месторождений минеральных вод. На них - 28 источников, из которых 15 лечебно-столовой воды. Наиболее известна вода «Красноглинская», которая добывается с глубины 148 м на территории санатория «Красная Глинка». Она выходит из пласта доломитов и известняков, куда не проникают никакие химические загрязнения. По своему составу эта вода относится к минеральной природной питьевой лечебно-столовой воде. Она богата минеральными солями и микроэлементами.

Еще одна известная водолечебница расположена на территории Сергиевского района. Здесь бьют Сергиевские минеральные источники, и именно они стали поводом для строительства санатория «Сергиевские минеральные воды».

Педагог вывешивает контурную карту Самарской области на магнитную доску. На карте условно обозначены (фонтанчиком) имеющиеся в нашей области минеральные источники. Затем детям предлагается рассмотреть карту, используя лупу, выбрать любой источник. С помощью педагога, или самостоятельно прочитать название местности и подобрать соответствующий  маркер – карточку с названием  природного источника минеральной воды и поставить на карте. Таким образом, дети находят и обозначают все источники.

- Ребята, давайте представим, что мы геологи. Люди этой профессии проводят исследования, изучают почву, находят месторождения минеральной    воды.

Перед вами карта нашего края, вам нужно, с помощью лупы, найти на карте места с особыми пометками. Что это такое?

(ответы детей)

-А ты Алёнушка согласна с ребятами? Конечно, это водяные фонтанчики! Эти фонтанчики бьют из земли, а значит это источник минеральной воды.

Давайте найдём их все и обозначим фишками с названием.

Дети выполняют поисково-исследовательскую работу, стараясь четко проговаривать названия источников минеральных вод, что способствует лучшему усвоению материала.

-А теперь ребята, я предлагаю, вам и нашим гостям, узнать люди каких профессий занимаются минеральными водами. Посмотрите на картинки. Как называются эти профессии?

(ответы детей)

-Вы молодцы! Назвали почти все профессии. Это гидрогеолог, человек который находит, изучает месторождение источника минеральной воды. Гидра – от слова вода, а геолог – изучает землю.

Это инженер по бурению, он разрабатывает, добывает из земли минеральные воды. Обустраивает источник, чтобы люди могли пить из него.

Это учёный химик, он изучает минеральную воду, определяет, какие полезные микроэлементы находятся в воде, чистая вода, или нет.

Это доктор – физиотерапевт, он назначает людям определённое количество минеральной воды. Так как она лечебная, а вы знаете, что лекарств много нельзя. Ещё он назначает, какую именно минеральную воду можно пить людям с разными заболеваниями.

Медсестра, она следит, чтобы человек соблюдал указания врача и проводит лечебные процедуры, используя минеральные воды.

Буфетчица выдает людям лечебные напитки с минеральной водой.

Продавец, человек, который подаёт готовую, и разлитую по бутылкам различную минеральную воду.

Картинки с названиями, так же размещаются на магнитной доске.

- Вот как много профессий связанно с минеральной водой. А работать эти люди могут в санаториях, где оздаравливается организм человека.

Ребята, давайте устроим санаторий для Алёнушки и Иванушки, проверим, поможет ли лечебная минеральная вода Козлёночку.

Педагог организует сюжетно-ролевую игру «Санаторий». Дети самостоятельно распределяют роли, готовят атрибуты. Встречают гостей санатория, осматривают, ставят диагноз, назначают процедуры с минеральной водой (бассейн, ингаляция), медсестра проводит процедуры, буфетчица предлагает попробовать лечебную минеральную воду.

(диалог детей)

Далее, педагог предлагает детям приобрести готовую минеральную воду в бутылках.

-Как вы думаете, где можно в городе приобрести минеральную воду?

(ответы детей)

-Да, например, купить в магазине. Кто продаёт воду? Как вы будете её покупать? На какие средства? Какие бывают деньги?

(ведётся импровизированный диалог детей, в ситуации покупки минеральной воды в магазине.)

Затем проводиться дегустация заранее заготовленных минеральных вод разных видов.

Дети пробуют минеральную воду и определяют, что одним из свойств, является разный вкус воды. А так же она бывает газированная.

- Ребята, Алёнушка, давайте попробуем минеральную воду! Что вы можете сказать? Какая она на вкус? Вся ли вода одинаковая?

(ответы детей)

-Посмотрите на бутылки, они разные. У них разные этикетки и названия. И отличаются они по вкусу по тому, что в них содержаться разные микроэлементы, маленькие, маленькие не видные глазу вещества. Каждое такое вещество несёт свою пользу для организма. Какие - то микроэлементы лечат легкие, какие - то почки и так далее.

-Какая минеральная вода вам понравилась больше всего?

(ответы детей)

Педагог демонстрирует макет «Минеральное месторождение» и предлагает детям стать гидрогеологам, инженерами по бурению и учёными химиками, и открыть новое месторождение лечебной минеральной воды. Дети с помощью лупы находят возможное место источника, раскапывают, убирая муляжи камешки, выстраивают колодец вокруг источника (горлышко пластиковой бутылки с минералкой), надавливая на бутылку,  добывают минеральную воду. Источник функционирует.

-Ребята давайте сами найдём и обустроим источник лечебной минеральной воды. Ведь нам нужно помочь Козлёночку стать снова мальчиком Иванушкой.

-Молодцы! У нас всё получилось! Скорее дадим Козлёночку попить из нашего источника!

Педагог, как бы поит игрушечного козлёнка, обыгрывая ситуацию,  быстро меняет на куклу в народном костюме Иванушку. Демонстрирует куклами радость исцеления.

-Это чудо, ребята! Козлёночек выздоровел и стал снова мальчиком. Посмотрите как рада Алёнушка возвращению братца. Теперь он усвоил, какая вода полезная, а какую пить категорически запрещено! Давайте попрощаемся с нашими гостями!

(ответы детей)

Куклы убираются.

-Ребята, посмотрите, как шаг за шагом, минеральные воды из земли попадают в магазины.

Педагог демонстрирует алгоритм «Добыча и производство минеральной воды». Детям раздаются карты – задания,  фишки – символы и предлагается повторить такую же последовательность. Проговаривая действие и профессию человека, связанного с этой деятельностью.

Затем педагог предлагает оценить собственную работу детей, с помощью фишек – смайликов на экране – самоанализа. Самая высокая гора – я сделал на отлично, средняя – сделал хорошо, низкая – получилось не всё.

Затем рефлексия. Ответы детей на самые ключевые вопросы (названия источников, название минеральных вод, название профессий, название действий людей этих профессий, польза минеральной воды)

(ответы детей)

 

-Молодцы! Вы хорошо поработали!