Личностное развитие через взаимодействие семьи и школы

Ежова Галина Викторовна, воспитатель

Частное общеобразовательное учреждение "Лицей-интернат №6 ОАО "РЖД"

г.Саратов


    Важнейшими требованиями к модернизации образования выступает обеспечение более высокого качества образования и воспитания  

 Работая  классным руководителем, провожу с  детьми  немало времени, стараюсь сделать их существование в школе комфортным и деятельностным.

В процессе внедрения современных  Федеральных государственных образовательных стандартов  происходит постоянная модернизация образования, в том числе и в работе педагогов. Современное образование призвано формировать личность, способную вести свою деятельность в непрерывно изменяющихся условиях, быстрыми темпами осваивать и эффективно применять для достижения целей инновационные технологии.

Меняется жизнь, меняется время, меняются и наши дети. Сейчас  школьникам  нужна интересная, содержательная, творческая жизнь. За образование и воспитание обучающихся ответственность  несут не только образовательные учреждения, но и прежде всего  родители. Новый стандарт предусматривает взаимодействие «ученик - учитель  - родитель». 

   Огромную роль в работе с родителями для развития личности ребенка оказывает организация досуга  учащихся. В начальной школе эта деятельность проходила более активно, но и сейчас есть инициативная группа, которая предлагает интересно провести  праздник-День именинника или отметить последний день учебного года: это могут быть спортивные соревнования или же посещение канатного лагеря «Задор» на Кумысной поляне за чертой города. Радует, что родители не только предлагают, но и помогают  провести запоминающееся мероприятие.

В  нашем обществе  у подростков популярны квесты, интерактивные игры с их собственным участием. Дети хотят деятельности, движения!!! Моим детям  полюбилась игра-поиск (впервые я ее провела в 5 классе), цель которой найти «клад», выполняя различные задания с помощью эрудиции, полученных знаний, умений и ориентации на местности.Этим «кладом»может быть и книга, и сладости, и канцтовары.

Уже давно у меня есть персональный блог, где родители могут увидеть результат внеклассной работы, фотоотчет с экскурсий и мероприятий, проходящих в школе. Очень упрощает наличие многообразных социальных сетей, групп, где можно быстро и оперативно сообщить срочную информацию, задать вопрос, собрать интересующие сведения.

Сложившаяся система работы по развитию личности учащихся позволяет мне говорить об успешном формировании творческой личности в условиях модернизации образования

Вопрос взаимодействия семьи и школы  весьма актуален. Родители, к сожалению,  все чаще уклоняются от воспитания ребенка, перекладывая эту миссию на педагогов, государство и т.д.  Недавно услышала фразу: «Мы родили его, а воспитывает пусть государство и школа. А нам работать надо!»  Бывает так, что педагог, классный руководитель видит больше, чем родитель. (Месяц назад мой воспитанник стал жаловаться на трудности при чтении  текста из книги, не мог заполнить дневник, у него испортился  почерк, снизилась успеваемость. Оказалось, проблемы со зрением.  «Это он лукавит, отдохнуть хочет! Не обращайте внимания»,- услышала я в ответ на мои рекомендации проверить его здоровье и зрение)  К счастью, это редкое явление, но всё же встречается. К этому нельзя попустительски относиться, необходимо проводить с подобными семьями сложную, кропотливую работу.

Работа с родителями всегда считалась одной из самых трудных в деятельности педагога. 

Совместная деятельность педагогов, родителей и детей может быть успешной, если все положительно настроены на совместную работу, действуют сообща, осуществляют совместное планирование, подводят итоги деятельности. Сотрудничество семьи и школы становится все более актуальным и востребованным. 

Обе стороны предъявляют свои, порой справедливые претензии. Так, учителя жалуются на отсутствие интереса у родителей к школьной жизни своих детей, порой плохое воспитание, отсутствие моральных ценностей, пассивность. Родители же в свою очередь недовольны чрезмерными нагрузками, равнодушием педагога, взаимоотношениями в детском коллективе. Особенно пристальное внимание родителей  к учебно-воспитательному  и  образовательному процессу, на мой взгляд,  проявляется в начальной школе. На средней ступени образования внимание и требовательность  родителей значительно ослабевает, хотя именно в этом непростом подростковой возрасте детям нужно внимание и любовь родителей! (но ни в коем случае, не опека)

 Безусловно, необходимо объединить все усилия для расширения и углубления связей школы и семьи в развитии личности школьника.

 

Родители нуждаются не только в информировании со стороны школы. Они  должны  чувствовать, что они  нужны школе и что школа работает с ними постоянно и системно.  Это не должен быть просто перечень мероприятий по работе с семьёй, а комплексное  и планомерное взаимодействие с ней.