Звук "Ц" и буква "Ц"

Баянова Светлана Николаевна, учитель-логопед

МБОУ "Звездненская СОШ"

Кемеровская область, Кемеровский район, пос. Звездный


Цель: Знакомство со звуком Ц и буквой Ц
Задачи:
1. Образовательные:
- уточнить представление ребенка о звуке [Ц].

- познакомить ребенка с изображением печатной буквы Ц
2. Коррекционно – развивающие:
- развивать подвижность артикуляционного аппарата
- уточнить представление об артикуляционном укладе звука [Ц].
- развивать фонематический слух на звук [Ц].
-развивать речевое дыхание 
- развивать мелкую моторику рук
- нахождение звука [Ц] в слогах, словах, предложениях.
3. Воспитательные:
-формировать положительную мотивацию к занятиям;
-воспитывать самоконтроль речи, желание заниматься.
Оборудование:
На детских столах:

-индивидуальные зеркала;
-квадраты синего, зеленого и красного цвета;

- простые и цветные карандаши;

- предметные картинки по количеству детей, место для «домика слова» – три клеточки;

- лист бумаги с пронумерованными точками, буквой Ц пунктиром, рядом букв;

- На доске:

- изображение курицы и цыплят;

- слова: ЦЫП, цып, Цып, цыП,

- на А4 изображение задания по написанию  буквы Ц пунктиром;

- на А4 изображение задания по объединению пронумерованных точек в букву Ц.

У доски:

- 2 мольберта,

- кубики красного, синего, зеленого цветов (звенящие и не звенящие);

- карточки с изображением домашних животных и их детенышей

- магнитные звуковые карточки
У помощника:

- звуковой файл «писк цыпленка» (звук сообщения на айфоне)

- Цыпленок Цып (игрушка)

- приглашения в 1 класс (в логопункт на следующий год и т.п.)

 

Ход занятия:

 

Логопед

Ребенок

1.      Оргмомент. Дети проходят на ковер, поворачиваются лицами к рабочим столам и гостям.

-Ребята, сегодня к нам на занятие пришли гости. Скажите, какими словами можно поприветствовать гостей?

-Давайте скажем гостям «Здравствуйте» сначала шепотом, потом негромким голосом, постом в полный голос.

- Дети, сегодня на занятие к нам обещал прийти еще один важный гость, но он почему-то опаздывает. Я загадаю вам загадку о нем, попробуйте отгадать, кого мы ждем

Психогимнастика

Был белый дом,

Чудесный дом,

И что-то застучало в нём,

И он разбился и оттуда,

Живое выбежало чудо.

Такое тёплое, смешное

Пушистое и золотое. 

Кто это?

 

Итак, к нам спешит еще один гость, это…

-Добрый день

-Добрый вечер

-Доброе утро

-Здравствуйте

 

Дети здороваются

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-Цыпленок.

 

 

-Цыпленок

 

Дети вместе  с логопедом изображают цыпленка, сидящего в яйце. Показать, как он стучит в скорлупку изнутри, вылезает из скорлупки: сначала высунул головку, потом — правое крылышко, затем — левое. Вылез полностью, отряхнулся и начал прыгать.

2. Артикуляционная гимнастика

- Тот, кто вылез из скорлупки, может садиться на свое место за стол. Поставьте настольное зеркальце на середину стола.

-Выполняем артикуляционные упражнения : «Заборчик», «Трубочка».

-Возьмите соломинку для коктейля. Кладем соломинку горизонтально на язычок, кончик языка поднимаем вверх, держим соломинку язычком, считаем в уме до 5. Следите в зеркало за точностью выполнения.

-Соломинку кладем под язычок, кончик языка опускаем вниз, держим соломину над счет до 5.

-Соломину держим одной рукой за кончик вертикально. Высовываем длинный язычок и дотягиваемся кончиком до нижнего края соломинки. Теперь очень медленно ведем вдоль по соломинке вверх под счет до 10.

-Берем соломинку за другой кончик. Делаем вдох носом, выдыхаем медленно через соломинку. Еще раз.

3. Сообщение темы занятия. Выделение первого звука из словацыпленок. Анализ артикуляции.

- Пока мы ждем нашего гостя, будем учиться слушать и произносить звук, с которого начинается слово цыпленок.Что за звук вы слышите в начале слова Цыпленок?

- Произнесите внимательно этот звук и расскажите, как нужно построить артикуляционный домик, чтобы звук прозвучал правильно?

 

 

 

 

Дети произносят изолированный звук хором, потом цепочкой.

 

-Губы в улыбке.

-зубы заборчиком.

-язычок сначала быстро задел альвеолы, потом опустился за нижние зубки.

4.          Характеристика звука ц. Обозначение цветовым сигналом. (Оборудование- кубики красного, синего, зеленого цветов, звенящие и не звенящие)

- Перед нами кубики, обозначающие звуки. Давайте найдем кубик, соответствующий звуку Ц

Как вы считаете, звук  Ц является гласным или согласным звуком? Почему?

 

- Согласные бывают твердыми и мягкими. А звук Ц особенный,  у него нет мягкого варианта, он всегда только твердый. Значит, каком цветом будем обозначать его на схемах слов?

 

 

 А как определить – звонкий он или глухой?

 

 

 

 

 

 

 

Согласным.Есть преграда для воздуха, выходящего из горлышка, значит, согласный. Красные кубики убираем.

 

-Только синим. Зеленые кубики убираем

 

 

 

-Глухой. Если положить ладонь уголком на  горлышко –горлышко не вибрирует. Из синих кубиков оставляем только глухой, не звенящий.

5.                   Произношение звука ц в слогах

- Вы помните,   цыпленок уже вылупился из яйца. Что же произошло с ним дальше?

Посмотрел Цып вокруг и удивился: «Ац-оц-уц, иц-оц-ац!Уц-Ыц-Ац-ОЦ! Оц-Уц-Иц-Ац»

Увидел овцу, испугался: «Ца-Цо-Цу! Ца-Цы-Цу-ЦО»

Курица успокоила его: «Ца-цо-ца. Цы-ЦА-Цо-Цу».

 

 

 

 

- 4 ребенка повторяют слоги в том же порядке с мимикой удивления.

- 2 ребенка повторяют слоги в том же порядке с мимикой испуга.

- 2 ребенка повторяют слоги в том же порядке успокаивающим низким голосом.

 

6.                      Развитие фонетического слуха. Слышен звук телефона

- пришло сообщение -: «Здравствуйте, это я, цыпленок Цып. Очень спешил к вам на занятие, по дороге рассыпал все слова со звуком Ц, срочно выручайте» . Ребята, у вас на столах есть изображения предметов, в названии которых есть звук Ц. Нужно найти его место в слове – вначале, в конце или в середине слова и обозначить синим крестиком.

 

 

 

Дети находят место звука Ц в слове, обозначают синим крестиком.

 

Каждый ребенок встает и комментирует свою работу, например: «У меня слово «Солнце», звук Ц находится в середине слова.»

 

7.      Физминутка

 

Из колодца принесла

Курица водицы.

И цыплята всей семьей

Побежали мыться.

 

Только Цып стоит в сторонке,

Не желает мыться,

Потому что как огня

Он воды боится.

И сказала мама строго:

— Мыться дети все должны.

Цып играть не будет с нами.

Нам грязнули не нужны.

 

8.      Связь звука с буквой.

У вас на столах лежат листочки со следующим заданием. Нужно соединить цифры по порядку номеров.(показ на листе А4 на доске).Что получилось?

- буква, обозначающая звук Ц, называется ЦЭ. Она состоит из пяти элементов: вертикальная палочка, горизонтальная длинная слева направо. Отрываем карандаш, рисуем вторую вертикальную палочку, от нее короткую горизонтальную слева  направо и вниз короткую, как коготок.. (показ на листе А4 на доске).

Вот какая буква Ц.

С коготочком на конце.

Коготок-царапка,

Как цыплячья лапка.

Найдите среди других и обведите кружком букву Ц .

 

 

 

- получилась буква

 

 

 

- дети подсказывают

9.                      Закрепление звука в словах, звуко-слоговой анализ слов с графической записью. Слышен звук телефона

- пришло сообщение «Спасибо за помощь. Сообщите, пожалуйста, как пишется мое имя и кто я и кто моя мама, а то все думают, что я потерялся». Ребята, надо выручать малыща. Он сообщал, что его имя… ЦЫП! (на доске четыре варианта написания слова: ЦЫП, цып, Цып, цыП.) Какой вариант правильный? Почему? Какие еще слова пишутся с большой буквы? Напишите имя цыпленка на листке.

 

- А кто родители Цыпа? Может быть, лошадь? А как зовут детеныша лошади? (предьявляются карточки с изображением домашних животных и их детенышей) Назовите животное (птицу) и его детеныша.

 

 

 

- Итак, родители цыпленка- петух и курица, как их назвать одним словом?

 

- Сколько слогов в слове ПТИЦА? А в слове КУРИЦА?

- Нужно выложить звуковые схемы этих слов при помощи цветных квадратов, которые лежат у вас на столах.

- для проверки Марк и Ксениявыложут схемы на мольбертах магнитными карточками.

- Оля и Саша напишут эти слова буквами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- правильный третий вариант.

- клички животных пишутся с большой буквы.

- с большой буквы пишутся имена, фамилии и отчества людей, названия городов и рек, стран.

 

 

- Детеныша лошади называют жеребенок

 

 

- у свиньи поросенок

- у овечки ягненок

- у утки утенок

- у козы козлята

- у гусыни гусята

- у курицы цыплята. Папа цыпленка – петух.

 

-Петух и курица -  это птицы

 

- в слове ПТИЦА два слога.

- В слове КУРИЦА – три слога.

 

 

Дети выкладывают звуковые схемы слов на столах.

10.                  Слышен звук телефона

- пришло сообщение:«Благодарю вас, вы мне очень помогли. Но сейчас я попал в царство со странным названием Ырк, где жители не знают звука Ц и слогов ЦА, Цо, Цы. Помнят только похожие слова. Могут ли ваши дети выручить их?» Дети передают друг другу мяч, педагог говорит первое слово, дети образуют пару со звуком Ц)

овечка-овца

лиса- лисица,

заяц-зайцы

лев-львица,

медведь-медведица,

зайчиха-заяц,

волк-волчица,

дрессировщик-дрессировщица,

фокусник-фокусница,

колечко-кольцо,

зритель-зрительница,

Как же правильно называется царство, в которое попал наш друг цыпленок? Это не Ырк,а…

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Это ЦИРК!

 

11.                  Развитие мелкой моторики. Закрепление изображения буквы.

- Я думаю, что цыпленок спешит к нам не с пустыми руками, давайте и мы ему сделаем  подарок. Предлагаю сделать первую букву его имени из пушистой проволочки, которая приготовлена на ваших столах.

 

 

 

Дети делают букву Ц из пушистой проволоки желтого цвета, выгибая ее по показу логопеда.

12.                  Итог занятия:

- Дети, что новое вы узнали на сегодняшнем занятии?

 -Что делать вам понравилось больше всего?

- Что запомнилось?

 

- Мы узнали, что есть звук Ц и буква Цэ, вспомнили, что имена , фамилии людей и клички животных пишутся с большой буквы, выложили звуковые схемы слов, образовывали новые слова

13.                  Заключение

Вот я услышала стук в дверь. Кто же пришел? Да это цыпленок Цып наконец-то добрался до нас!

С подарками в сумочке! Здесь приглашения в первый класс для тех, кто старательно и успешно занимался с логопедом. Поздравляю вас, вы приглашены в школу!А цыпленок теперь будет жить в нашей группе и участвовать в ваших играх.

 

 

Дети здороваются